Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 10.03.2018

Статья просмотрена: 2689 раз

Библиографическое описание:

Чагарбиев, С. Н. Диверсификация как стратегия устойчивого развития предприятия / С. Н. Чагарбиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48698/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время в условиях рыночной экономики основной целью любого хозяйствующего субъекта является стремление к повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и технического уровня производства, а также обеспечению выхода новой продукции и инновационных технологий как на внутренний, так и на внешний рынки и закреплению своих позиций на них. Таким образом, важнейшей задачей системы управления предприятия является не только упорядочение производственного процесса, но и создание таких условий, которые обеспечивали бы устойчивое развитие предприятия посредством внедрения технологий управления, способствующих более полному и рациональному использованию возможностей предприятия.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация показывает нам, что условия, в которых функционируют предприятия, отличаются крайней нестабильностью. Замечаются высокие темпы НТП, жесткая конкуренция, потребители становятся все более разборчивыми и капризными в приобретении товаров, сервисное обслуживание становится важным аспектом в сфере торговли.

Высокая степень неопределенности и динамично развивающиеся рыночные отношения являются основными параметрами внешней среды, которые, в свою очередь, играют важнейшую роль в функционировании хозяйствующих субъектов и их устойчивом развитии. Переход от командной экономики к свободно рыночной позволил разработать новую модель стратегического управления, которая основана на свободе выбора хозяйствующим субъектом вида деятельности и пути ее осуществления и развития.

От правильности данного выбора зависят потенциал предприятия в достижении поставленных целей и то, какое место оно будет занимать на рынке данной продукции (товаров или услуг), где с каждым днем обостряется конкуренция. Для разработки стратегии предприятия в современных рыночных условиях хозяйствующему субъекту необходимо разработать научно обоснованную концепцию, определяющую основные принципы функционирования и устойчивого развития предприятия.

В научной литературе с развитием экономических отношений ученые-экономисты стали обращать все большее внимание обсуждению проблемы обеспечения устойчивого развития экономических систем различного типа. Несмотря на это, до сих пор им не удалось представить в полном объеме рекомендации, связанные с данным процессом, в том числе применительно к «первичной ячейке» рыночной экономики — к предприятию.

Тщательное изучение и рассмотрение сущности понятия «устойчивое развитие предприятия», а также разработка методического обеспечения развития данного типа, поможет нам в решении поставленной в преамбуле проблемы.

Для решения этой проблемы проведем небольшой анализ понятия «развитие».

В толковом словаре Ожегова «развитие» — это: «1. Процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 2. Степень сознательности, просвещенности, культурности». [5].

О. А. Богомолов и В. А. Горемыкин интерпретируют понятие «развитие» следующим образом: «это качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и улучшения качества выпускаемой продукции». [2, с. 267].

Недостатки вышеприведенного определения, учитываются Р. Л. Акоффом, полагающим, что «развитие — это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания индивида удовлетворять свои желания и желания общества в целом. Это скорее вопрос мотивации, знаний, понимания и мудрости, чем богатства. Развитие более тесно связано с качеством, чем с уровнем жизни. Развитие представляет собой приобретение потенциала для улучшения, а не реальное улучшение качества и уровня жизни». [1, с. 138].

Разобрав понятие «развитие», мы перейдем к понятию «устойчивое развитие». Проведенные нами исследования позволили выявить несколько определений данного понятия, для которых характерны следующие основные признаки:

– моральный принцип равенства между поколениями, видами и группами;

– гармонизация человечества и окружающей среды;

– управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и преумножения человеческих возможностей;

– обеспечение в длительной перспективе высоких показателей социально-экономического и экологического состояния региона и страны в целом. [4].

Следовательно, относительно объекта нашего исследования — предприятия, понятие «устойчивое развитие» подразумевает:

– прирост потенциала предприятия;

– повышение качества жизни лиц и организаций, которые имеют отношение к рассматриваемому предприятию в длительной перспективе;

– высокую динамику факторов внешней среды;

– оригинальность принимаемых управленческих решений;

– постоянность и высокую трудоемкость обеспечения развития предприятия;

– допустимый уровень отклонений фактических показателей деятельности предприятия от их плановых.

В условиях стагнации и экономического кризиса стратегия диверсификации производства рассматривается как одна из стратегических альтернатив устойчивого развития предприятия.

Исследование организационно-экономических механизмов диверсификации производства представляется необходимым начать с выяснения ее сущностного содержания.

Первыми и наиболее значимыми работами, заложившие основу данной области, стали труды известных экономистов Р. Румельта, Б. Скотта, И. Ансоффа, Р. Акоффа, Е. Есинары и др. В результате их исследований понятие «диверсификация» получила призвание, как стратегия, снижающая риск рыночной деятельности в неблагоприятных условиях, и повышающая степень устойчивости предприятия.

Диверсификация — это одно из направлений экономической стратегии, используемое в производственном предпринимательстве, основной целью которого является расширение сферы деятельности хозяйствующего субъекта посредством выпуска новых товаров или услуг, производство которых не связано с его основной деятельностью, с использованием тех же основных средств за счет реализации внутрипроизводственных резервов. Основным содержанием данной стратегии являются научно-технические, организационные и коммерческие мероприятия, направленные на поиск и внедрение новых направлений производства товаров и услуг. [6, с. 59].

В научной литературе выделяют следующие основные типы диверсификации:

1) вертикальная диверсификация — направлена на поглощение потребителей и поставщиков, преимущество которой заключается в абсолютном контроле за всем производственным процессом: от сырья до готовой продукции. Вертикальная диверсификация характерна для деятельности, связанной с переработкой основополагающего ресурса (дерева, нефти и т. д.);

2) горизонтальная диверсификация предполагает производство нового товара, несвязанного с выпускаемым, который может быть интересен существующей клиентуре;

3) конгломератная или побочная диверсификация предполагает проникновение предприятия в другие отрасли. Данная форма диверсификации характеризуется приобретением новых для данного хозяйствующего субъекта производств, гарантирующие максимально высокую прибыль;

4) концентрическая диверсификация — пополнение ассортимента продукции за счет производства товаров, схожих с технической и маркетинговой точки зрения с товарами, уже выпускающимися, но предназначенных для привлечения новых клиентов. [3].

Почему возникла необходимость в таком сложном процессе, как диверсификация, и каковы ее причины?

Выделим следующие основные причины диверсификации производства:

– выживаемость — предполагает меры по устранению неблагоприятного производственного, рыночного или материального воздействия;

– стабильность — задействование производственного баланса в циклическом производстве;

– производственная утилизация ресурсов;

– приспособление к постоянно меняющимся потребностям покупателей;

– рост.

Данные причины диверсификации вызваны необходимостью повышения эффективности предприятия не только на короткий период времени, но и на долгосрочную перспективу, т. е. связаны с принятием не только тактических, но и стратегических решений.

Для практической реализации стратегии диверсификации предлагаем использовать следующие методы диверсификации:

– расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

– обновление (усовершенствование) продукции;

– охват новых сегментов рынка;

– территориальное расширение рынков;

– создание собственной сырьевой или сбытовой базы, что позволило бы оказывать услуги другим предприятиям;

– организация нового производства на имеющемся предприятии;

– создание новых предприятий (в том числе филиалов и дочерних предприятий);

– покупка действующих предприятий (конкурентов или не связанных с деятельностью действующего предприятия);

– объединение с другими предприятиями, слияние и поглощение;

– создание альянсов между предприятиями без перехода права собственности;

– приобретение долговых обязательств или производственных мощностей обанкротившихся предприятий.

Также, на наш взгляд, необходимо отметить следующие стратегические выгоды диверсифицированного предприятия, которые не характерны для специализированного:

1) диверсификация является одним из наиболее эффективных способов осуществления капитальных вложений и уменьшения степени риска;

2) производя целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность;

3) многоцелевое использование производственных мощностей предприятия позволяет снизить как издержки производства, так и трансакционные издержки;

4) персонал предприятия накапливает большой технический и управленческий опыт;

5) предприятие получает технологический выигрыш в результате совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и обменивается опытом в различных стратегических единицах бизнеса;

6) предприятие получает возможность большей дифференциации производимой продукции.

В зависимости от степени диверсификации промышленные предприятия классифицируются (от доли однотипной продукции в общем объеме продаж) как специализированные, если доля однотипной продукции в общей продаже составляет более 75 % и как диверсифицированные, если менее 75 %. [1].

Как показывает практика, множество успешных компаний начали свою деятельность как специализированные и достигли большого успеха, используя стратегию концентрации, иными словами, не выходя за рамки одной отрасли. Наряду с этим также необходимо отметить, что среди компаний, использующих данную стратегию, наблюдается наибольшее число банкротств, что характеризуется высоким уровнем риска. Использование стратегии отраслевой концентрации может быть оправдано только на ранних этапах жизненного цикла отрасли, поскольку при благоприятных обстоятельствах она может обеспечить высокие темпы развития производства и прироста капитала. На последующих этапах своего развития по мере удовлетворения основной массы потребителей на смену концентрации должна прийти стратегия отраслевой диверсификации производственной деятельности, что позволит компании наиболее широко использовать накопленный опыт в сфере управления, маркетинга, производственных технологий и т. п., и, соответственно, способствует увеличению конкурентных преимуществ диверсифицируемых подразделений. Однако она эффективна в случае благоприятного прогноза конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Таким образом, диверсификация:

1) является важным средством управления финансовыми рисками, что позволяет компенсировать убытки по одним направлениям деятельности за счет получения большей прибыли от реализации продукции других стратегических направлений, при этом потери по одному направлению деятельности не будут оказывать существенное влияние на финансово-экономическое состояние предприятия, поскольку его удельный вес в доходах уже не будет доминирующим;

2) позволяет предприятиям наиболее полно использовать свой ресурсный потенциал, что позволяет смягчить сезонность производства, повысить занятость промышленно-производственного персонала, получить больший доход от своевременной и продуманной отраслевой маневренности, быстрее наращивать объемы производимой продукции, обладающей высоким спросом, а также сократить те стратегические направления деятельности, по которым конъюнктура рынка стала неблагоприятной;

3) диверсификация позволяет предприятию добиться синергетического эффекта, что в свою очередь, при прочих равных условиях, повышает эффективность деятельности предприятия и его устойчивость.

Следовательно, диверсификацию деятельности предприятия целесообразно рассматривать как инструмент управления его развитием, причем виды диверсификации зависят от сферы деятельности, размеров, ресурсов и стратегических целей предприятия.

Литература:

  1. Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р. Л. Акофф: пер. с англ. — М.: Сирин, 2012. — 256 с.
  2. Горемыкин В. А. Экономическая стратегия предприятия: учебник / В. А. Горемыкин, О. А. Богомолов. — М.: Филинъ, — 2012. — 506 с.
  3. Немченко Г. Донецкая С., Дьяконов К. Диверсификация производства: цели и направления деятельности. // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 5. С. 69–80.
  4. Ниазян В. Г. Теоретические подходы к определению устойчивого развития / В. Г. Ниазян // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 1.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.
  6. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 119 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, выпускаемая продукция, устойчивое развитие предприятия, хозяйствующий субъект, вертикальная диверсификация, внешняя среда, длительная перспектива, научная литература, однотипная продукция, производственный процесс.


Задать вопрос