Растим будущих инженеров в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53790/ (дата обращения: 22.12.2024).



Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

Конфуций

Современный мир ставит перед образованием не простые задачи:

‒ детям учиться должно быть интересно;

‒ знание должно быть применимо детьми на практике;

‒ обучение детей должно проходить в занимательной форме.

И всё это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребёнка:

‒ высокооплачиваемую работу;

‒ самореализацию;

‒ высокие показатели интеллекта.

И так как в настоящее время в нашем мире наблюдается технологическая революция, высокотехнологичные и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества и приносят хорошую прибыль его разработчикам, то наш Президент Владимир Путин предложил вывести на более высокий уровень — инженерное образование, которое в нашей стране немного отстаёт от других стран в мире и нуждается в профессиональных кадрах.

Не секрет, что сегодня, у большинства выпускников инженерных вузов не сформировано инженерное мышление. Причиной которого могут быть упущения как в профессиональном развитии, так и в развитии дошкольного возраста, а именно:

‒ недостаточное внимание уделялось развитию конструктивного мышления на всех уровнях образования, начиная с дошкольного;

‒ низкий уровень развития воображения и творческого мышления, основы которых закладывались в период формирования базовой культуры личности в дошкольном возрасте;

‒ неумение работать в команде, боязнь брать на себя лидерство;

‒ отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности.

Из этого можно сделать вывод, что формирование современного инженера необходимо начинать уже в дошкольном детстве. И одной из самых эффективных технологий в формировании предпосылок инженерного мышления, по словам уже бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, будет STEM — образование. STEM включает в себя такие компоненты, как:

S — science (наука)

T — technogy (конструирование)

E — engineering (инженерное дело)

М — math (математика)

А что же такое инженерное мышление? Это вид познавательной деятельности, направленный на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надёжной техники. Мышление инженера основывается на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий при последовательности изготовления продукта.

Таким образом, нам становится понятно, что для того чтобы нам сформировать инженерное мышление у ребёнка, мы должны воспитать его как человека творческого с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащённости и умением самостоятельно создавать новые технические формы.

Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний — не будет похож на сегодняшний! Динамично развивающиеся технологии внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. 65 % современных детей вырастут, овладев профессиями, которых пока не существует сегодня. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

В нашем детском саду воспитатели закладывают у детей основы инженерного мышления с помощью STEM — образования, это: «Дидактическая система Ф. Фребеля», «ТИКО — конструирование», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Математическое развитие».

STEAM вдохновляет наших детей — будущее поколение изобретателей, новаторов и лидеров: проводить исследования как ученые, моделировать как технологи, конструировать как инженеры, созидать как художники, аналитически мыслить, как математики, и играть как дети.

В нашем детском саду мы работаем в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с тяжёлыми нарушениями речи. А любое нарушение развития речи ребёнка, как Вам известно, часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование конструктивных навыков. Пальцы рук у таких деток неловки, малоподвижны, движения их неточные, несогласованные, многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы и зашнуровать ботинки.

И мы поняли, что несформированность мелкой моторики может нам помешать в работе по развитию у детей предпосылок к инженерному мышлению. Которое предполагает ещё и развитые в ребёнке математические и конструктивные умения и навыки.

Всё это сказало нам о том, что с нашими детьми, имеющими ограниченные возможности в здоровье, целесообразно провести специальную работу по развитию предпосылок инженерного мышления, которая будет включать в себя:

‒ развитие мелкой моторики ребёнка

‒ развитие речи

‒ развитие математических способностей

‒ развитие конструктивных умений и навыков.

Но через что можно развить сразу все эти навыки? Конечно c помощью STEM — образования и её двух образовательных модулей «Конструирование» и «Математическое развитие».

Мы подумали и пришли к решению, что для того чтобы развить у наших детей с ОВЗ предпосылки инженерного мышления, нам помогут наборы «Цветных палочек» Кюизенера в математическом и речевом развитии, и альбомы «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце» для развития мелкой моторики руки и конструктивных умений на плоскости.

В группе мы создали небольшой центр «Будущие конструкторы и инженеры», в котором поместили: разные виды конструкторов; схемы; наборы цветных палочек и альбомов с постройками; картинки с профессией инженера — конструктора; детскую литературу; мольберт; чертёжную бумагу, простые и цветные карандаши, ластики и линейки. Рассказали детям о профессии инженера и закрепили в памяти, что инженер — это человек, который создаёт различную технику; работает в паре с изобретателем. Изобретатель — изобрёл и нарисовал на бумаге, а инженер должен по этому рисунку всё рассчитать и сделать чертёж.

Инженер — конструктор может

Дом надёжный возвести.

Инженер — сантехник может

Воду к дому подвести.

Инженеры могут строить

Самолёты, корабли.

И железные дороги

Инженеры провели.

Могут строить телебашни

И красивые мосты.

Если станешь инженером,

Очень нужен будешь ты!!!

В своей работе по формированию предпосылок инженерного мышления у детей с ОВЗ мы использовали следующие этапы:

Подготовительный этап — знакомство с набором цветных палочек и работой «Конструкторского бюро» — беседа с показом картинок и действий.

I этап «Конструирование по наложению» — на начальном этапе ребёнок начинает конструирование по наложению, то есть накладывает цветные палочки на картинку — основу. Картинка — основа помогает увидеть ребёнку в схематичном изображении, созданном при помощи палочек, реальный предмет. На этом этапе мы используем готовый материал из альбома «Дом с колокольчиком» и набор цветных палочек Кюизенера. Яркие иллюстрации помогают на данном этапе развить интерес у детей к конструированию из палочек. Задания здесь подобраны от простого к сложному, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. На этом этапе дети конструируют из счётных палочек на плоскости, взрослый помогает ребёнку, но не спешит с указаниями и другими видами помощи, даёт возможность ребёнку подумать и попробовать создать изображение из палочек самостоятельно.

II этап — «Конструирование по подражанию» — на этом этапе педагог поэтапно показывает каждое действие выполнения конструкции, а ребёнок повторяет, подражая взрослому.

III этап «Конструирование по образцу» — педагог строит перед ребёнком простую фигуру из палочек, а затем просит ребенка сделать точно так же: «Построй как у меня». Если ребёнок самостоятельно не складывает, то берём его ручку в свою и выкладываем вместе.

IV этап «Конструирование по схеме» — на этом этапе педагог кладёт перед ребёнком карточку со схемой. Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого конструирует из палочек по схеме.

V этап «Учимся создавать схему постройки» — на этом этапе происходит формирование навыков инженерного мышления. Ребёнку даётся готовая схема с изображением, и он должен перенести это изображение на свой лист в крупную или мелкую клетку с помощью цветных карандашей. При этом ему даётся и схема с условным обозначением размера цветных палочек:

Белая палочка — 1 клетка

Розовая палочка — 2 клетки

Голубая палочка — 3 клетки

Красная палочка — 4 клетки

Жёлтая палочка — 5 клеток

Фиолетовая палочка — 6 клеток

Чёрная палочка — 7 клеток

Бордовая палочка — 8 клеток

Синяя палочка — 9 клеток

Оранжевая палочка — 10 клеток.

VI этап «Самостоятельное придумывание постройки и создание её схемы на бумаге» — на этом этапе ребёнок выходит на верхний уровень в формировании предпосылок инженерного мышления, он превращается в изобретателя — придумывает постройку, инженера — создаёт схему будущей постройки, рабочего — создаёт постройку из цветных палочек.

VII этап «Организация сюжетно — ролевой игры «Конструкторское бюро по созданию…». — на заключительном этапе, ребята могут организовать и самостоятельно провести сюжетно — ролевую игру «Конструкторское бюро», где будут играть роли: заказчика, изобретателя, инженера, рабочих по производству заказанного продукта. В процессе игровой деятельности на этом этапе у дошкольников сформируется и разовьется не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. А также разовьются лидерские качества и умение работать в коллективе.

И в заключении хочется сказать, что STEM — подход позволяет нашим детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает у них любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты — вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Всё это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерное мышление, STEM, ребенок, этап, инженер, клетка, Конструирование, набор цветных палочек, формирование предпосылок, детский сад.


Задать вопрос