Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «духе мира, в контексте диалога культур»; обосновывается формирование коммуникативного поведения старшеклассников как средство успешной социализации в современном мире.
Ключевые слова: коммуникативное поведение, старшеклассники, поликультурное пространство, традиции и нормы общения, культура, подход к обучению.
Одной из основных задач современного этапа модернизации образования является формирование личности, способной успешно взаимодействовать с коммуникантами в поликультурном пространстве. Согласно нормативно-правовым актам, российская система образования ориентируется на сохранение и развитие этнокультурных особенностей народов Российской Федерации в условиях многонационального государства (ФЗ РФ «Об образовании в РФ», ст. 3), стремится обеспечить «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» (Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.). В поисках оптимального решения данной задачи возникала концепция национального коммуникативного поведения, разработанная в трудах И. А. Стернина.
Необходимость формирования коммуникативного поведения личности на ступени основного общего образования обусловлена переходом обучающихся в юношеский возраст, на который приходятся сложные процессы «формирования устойчивой системы ценностных ориентаций, становления самосознания и развития социально-ролевого поведения личности» [4, с. 2]. Однако массовая педагогическая практика (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, В. В. Соколова, О. П. Кравчук, М. И. Коган и др.), в том числе обобщенная в печати свидетельствует об отсутствии системы достижения старшеклассниками культуры коммуникативного поведения на ступени основного общего образования, которая позволила бы не ощущать «коммуникативного барьера» в процессе общения. В этой связи особую значимость приобретает учебно-воспитательная работа учителя, способствующая формированию коммуникативного поведения у молодого поколения в рамках национальной культуры.
В отечественной науке «коммуникативное поведение» в качестве термина впервые было употреблено в 1989 году И. А. Стерниным в работе «О понятии коммуникативного поведения» [9, с. 279–282] и относился к национальному коммуникативному поведению, понимаемого как «совокупность норм и традиций общения определенной лингвокультурной общности» [8, с. 4]. В настоящее время интересы исследователей коммуникативного поведения значительно расширились и включают групповое и личностное коммуникативное поведение.
В своем стремлении соответствовать современным требованиям общества и каждого конкретного индивида система преподавания иностранных языков в школе характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению. В «Новом словаре методических терминов и понятий» находим следующее определение термина «подход к обучению»: «базисная категория методики, определяющая стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию» [1, с. 201].
Известно, что использование языков как средства международного общения затруднительно без овладения культурой страны изучаемого языка. Следовательно, при реализации разных подходов к обучению языку необходимо параллельно ознакомить обучающихся с культурными фактами страны изучаемого языка. Для реализации данной цели в образовательном процессе возникает необходимость в применении культурологического (социокультурного) подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «духе мира, в контексте диалога культур».
Данный подход начал интенсивно развиваться в нашей стране с начала 90-х гг. и был разработан на основе диалоговой концепции культур М. М. Бахтина и В. С. Библера, В. В. Сафоновой, Г. В. Елизаровой. С середины 90-х гг. соизучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций нашло воплощение в федеральных школьных программах по иностранным языкам.
Обучение языку и культуре познанием культуры страны изучаемого языка должно осуществляется параллельно с изучением родной культуры. Н. В. Барышников справедливо отмечает, что диалог культур может быть реализован только на осознанной национально-культурной базе родного языка. Такое возможно лишь при условии осознания старшеклассниками своей собственной национальной культуры и соответственно своего родного языка [2, с. 29]. Следовательно, непонимание культурных фактов страны изучаемого языка происходит в том случае, когда общению с носителями изучаемых языков и культуры не предшествует этап приобретения знаний фактов и явлений культуры, воспитания толерантного отношения к ним. И. А. Стернин утверждает, что обучение традициям и нормам общения на иностранном языке должно способствовать усвоению обучающимися различий в понимании и обозначении мира в родном и иностранном языках, сопоставлению языков и культур [8]. Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые считают, что межкультурная коммуникация предполагает равноправное взаимодействие представителей различных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения изучаемой и собственной культур [3, с. 23].
Формирование и совершенствование у старшеклассников социокультурной компетенции направлено на развитие: способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка; формирование навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении; поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества; овладение способами представления родной культуры в инокультурной среде [7, с. 72]. Следовательно, применение данного подхода к проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в образовательном процессе будет особенно актуально и эффективно, так как оно тесно связано с использованием языка как средства познания мировой и национальной культуры, субкультуры страны изучаемого языка, духовного наследия стран и народов, способов достижения межкультурного понимания.
Таким образом, формирование коммуникативного поведения старшеклассников предполагает готовность человека к реализации способности к адекватному самовыражению в общении, конструктивному взаимодействию с окружающими и успешной социализации в поликультурном пространстве. Культурологический подход к формированию коммуникативного поведения старшеклассников позволяет рассматривать язык как отражение культуры и обеспечивает возможность освоения культурных ценностей через язык, что в итоге формирует определенную модель поведения человека и модель осуществления речевой деятельности.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
- Барышников, Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе [Текст] / Н. В. Барышников // Иностр. языки в школе. — 2002. — № 2. — С.28–32.
- Вартанов, А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур [Текст] / А. В. Вартанов // Иностр. языки в школе. — 2003. — № 2. — С.21–25.
- Качимская А. Ю. Коммуникативная компетентность старшеклассников в поликультурной образовательной среде // Интернет-журнал «Мир науки» 2018 № 1, http: mir-nauki.com/PDF/20PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Электронный ресурс: постановление правительства от 04.10.2000г. № 751. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
- ФЗОО — Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
- Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранного языка — М.: «Высшая школа», 2011. — 174–176 с.
- Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. — Воронеж: Гарант, 2000. — 27 с. Изд. испр. 2015. — 52 с.
- Стернин И. А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. — Halle, 1989. — S.279–282.