Нейролингвистический аспект афазии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №33 (219) август 2018 г.

Дата публикации: 19.08.2018

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Каширкина, В. В. Нейролингвистический аспект афазии / В. В. Каширкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 33 (219). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/219/52354/ (дата обращения: 19.09.2020).



Среди различных видов нарушений речи афазии занимают особое место. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи.

Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной адаптации этой большой группы больных, перенесших нарушение мозгового кровообращения, или травму головного мозга, до сих пор остается острой. Многие вопросы клинической афазиологии (афазия при ишемическом и геморрагическом инфаркте, локализация очага поражения, особенности мозгового кровотока и т. п.) и значительной степени решены. В последние десятилетия большой вклад в отечественную клиническую афазиологию внесен Е. В. Шмидтом, Р. А. Ткачевым, Л. Г. Столяровой, Ахутиной Т. В., Бейн Э. С. и др.

Многообразие разноязычной фонетики, слого- и словообразования, лексики, грамматики и синтаксиса приводит к мысли о необходимости единого методологического подхода к пониманию того, что такое речь, как она пользуется различными языковыми кодами, как человеческий мозг справляется с языковым многообразием. Такой единый методологический подход разработан двумя выдающимися отечественными нейропсихологами — Л. С. Выготским и А. Р. Лурия.

В работах А. Р. Лурия отмечается, что все формы афазий весьма и весьма вариативны, однако им не раскрыты варианты разных форм афазии, не произведен их нейролингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изучены афазии исключительно у правшей. Афазии же у левшей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40 % населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.

Нейролингвистика как один из способов анализа клинической картины нарушения речи при афазии с помощью лингвистических терминов и на основе лингвистических теорий появилась сравнительно недавно. Нейролингвистический метод анализа афазии является подсобным методом при нейропсихологическом и психологическом изучении нарушений речи при афазии.

Афазия, являясь нарушением речи как психического процесса, обнаруживается прежде всего и преимущественно в дефектах вербальной и невербальной коммуникации, в изменениях личности больного, его эмоциональной сферы и поэтому афазия должна быть предметом нейропсихологии и психологии и объектом изучения неврологии, нейролингвистики и других смежных областей знания. Нейролингвистика в нейропсихологии занимает важное место. Однако этот метод исследования афазии может достичь эффекта только при тесном взаимодействии с нейропсихологическим и психологическим исследованиями афазии. А. Р. Лурия одним из первых объединил в своих исследованиях афазии достижения современной нейропсихологии, психологии и психолингвистики. Он был первым, кто дал подлинно научный нейролингвистический анализ нарушений устной речи при афазии — говорения и понимания, — в основе которого лежал нейропсихологический анализ дефекта.

Сотрудничество нейропсихологии и лингвистики ярко проявилось в создании концепции двух классов афазических нарушений речи, связанных с преимущественным выпадением синтагматической или парадигматической систем языка. При поражении передних отделов мозга (динамическая, эфферентная моторная афазия) преимущественно страдает связное, развернутое, синтагматически организованное высказывание, в то время как возможность использования парадигматических кодов языка остается относительно сохранной. Противоположная картина наблюдается при поражении задних отделов речевой зоны мозга (афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая афазии), вызывающем прежде всего нарушения использования парадигматически организованных кодовых единиц языка.

Ряд исследований был направлен на изучение роли грамматики в понимании предложения при афазии. Отрицательное влияние грамматического плана речи на психологический более всего проявляется при эфферентной моторной афазии, при которой в наибольшей степени нарушается психологический план речи. При поражении задних отделов мозга психологический план речи оказывается относительно более сохранным, позволяя компенсировать нарушения грамматического плана речи.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и ее качественные нарушения (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т. д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии. Изучение закономерностей нарушения лексики и разработка научных основ преодоления ее дефектов — важная задача афазиологии.

Одним из направлений в исследовании нарушения лексики при афазии является изучение нарушения использования глагола в речи больных. В литературе по афазии неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии. Исследование вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией является важной проблемой в афазиологии, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение.

Общепризнано, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Значение вопроса о нарушении глагола — при каких формах афазии, как и почему нарушается глагол — велико не только для уточнения представлений об афазии, но прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы. Изучение этих вопросов и стало задачей одного из исследований (Ахутина, Полонская, 1977).

Из лингвистических работ известно, что глагол, являясь важнейшей лексико-грамматической категорией в словаре человека, несет две функции — номинативную (называя действие) и грамматическую (организуя предложение). В связи с такой двойственной природой глагола можно установить, как нарушается актуализация и пользование глаголом в зависимости от формы афазии. Было обнаружено, что у больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиями актуализация глаголов нарушена. Однако это нарушение вызвано разными причинами. У больных с эфферентной моторной афазией оно обусловлено моторными дефектами, патологической инертностью, дезорганизацией грамматической стороны речи. У больных с акустико-мнестической афазией трудности актуализации глаголов вызваны дефектами припоминания и выбора слов из семантического поля, которые могут быть связаны или с нарушением структуры поиска нужного слова, или с нарушением структуры семантического поля. Оказалось также, что при эфферентной моторной афазии нарушается, прежде всего, грамматическая функция глагола, а при акустико-мнестической — номинативная. При акустико-мнестической афазии семантических полей больше, но слов в каждом поле меньше, и нет четких границ между полями, наблюдается перескакивание с поля на поле, «вплетение» слов одного поля в другое. Эти данные можно рассматривать в целом как структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии, проявляющееся в расширении значения слова, которое приводит к недифференцированности границ семантических полей, в дефектах процессов тормозимости, в нарушении селективности, когда всплывает одновременно несколько слов, становящихся равновероятными при назывании предметов, и др. Можно считать, учитывая эти работы, что нарушение селективности внутри семантического поля при задании выбрать нужное слово и нарушение границ семантических полей связаны с недифференцированностью всплывающих образов-эталонов, с элиминированием их отличительных признаков при их сличении со словом, что является одним из механизмов нарушения актуализации слова.

При всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей, распадается и его внутреннее конструктивное единство, единство различных его планов — выражения, звучания и значения. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, т. е. от первичного механизма ее возникновения. Это и ведет к нарушению различных функций слова — лексических, грамматических и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.,1989.
  2. Ахутина Т. В. Нейролингвистические нормы.//Хрестоматия по нейропсихологии. М.,1999.
  3. Бейн. э.С. О некоторых особенностяхсмысловойструктуры слова и граммитичесокго строя речи при афазиях // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М.,2005.
  5. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь М.,1934.
  7. Гак В. К. К ппроблеме синтаксисечкой семантики //Инвариантные синтаксические значения и структуры предложения. М., 1969.
  8. Лурия А. Р. О патологии грамматических операций. Вып. 3 М., 1946.
  9. Лурия А. Р. развити е речи и формирование психологических процессов// психологическая наука в СССР Т.1 М., 1959
  10. Шохор-Троцкая М. К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): афазия, семантическое поле, форма афазии, эфферентная моторная афазия, нарушение, грамматический план речи, единый методологический подход, нарушение речи, нужное слово, психологический план речи.


Похожие статьи

Использование сленга и устойчивых выражений при...

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт

нарушенный слух, устная речь, дошкольный возраст, ребенок, коррекционная работа, нарушение слуха, жестовая речь, Российская Федерация, дальнейшее...

Похожие статьи

Использование сленга и устойчивых выражений при...

динамическая афазия, больной, грамматическое структурирование, слово, нарушение, речевое действие, речевой акт

нарушенный слух, устная речь, дошкольный возраст, ребенок, коррекционная работа, нарушение слуха, жестовая речь, Российская Федерация, дальнейшее...

Задать вопрос