Психологическое состояние у постинсультных больных с нарушениями речевой функции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.11.2018

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Купцова, А. Д. Психологическое состояние у постинсультных больных с нарушениями речевой функции / А. Д. Купцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54062/ (дата обращения: 26.04.2024).



Наиболее частыми последствиями инсульта являются нарушения речевой функции в форме дизартрии и афазии, нередко сочетающиеся с различными видами агнозий и апраксий, а также различными психическими расстройствами. После выхода из острого состояния больной начинает оценивать свое положение и изменения, связанные с болезнью. К таким изменениям относятся: ограничение самостоятельного движения, невозможность к самообслуживанию и возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессий, суицидальных наклонностей, а также тяжелых невротических состояний. Одним из наиболее болезненных изменений, которое приводит больного к социальной депривации является невозможность речевого общения вследствие различных форм афазий.

Ключевые слова: афазия, инсульт, речь, нарушение, реабилитация

Целью исследования было выявление психического состояния пациентов, перенесших инсульт на момент нахождения в стационаре.

В исследовании приняли участие 16 мужчин и 16 женщин с диагнозом ишемический инсульт.

Исследование речи при помощи нейропсихологического блиц-обследования Визеля показало результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Результаты, полученные по исследованию степени выраженности афазии

Легкая степень афазии

Средняя степень афазии

Абс.

%

Абс.

%

НЗ

0

0 %

НЗ

13

81 %

СЗ

0

0 %

СЗ

3

19 %

ВЗ

16

100 %

ВЗ

0

0 %

Исходя из данных Табл.1, можно заметить, что большинство испытуемых имели высокие значения легкой степени афазии и низкие и средние значения в средней степени афазии.

Исследование жизненной активности пациента были проведены при помощи индекса активности повседневной жизни Бартела. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты, полученные по исследованию повседневной активности пациентов

Легкая степень афазии

Средняя степень афазии

Абс.

%

Абс.

%

НЗ

0

0 %

НЗ

16

50 % %

СЗ

2

50 %

СЗ

13

41 %

ВЗ

2

50 %

ВЗ

3

9 %

Из результатов, полученных по методике Бартела и продемонстрированных в таблице, видно, что есть всего 4 пациента с легкой и умеренной зависимостью в повседневной и совсем нет пациентов с выраженной зависимостью, а среди пациентов со средней степенью афазии большая часть пациентов имеют выраженную и умеренную степень афазии.

Для того, чтобы понять внутренние ощущения пациентов относительно болезни, была применена методика «Гиссенский опросник соматических жалоб», а наше внимание направлено на шкалу «Интенсивность жалоб». Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты, полученные по шкале «Интенсивность жалоб» Гиссенского опросника соматических жалоб

Легкая степень афазии

Средняя степень афазии

Абс.

%

Абс.

%

НЗ

2

13 %

НЗ

4

20 %

СЗ

4

25 %

СЗ

5

12 %

ВЗ

10

62 %

ВЗ

11

68 %

Из результатов, продемонстрированных в таблице 3, видно, что большая часть пациентов с различными степенями афазий имеют высокие показатели по шкале «Интенсивность жалоб», которая демонстрирует общий уровень ипохондричности пациентов.

Для оценки невротических проявлений и основных синдромов невротических состояний была проведена методика оценки невротических состояний. Был рассчитан средний результат по всем шести методикам, который вы можете видеть в таблице 4.

Таблица 4

Результаты, полученные по методике невротические состояния.

Легкая степень афазии

Средняя степень афазии

Абс.

%

Абс.

%

НЗ

1

6 %

НЗ

0

0 %

СЗ

0

0

СЗ

0

0 %

ВЗ

15

94 %

ВЗ

16

100 %

Из таблицы 4 видно, что у большинства испытуемых имеется довольно низкий средний балл по данной методике, что свидетельствует о болезненных невротических состояниях постинсультных больных, независимо от степени афатического расстройства.

Литература:

  1. Яхно Н. Н., Захаров В. Н. Легкие когнитивные нарушения в пожилом возрасте // Неврологический журнал. — 2004. — № 1.
  2. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Черникова Л. А. Клиническое, физиологические и нейропсихологические аспекты баланс-тренинга у больных с последствиями инсульта // Биоуправление: теория и практика. Коллективная монография. — Новосибирск. -2008. — № 3. — С. 80–87.
Основные термины (генерируются автоматически): афазия, таблица, большинство испытуемых, методика, часть пациентов.


Похожие статьи

Методика скрининг обследования больных с афазией

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии.

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не

В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы.

Паралингвистические средства коммуникации в системе...

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта.

Уже в 40-е годы ХХ века логопедическая ритмика вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных с афазией.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой...

Частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. являются нарушения речевой функции, которые проявляются в форме афазий, сочетающихся с патологией других высших психических функций...

Нейролингвистический аспект афазии | Статья в журнале...

Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи.

Исследование речевых нарушений в морфологической системе...

На данный момент методики по преодолению афазии (М. К. Шохор-Троцкая, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Е. С. Бейн и др.) практически не берут в учет

Нами проводится исследование лиц с афазией с целью определения уровня сформированности морфологического строя речи и...

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

У больных с различными формами афазии грубо-средней и средней степени выраженности, когда уже пройден этап восстановления понимания речи и растормаживания речи пациента, необходимо переходить к стимулированию самостоятельной речи больного.

Восстановление функции глотания у пациентов с дизартрией...

Таблица 1. Количество пациентов с нарушениями глотания (на основании анализа собственного практического

Ниже в виде таблицы приведен краткий анализ отобранных нами методик.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения...

Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников...

Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения.

Таблица 2. Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией.

Методика скрининг обследования больных с афазией.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю».

Похожие статьи

Методика скрининг обследования больных с афазией

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии.

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не

В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы.

Паралингвистические средства коммуникации в системе...

Паралингвистические средства коммуникации в системе восстановительного обучения пациентов с афазией в остром периоде инсульта.

Уже в 40-е годы ХХ века логопедическая ритмика вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных с афазией.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой...

Частыми последствиями инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. являются нарушения речевой функции, которые проявляются в форме афазий, сочетающихся с патологией других высших психических функций...

Нейролингвистический аспект афазии | Статья в журнале...

Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи.

Исследование речевых нарушений в морфологической системе...

На данный момент методики по преодолению афазии (М. К. Шохор-Троцкая, Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Е. С. Бейн и др.) практически не берут в учет

Нами проводится исследование лиц с афазией с целью определения уровня сформированности морфологического строя речи и...

Афазия и пути её преодоления | Статья в журнале...

У больных с различными формами афазии грубо-средней и средней степени выраженности, когда уже пройден этап восстановления понимания речи и растормаживания речи пациента, необходимо переходить к стимулированию самостоятельной речи больного.

Восстановление функции глотания у пациентов с дизартрией...

Таблица 1. Количество пациентов с нарушениями глотания (на основании анализа собственного практического

Ниже в виде таблицы приведен краткий анализ отобранных нами методик.

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения...

Система обследования праксиса и гнозиса у дошкольников...

Далее к методике открывается рисунок и ребенку предлагается назвать в том же порядке показанные два, потом три изображения.

Таблица 2. Система обследования праксиса удошкольников смоторной алалией.

Методика скрининг обследования больных с афазией.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи...

Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю».

Задать вопрос