Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.11.2018

Статья просмотрена: 1047 раз

Библиографическое описание:

Джабраилов, Ш. В. Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека / Ш. В. Джабраилов, Ш. Ш. Камбарова, В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53972/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель данной статьи — описание существующих подходов для оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека, что будет являться первым шагом к созданию модели для анализа влияния звуков на эмоциональное состояние человека на основе теории дискретных эмоций. Формирование значений для эмоциональной оценки звуков. Описание архитектуры приложения для проведения эксперимента в будущем.

Ключевые слова: эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций.

Введение

Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию. Таким образом, понятие эмоции, которое мы рассматриваем в этой статье, является результатом влияния звука на человека, т. е. его впечатления.

Эмоциональные реакции на биологически значимые события необходимы для выживания человека. У человеческих эмоций законно отслеживают изменения в акустической среде. Изменения акустических атрибутов, которые хорошо знакомы с человеческими эмоциями в речи и музыке, также вызывают систематические эмоциональные реакции, когда они происходят в звуках окружающей среды, включая звуки действий человека, животных, механизмы или природные явления, такие как ветер и дождь. Результаты показывают, что человеческие эмоции настроены на изменения акустической среды и данный факт подтверждает гипотезу Чарльза Дарвина о том, что речь и музыка происходят из общей системы эмоциональных сигналов, основанной на подражании и модификации звуков окружающей среды.

Подходы к оценке эмоций

В этой главе рассматривается вопрос о том, какой тип модели следует применять для дифференциации эмоций: дискретный (категориальный) или размерный. Эти подходы весьма взаимодополняют друг друга. Общеизвестно, что дискретные эмоции в пространстве высших измерений можно условно отобразить в более низкое пространство измерений. Чаще всего выбираются валентность и возбуждение двух измерений, хотя можно показать, что пространство влияния лучше всего структурировано четырьмя измерениями — добавление силы и новизны в валентность и возбуждение [1]. Выбор категориального или размерного подхода, зависит от соответствующего контекста исследования и конкретных целей. В большинстве исследований связанных с оценкой эмоций, используется размерные модели, они получили самое большое распространение в исследованиях Б. Шуллера [2] и К. Дроссоса [3]. В данном исследовании используется дискретная модель, т. к. целью является определение влияния конкретных параметров звука на эмоциональное состояние человека. Если в размерных моделях человек сам выставляет оценки валентности и возбуждения и уже на основе данных значений слушателя анализируется и определяется эмоция, то в нашем случае, это будут значения параметров звука, таких как частота, тон, тембр, громкость.

Эмоциональная модель

В теории дискретных эмоций все люди, как полагают, имеют врожденный набор основных эмоций, которые являются кросс-культурно узнаваемыми. Эти основные эмоции описываются как «дискретные», потому что они, как полагают, отличаются различием лицевого выражения человека и биологических процессов [4]. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является Пол Экман и кросс-культурное исследование его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление, Экман объясняет, что к каждой из этих эмоций привязаны особые характеристики, позволяющие им выражаться в той или иной степени. Каждая эмоция действует как дискретная категория, а не индивидуальное эмоциональное состояние [5].

Предложенная эмоциональная модель будет придерживаться теории дискретных эмоций, и будет содержать более широкий набор конкретных эмоций в категории. Значения для оценки эмоционального состояния приведены в таблице 1, значениями оценки будут являться как категории, так и сами значения.

Для первоначальной оценки звуков, будет создан вебсайт с загруженными звуками из разных категорий. Пользователям будет представлены варианты оценки звука из таблицы 1, далее в зависимости от их восприятия нужно будет выбрать соответствующую оценку. Будет сделан акцент на объективную оценку, т. е. любая из предложенных композиций должна оцениваться без привязки к конкретному случаю из жизни слушателя. Данный факт позволит более корректно оценить влияние звуков на эмоциональное состояние.

Предложенные звуки, их параметры, проставленные оценки и сами пользователи будут храниться в базе данных, для дальнейшего анализа композиций, не участвовавших в эксперименте. Физическая модель базы данных с основными таблицами, атрибутами и х связями представлена на рисунке 1. В процессе разработки веб сайта возможно расширение и уточнение структуры базы данных. Основные сущности необходимые для хранения оценок:

1) Mark — эмоциональные оценки, доступные для пользователей;

2) User — пользователи и их параметры

3) Sounds — звуки и их характеристики


Таблица 1

Категории

Эмоции

Счастье

Удивление

Отвращение

Гнев

Печаль

Страх

Презрение

1

Восторг

Ошеломление

Омерзение

Ярость

Грусть

Растерянность

Пренебрежение

2

Надежда

Неожиданность

Отторжение

Злость

Скорбь

Тревога

Ненависть

3

Нежность

Замешательство

Брезгливость

-

Несчастье

Напряженность

-

4

Благодарность

-

-

-

Одиночества

Волнение

-

5

Восхищение

-

-

-

-

Беспокойство

-

6

Любовь

-

-

-

-

-

-

7

Умиление

-

-

-

-

-

-

8

Симпатия

-

-

-

-

-

-

9

Радость

-

-

-

-

-

-

Рис. 1. Физическая модель базы данных


База данных эмоциональных звуков будет основана на онлайн-доступном двигателе FindSounds.com. Она будет состоят из 390 выбранных вручную звуковых файлов из более чем 10000. Чтобы обеспечить набор с сбалансированным распределением эмоциональных коннотаций, было решено использовать следующие восемь категорий, взятых с FindSounds.com: животные, музыкальные инструменты, природа, голосовые звуки, люди, спорт, инструменты и транспортные средства. При таком выборе база данных представляет собой широкий спектр часто встречающихся звуков в повседневной среде.

Для сбора информации и проведения эксперимента всем слушателям будет предложено принять решение в соответствии с предложенным списком эмоций из таблицы 1 для конкретной композиции.

На основе полученных ответов и сформированной базы данных, планируется обучить комбинированную нейронную сеть, состоящую из рекуррентной и сверточной нейронных сетей. Архитектура программы для эмоциональной оценки звука на этапе обучения и анализа приведена на рисунке 2.

Рис. 2 Архитектура приложения

Заключение

В данный статье представлены подходы к эмоциональной оценке звуков. Описана эмоциональная модель на основе дискретной теории эмоций, конкретизированы категории эмоций для дальнейшего использования в эксперименте для эмоциональной оценки звуков. Представлена структура реляционной базы данных и взаимосвязи между таблицами для хранения звуков с их параметрами и эмоциональной оценкой пользователя. Также проиллюстрирована архитектура разрабатываемого приложения, на основе данных которого будет обучаться предложенная модель.

Литература:

  1. JR. Fontaine, KR. Scherer, EB. Roesch, PC. Ellsworth. The world of emotions is not two-dimensional. Psychological Science. 18 (12): 1050–1057.
  2. B. Schuller, A. Batliner, S. Steidl, D. Seppi. Recognising realistic emotions and affect in speech: state of the art and lessons learnt from the first challenge. Speech Commun. 53, 1062–1087.
  3. K. Drossos, A. Floros, N. Kanellopoulos. Affective acoustic ecology: towards emotionally enhanced sound events. In Proceedings of the 7th Audio Mostly Conference: A Conference on Interaction with Sound (New York, NY: ACM), 109–116.
  4. P. Ekman, Basic Emotions. In T. Dalgleish and T. Power (Eds.).
  5. P. Ekman, An Argument for Basic Emotions. Cognition and Emotion. 6 (3/4): 169–200.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, звук, эмоциональная оценка звуков, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние человека, акустическая среда, база данных, физическая модель базы данных, эмоциональная информация, эмоциональная модель.


Ключевые слова

эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций

Похожие статьи

Алгоритм генерации музыкальных композиций с использованием интуитивного и эмоционального подходов

Работа посвящена исследованию и разработке методов и алгоритмов, которые автоматизируют и поддерживают процесс технического творчества, с точки зрения автоматического создания музыкальных композиций. Метод основан на совместном использовании основных...

Когнитивные аспекты синхронного перевода интервью В. В. Путина каналу NBC

Данная статья посвящена исследованию влияния когнитивных механизмов синхронной переводческой деятельности на результаты процесса перевода. Материалом исследования послужил перевод интервью В. В. Путина каналу NBC. Цель исследования — описать действие...

Методика прогнозирования эмоционального состояния на основе компьютерного зрения в реальном времени

В статье описывается уникальная методика прогнозирования эмоционального состояния человека на основе компьютерного зрения. В работе обосновывается выбор модели для анализа эмоционального состояния, строится регрессионная прогнозная модель.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Влияние обучения анализу больших данных и машинному обучению на развитие критического мышления у школьников

В статье рассматривается взаимосвязь обучения анализу больших данных и машинному обучению школьников и развития их критического мышления; влияние обучения на уровень критического мышления школьников. Актуальность исследования обусловлена растущей зна...

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи

В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности развития личности ребенка

На основе анализа отечественных и зарубежных психологов в статье анализируются стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Авторы рассматривают различные стили воспитания (авторитарный, авторитетный, либеральный, инд...

Похожие статьи

Алгоритм генерации музыкальных композиций с использованием интуитивного и эмоционального подходов

Работа посвящена исследованию и разработке методов и алгоритмов, которые автоматизируют и поддерживают процесс технического творчества, с точки зрения автоматического создания музыкальных композиций. Метод основан на совместном использовании основных...

Когнитивные аспекты синхронного перевода интервью В. В. Путина каналу NBC

Данная статья посвящена исследованию влияния когнитивных механизмов синхронной переводческой деятельности на результаты процесса перевода. Материалом исследования послужил перевод интервью В. В. Путина каналу NBC. Цель исследования — описать действие...

Методика прогнозирования эмоционального состояния на основе компьютерного зрения в реальном времени

В статье описывается уникальная методика прогнозирования эмоционального состояния человека на основе компьютерного зрения. В работе обосновывается выбор модели для анализа эмоционального состояния, строится регрессионная прогнозная модель.

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Влияние обучения анализу больших данных и машинному обучению на развитие критического мышления у школьников

В статье рассматривается взаимосвязь обучения анализу больших данных и машинному обучению школьников и развития их критического мышления; влияние обучения на уровень критического мышления школьников. Актуальность исследования обусловлена растущей зна...

Особенности привязанности в контексте изучения ранних дезадаптивных когнитивных схем

Статья посвящена анализу исследований в области изучения дезадаптивных когнитивных схем в контексте детско-родительских отношений. Акцентируется внимание на значении детской модели привязанности на особенности когнитивной интерпретации в более поздне...

Проблема выражения эмоций в языке и художественных текстах

Статья направлена на исследования эмоционального элемента языка как в общем теоретическом плане, так и в контексте художественных произведений. Целью статьи является выделение специфики средств языка, передающих человеческие эмоции. В статье осуществ...

Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи

В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности развития личности ребенка

На основе анализа отечественных и зарубежных психологов в статье анализируются стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Авторы рассматривают различные стили воспитания (авторитарный, авторитетный, либеральный, инд...

Задать вопрос