Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (165) август 2017 г.

Дата публикации: 06.08.2017

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Денисова М. И. Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией // Молодой ученый. — 2017. — №31. — С. 56-59. — URL https://moluch.ru/archive/165/45323/ (дата обращения: 13.11.2019).



Наиболее частым последствием инсульта, являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий. Термин «афазия» происходит от греч. «fasio» (говорю) и приставки «а» (не-) и означает дословно «не говорю». Афазия — это нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное локальным поражением одной или более речевых зон мозга. При поражении вторичных полей коры нижних отделов премоторной (заднелобной) зоны левого доминантного (у правшей) полушария головного мозга, возникает эфферентная моторная афазия, первичным дефектом которой является эфферентная моторная апраксия. Эфферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить серии звуков речи, т. е. способность совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционными позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения. Произнося, например, слово «кошка», в момент артикулирования первого звука (К) мы уже готовим артикуляционный уклад для последующих звуков и слогов. Слово «кошка» не звучит как К, О, Ш, К, А, а представлено целостной цепочкой плавно перетекающих друг в друга артикулем. Наиболее характерным симптомом при данной форме афазии является нарушение воспроизводства плавной речи, вследствие патологической инертности артикуляторных актов. В речи таких больных часты персеверации, препятствующие плавному переключению с одной артикуляторной позы на другую, наблюдаются пропуски, перестановки, добавления лишних звуков, итерации — повторы звуков, антиципации — уподобление одного слога другому.

Преодоление расстройств произносительной стороны речи при эфферентной моторной афазии проводится в несколько этапов.

1 этап: Выработка орально-артикуляторных переключений.

Оральный праксис лежит в основе артикуляционного. Поэтому, следует начинать работу с выработки плавного переключения одного орально-артикуляционного уклада на другой. Для этого используют следующие виды упражнений:

– 1 раз поцокать языком, 2 раза подуть;

– 2 раза поцокать языком, 3 раза подуть;

– 1 раз поплевать с кончика языка, 2 раза поцокать языком;

– 2 раза поплевать с кончика языка, 3 раза поцокать языком;

– 1 раз пощёлкать языком у передних верхних зубов, 2 раза поплевать с кончика языка;

– 2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов, 3 раза поплевать с кончика языка;

– 1 раз поцокать, 2 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов;

– 2 раза поцокать, 3 раза пощёлкать языком у передних верхних зубов и т. д.

Во избежание «застреваний» на одном орально-артикуляционном укладе, используют отстукивание соответствующего ритмического рисунка.

2 этап: Выработка артикуляторных переключений в пределах слога.

На данном этапе отрабатывается плавное переключение в пределах слога: сначала только на гласных звуках, затем присоединяются согласные. При работе с гласными используется метод дирижирования: на каждый звук движение рукой. Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слогов.

– с контрастными по артикуляционному рисунку гласными.

Например: АУ ИО ЭУ ЫО ОЭ АО УИ /

АУИ ИОА ЭУО ЫОИ ОЭУ АОУ УИА /

АУИО ИОАУ ЭУОА ЫОИЭ ОЭУИ АОУЫ УИАО /

– с различными гласными, в том числе и йотированными.

Например: ЯЁ ЕЮ ЁИ ЮЯ ИЕ ЮЁ ЯИ /

ЯЁУ ЕЮА ЁИО ЮЯИ ИЕЫ ЮЁА ЯИУ /

ЯЁУИ ЕЮАО ЁИОЮ ЮЯИЕ ИЕЫО ЮЁАУ ЯИУЫ /

– в сочетании согласных и гласных звуков.

Например: МА БО ДУ ЛЫ ВИ ШЕ ТЁ ДЯ ГЭ (открытые слоги)

АМ ОБ УД ЫЛ ИВ ЕШ ЁТ ЯД ЭГ (закрытые слоги)

– в сочетании с контрастными по артикуляционному рисунку согласными.

Например: КПА — ПКА / МСО — СМО / ГДУ — ДГУ / БЛЫ — ЛБЫ

АКП — АПК / ОМС — ОСМ / УГД — УДГ / ЫБЛ — ЫЛБ

– наращивание слогов.

Например: РИ — ТРИ — СТРИ — ПСТРИ /

ЦА — ДЦА — ГДЦА — БГДЦА /

ЧЭ — ПЧЭ — КПЧЭ — ТКПЧЭ /

3 этап: Экстериоризация звуко-ритмической стороны слова.

На данном этапе делается акцент на восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова путём дифференциации слов по длине и слоговому составу.

– деление слов на слоги.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слога. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры (односложные слова, двусложные с открытыми слогами, трёхсложные слова с открытыми слогами, четырёхсложные с открытыми слогами, двухсложные слова с одним закрытым слогом и т. д.).

Например: МАК ЛУК СОК СОН /

КА-ША НО-ТЫ ПО-ЛЕ БА-НЯ /

А-ФИ-ША О-ХО-ТА У-ДА-ЧА /

КА-НИ-КУ-ЛЫ ГУ-СЕ-НИ-ЦА /

МА-ТЕ-МА-ТИ-КА ПЕ-РЕ-НО-СИ-ЦА /

ВО-ЛОС ЗА-МОК ГО-РОД КО-ЛОС /

– выделение ударения в слове.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) троек слов с перемещающимся ударением. Выделение ударного слога более звучным хлопком.

Например: ПЕ-НИ-Е НА-У-КА КО-ЛЕ-СО /

ЛИ-НИ-Я КА-Ю-ТАМО-ЛО-КО /

ЛИ-ЛИ-Я ПО-Э-МА РЕ-ШЕ-ТО /

– воспроизведение голосом абриса (фонетического рисунка) слова.

Плавное произнесение всех гласных звуков слова с выделением голосом ударной гласной.

Например: берёза — бЕрЁзА

галоши — гАлОшИ

гусеница — гУсЕнИцА

– подбор слов с идентичной звуко-ритмической структурой.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) отрабатываемых пар слов. Слова подбираются с постепенным усложнением звуковой и слоговой структуры. Можно дать задание, чтобы пациент сам подобрал пару к заданному слову.

Например: ком — ДОМ /

дочь — НОЧЬ /

дама — РАМА /

мушка — ДУШКА /

каюта — ВАЛЮТА /

темнота — ПОЛНОТА /

– подбор рифмующихся слов.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) слов с отхлопыванием (отстукиванием) каждого слова.

Например: ЗАЛ — БАЛ — ВАЛ — ПРОВАЛ — СКОВАЛ — СДАВАЛ — УКРАЛ /

ВОЛЯ — ДОЛЯ — ПОЛЕ — В ШКОЛЕ — В РОЛИ /

ПАРОХОД — ПЕРЕХОД — ВЕЗДЕХОД — МОРЕХОД — ПЕРЕХОД /

4 этап: Закрепление произношения в словосочетаниях и фразах.

– ритмизированное произнесение словосочетаний с использованием метронома.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) словосочетаний-рифм в удобном для пациента ритме под метроном.

Например: ШУМНЫЙ ПИР — НОВЫЙ МИР /

ПОЛНЫЙ БАК — КРАСНЫЙ МАК /

БЫСТРЫЙ ШАГ — БЕЛЫЙ ЛАК /

– отстукивание ритма простой фразы.

Самостоятельное чтение (или сопряжённое произнесение) простых фраз с выделением логического ударения.

Например: ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

ДЕТИ ИДУТ В КИНО /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

СОБАКА СИДИТ В БУДКЕ /

5 этап: Закрепление произношения в стихах.

Чтение стихов с использованием метода дирижирования.

Например:

Каждый этап отрабатывается на индивидуальных логопедических занятиях. Весь лексический материал подбирается по принципу «от простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей пациентов, их преморбидного уровня, возраста, профессиональных и личностных интересов.

Литература:

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. — М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  2. Визель Т. Г. Как вернуть речь. — М.: В.Секачев, 2005.
  3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Степанов; под ред. Б. П. Пузанова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. Логопедия в таблицах и схемах. — М.: Парадигма, 2012.
  5. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.
  6. Родкин А. Ф. Обратный словарь русского языка: около 29000 слов. — СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006.
  7. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просвещение, 1988.
  8. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.: В.Секачев, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельное чтение, сопряженное произнесение, слово, раз, кончик языка, этап, слог, язык, плавное переключение, артикуляционный рисунок.


Похожие статьи

Обучение вводно-фонетическому курсу с учетом особенностей...

В статье рассматривается методика преподавания фонетики русского языка на начальном этапе

Что касается ударения, то при произношении ударных слогов в русском языке

Основной причиной, нарушающей ритмику слова, является искажение артикуляционной...

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Статья просмотрена: 38 раз.

Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при...

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз.

Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Так слово «written», произнесенное с ударением на втором слоге, может быть воспринято как

Тут никакая деталь не может быть лишней: положение кончика языка при артикуляции

[2, с. 16]. Произношение или чтение английских слов не является процессом складывания...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани

Далее звучание голоса отрабатывалось при произнесении слоговых рядов и рядов слов.

Чтение стихов сопровождалось ритмичным плавным дирижированием.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, фонетика, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать над фонетическими ошибками.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка.

Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции

Обучение вводно-фонетическому курсу с учетом особенностей...

В статье рассматривается методика преподавания фонетики русского языка на начальном этапе

Что касается ударения, то при произношении ударных слогов в русском языке

Основной причиной, нарушающей ритмику слова, является искажение артикуляционной...

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Статья просмотрена: 38 раз.

Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при...

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз.

Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Так слово «written», произнесенное с ударением на втором слоге, может быть воспринято как

Тут никакая деталь не может быть лишней: положение кончика языка при артикуляции

[2, с. 16]. Произношение или чтение английских слов не является процессом складывания...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани

Далее звучание голоса отрабатывалось при произнесении слоговых рядов и рядов слов.

Чтение стихов сопровождалось ритмичным плавным дирижированием.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, фонетика, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать над фонетическими ошибками.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка.

Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции

Похожие статьи

Обучение вводно-фонетическому курсу с учетом особенностей...

В статье рассматривается методика преподавания фонетики русского языка на начальном этапе

Что касается ударения, то при произношении ударных слогов в русском языке

Основной причиной, нарушающей ритмику слова, является искажение артикуляционной...

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Статья просмотрена: 38 раз.

Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при...

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз.

Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Так слово «written», произнесенное с ударением на втором слоге, может быть воспринято как

Тут никакая деталь не может быть лишней: положение кончика языка при артикуляции

[2, с. 16]. Произношение или чтение английских слов не является процессом складывания...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани

Далее звучание голоса отрабатывалось при произнесении слоговых рядов и рядов слов.

Чтение стихов сопровождалось ритмичным плавным дирижированием.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, фонетика, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать над фонетическими ошибками.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка.

Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции

Обучение вводно-фонетическому курсу с учетом особенностей...

В статье рассматривается методика преподавания фонетики русского языка на начальном этапе

Что касается ударения, то при произношении ударных слогов в русском языке

Основной причиной, нарушающей ритмику слова, является искажение артикуляционной...

Система работы по дифференциации звуков при...

При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому

Этапы работы: 1. Дифференциация на уровне звуков. В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки.

Артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего

Статья просмотрена: 38 раз.

Наиболее легко происходит палатализация не язычных согласных, так как при их произнесении язык свободен и заранее подготавливается к артикуляции гласного.

Методика восстановления нарушений глотания и голоса при...

Комплекс артикуляционной гимнастики для восстановления глотания. Высунуть язык. Не убирая языка произносить звук «Г» пять раз.

Твердое отрывистое произнесение гласных А, Э, И, О, У. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами: И-А, И-А … (звук И...

Произношение и его роль в английском языке | Статья в журнале...

Так слово «written», произнесенное с ударением на втором слоге, может быть воспринято как

Тут никакая деталь не может быть лишней: положение кончика языка при артикуляции

[2, с. 16]. Произношение или чтение английских слов не является процессом складывания...

Формирование мелодико-интонационной стороны речи как...

Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани

Далее звучание голоса отрабатывалось при произнесении слоговых рядов и рядов слов.

Чтение стихов сопровождалось ритмичным плавным дирижированием.

Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной...

Ключевые слова: фонетическая сторона речи, фонетика, фонетические навыки, фонетические игры, контроль навыков, проблема неправильного

Эта проблема возникает у всех детей на первом этапе изучения языка, очень важно работать над фонетическими ошибками.

Коррекция дизартрии в процессе вокального обучения

Пассивная артикуляционная гимнастика включается в себя отдельные комплексы упражнений для губ и языка.

Так как у многих дизартриков язык «стоит горбом», то целесообразно использовать следующее упражнение: необходимо высунуть язык, сделать кончик узким и...

Модели артикуляции звуков как эффективный метод коррекции...

Начиная работу над звуками, используются модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.

 «Новое слово» — придумать слово со слогом при помощи моделей артикуляции

Задать вопрос