Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Итоговое интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста по проекту «Этот удивительный мир насекомых» / Н. Н. Буюклыу, Т. В. Владимирова, Е. А. Гордеева [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 44 (230). — С. 259-264. — URL: https://moluch.ru/archive/230/53475/ (дата обращения: 24.04.2024).



Цели: обобщить знания детей о разнообразии мира насекомых и среде их обитания; развивать творческие способности, речь, логическое мышление; закреплять представление о том, что в природе нет ненужных созданий, в ней все целесообразно, все находится в равновесии; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете; развивать коллективное творчество, умение выстраивать причинно-следственные связи; развивать эстетическое восприятие мира природы, творческое воображение в процессе рисования насекомого;

Материалы и оборудование:

Проектор

Рисунки, поделки детей

Портреты анималистов

Работы художников-анималистов

Пазлы. Картинка поляны с насекомыми — 10 шт.

Конверты — 10 шт.

Цветы (для игры «Королева пчел»)

Кубики с картинками «Экологическая цепочка»

Карточки «Жизненный цикл божьей коровки» (для родителей)

Картинки насекомых: леса, луга, водоема (для детей).

В музыкальный зал под муз. сопровождение входят дети и ведущий.

Вед.: Дорогие ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости, давайте поприветствуем их и подарим им немного нашего тепла и любви.

Все приложили свои ладошки к сердцу, послушайте, как оно стучит и представьте что это кусочек ласкового солнца. Яркий свет разливается по телу, рукам, ногам, его стало столько, что не вмещается в нас. А сейчас давайте щедро подарим нашим гостям это тепло и нашу любовь, чтобы они всегда были добрыми и ласковыми.

А вас сегодня дети я пригласила сюда, чтобы показать один очень интересный фильм о насекомых.

Мы с вами уже очень многое узнали о жизни насекомых в природе.

Это самые многочисленные жители нашей планеты, и они играют очень важную роль в природе и жизни человека.

Вспомните, совсем недавно (22.04.16г.) мы праздновали День рождения нашей планеты. Это еще и День защиты нашей природы: лесов, рек, озер, многочисленных животных (птиц, насекомых…).

Посмотрите, как красиво в нашем зале. Многое, что вы здесь видите, сделано вашими руками.

Здесь много замечательных поделок, рисунков.

А вы знаете, как называются художники, которые рисуют насекомых?

Каких художников — анималистов знаете вы?

Ведущий подводит детей к портретам художников — анималистов на стене. (Кондаков, Смирин, Пророк,…).

(Дети рассматривают их работы на стене).

Вед.: Здесь много и ваших работ. Как вы думаете вас можно назвать анималистами?

(Ответы детей.)

Что больше всего вам ребята понравилось, когда вы изучали насекомых?

(понравилось рисовать и изучать их)

Что было вам трудно?

Ребята, скажите, пожалуйста, что вас больше всего удивило, когда вы начали изучать насекомых?

Какой из художников — анималистов вам больше понравился, почему?

(Дети рассматривают их работы на стене).

А сейчас ребята я хочу предложить построить пирамиду вот из этих кубиков.

(Дети собирают)

Почва, растения, насекомые, животные, птицы, человек

Первый кубик это будет у нас почва. Что мы с вами поставим на первый кубик, хорошо, растения.

Дети ставят последовательно друг на друга кубики.

А сейчас ребята, давайте попробуем убрать насекомых, они исчезли, что произошло с башней?

Почему башня разрушилась?

(Ответы детей).

Правильно, потому что в природе все взаимосвязано, в ней нет ничего лишнего, бесполезного. Если вдруг что-то из этого исчезнет, нарушится равновесие в природе. Кто-то кому-то обязательно нужен, и каждый от кого-то зависит.

Ну, а теперь, я предлагаю вам посмотреть фильм об этом удивительном мире насекомых. Присаживайтесь на коврик.

(Дети присаживаются на коврик).

Просмотр фильма (видеоряда о природе).

Лесная фея приветствует детей.

«Здравствуйте, дорогие дети! Я — Лесная фея. Мне известно, что вы настоящие любители природы и многое знаете о моих маленьких помощниках — насекомых. Я очень хотела встретиться с вами, но, к сожалению, сейчас не могу. С наступлением весны у меня много хлопот: встретить перелетных птиц, разбудить медведей и ежей, поворошить прошлогоднюю листву, чтобы моим маленьким помощникам было легче выйти из своих зимних домиков навстречу теплому весеннему солнышку. Поэтому я приглашаю вас к себе в гости, на мою волшебную поляну.

К вам я высылаю своих помощников, они помогут вам найти дорогу ко мне. Мои маленькие помощники уже в пути. У каждого из них есть подсказка, но чтобы получить ее, вам нужно выполнить задание. Успешно справитесь со всеми заданиями, вас ждет встреча со мною. Желаю вам удачи! Счастливого пути!»

Вед.: Ну что же ребята, вы согласны отправиться в путешествие?

Дети: Да!

Вед.: Путешествие будет долгим и трудным, поэтому нам нужно наполниться волшебной силой.

(Дыхательная гимнастика)

Вед.: Сделали глубокий вдох, — выдох.

Дышим глубже. Вы чувствуете аромат весеннего леса?

Мы подуем высоко (руки вверх),

Мы подуем низко (руки вниз).

Мы подуем далеко (руки в стороны),

Мы подуем близко (поднести ладошки ко рту).

Ну вот, мы наполнились волшебной силой и можем отправляться в путь.

(Упражнение на развитие воображения)

— Через кустики и кочки,

через ветки и пенечки, ручеёк,… ребята, все на месте?

Вот и вышли мы к лесной полянке.

Смотрите, сколько здесь цветов, зелени,…

Как прекрасно, оказаться в весеннем лесу, когда природа пробуждается после зимы.

(Слайд весеннего леса)

Ребята, давайте поделимся своим прекрасным настроением с нашими гостями, подарим им веселую песенку.

Дети поют «Песню онасекомиках».

Вед.: Ой, смотрите, кто это с листика на травку скачет, рассказать нам всем о чем-то хочет?

Кузнечик:

Я кузнечик — прыг да скок.

У меня зеленый бок.

Быстро я могу скакать, и меня вам не догнать!

— Здравствуйте ребята, меня к вам направила Лесная фея.

Я помогу вам к ней добраться, но вы должны выполнить мое задание.

Ребята, укажите мне места обитания моих друзей насекомых.

Игра «Кто, где живет?»

(За правильно выполненное задание «насекомые» передают по 1/6 части картинки «Лесная поляна с насекомыми»).

Вед: Ну что ребята, давайте выполним задание кузнечика.

(дети располагают на магнитной доске насекомых)

Кузнечик: Вы правильно выполнили задание, я вам даю часть картинки, которую вы должны собрать, прежде чем дойдете до Лесной Феи.

Вед.: Ну что ж, ребята, задание мы с вами выполнили и получили первую подсказку. Можем продолжить наше путешествие.

Ребята, а скажите, пожалуйста, кто — нибудь боится из вас насекомых? Почему? (Обсуждение страхов). Ребята, насекомые являются частью природы. Если их не трогать и не мешать им, то и они вас не обидят и не нужно будет их бояться.

(под музыку влетает божья коровка)

Божья коровка:

Я коровка божья, на солнышко похожа!

С листьев тлю съедаю, растениям помогаю.

Здравствуйте ребята, и меня к вам направила Лесная фея.

Я помогу вам к ней добраться, но вы должны выполнить и мои задания.

Скажите, пожалуйста, какие божьи коровки поедают тлю:

2-х, 5-ти или 7-ми точечные?

(Семиточечные).

Б.к.: Верно! А скажите, пожалуйста: правда ли, что количество точек говорит о том, сколько мне лет?

(Нет, точки говорят о том, к какому виду относится божья коровка).

Б.К.: Да, нас очень много. Всего в мире более 5000 видов. Мы очень полезное насекомое для человека. Поедаем тлю, паутинных клещей, личинок жуков — листоедов, и даже личинок колорадского жука.

Вы молодцы ребята, а взрослым я хочу подарить мои маленькие книжки обо мне.

Ребята, мне очень понравилось у вас и хочу пригласить вас станцевать со мною.

Танец «Ты ия».

Б. К. Ну что ж, мне пора возвращаться к Лесной фее.

Да, чуть не забыла, вот вам и мое последнее задание. Там вы найдете и подсказку. До свидания ребята.

Вед: Давайте посмотрим ребята, какое задание нам оставила божья коровка.

Здесь вместе с нами поиграют и взрослые. Нам нужно сложить этап превращения божьей коровки. Что у нас было сначала, что потом.

Игра «Что сначала, что потом».

(этапы превращения божьей коровки)

Вед: Ну что ж, ребята, задание мы с вами выполнили, а вот и получили еще одну подсказку. Можем продолжить наше путешествие.

Как вы думаете, нужны в природе насекомые?

(Нужны, т. к. являются кормом для животных, птиц, опыляют цветы и т. д.)

(ответы детей)

Вед.:

На поляне возле елок,

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем — миллион.

Подскажите ребята, кто может жить в этом доме.

Дети: муравей.

(Входят муравьи)

Муравей:

Мы народ трудолюбивый,

Все в своих родителей.

Сад весною охраняем

От гусениц-вредителей.

Мы знаем, что вы спешите к Лесной фее, и готовы вам помочь найти верную дорогу.

Но сначала ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

М.: Как называется дом, в котором мы живем?

М.: Из чего мы строим свой дом?

М.: Как устроен муравейник?

(ответы детей)

Игра-слайд

– «В каком домике не живет муравей?»

(для взрослых идетей)

(На слайде 4 картинки: осиное гнездо, 3 вида муравейников).

(взрослые и дети)

– Почему нас называют санитарами леса?

(Ответы детей)

Муравей: Молодцы! Вот вам еще одна подсказка, которая приведет вас к Лесной фее.

Муравьи уходят.

(Звучит музыка).

Вед.: Ребята, давайте немного отдохнем, присядем на эту полянку.

(Влетают бабочки)

Дефиле бабочек под музыку

Танец «Отрываются пуговицы».

(влетает бабочка)

Б.: Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы спешите в гости к Лесной фее. Мы тоже приготовили для вас задания. Но мы видим, что вы немного устали, давайте попросим взрослых помочь вам в этом.

Загадки-рисунки на А-4 для взрослых

(рисунки детей, где должны взрослый найти ответ)

Игра-слайд для детей

Игра: «Узнай насекомое по части»

(через лупу).

Бабочки: Ребята, вы справились с заданием, поэтому подсказка ваша. Она поможет вам найти дорогу к Лесной фее. Счастливого пути!

(Бабочки улетают).

(Влетает пчела).

Пчела:

Хлопочу я над цветком-

Он поделится медком.

Ранним утром мне не спится,

Очень хочется трудиться!

П.: А у меня к вам нет вопросов, я предлагаю вам поиграть.

Игра «Королева пчел»

(под музыку дети перебегают с цветка на цветок, победитель получает корону королевы пчел).

П.: Но вопросы есть к взрослым.

Давайте проверим: взрослые так же хорошо знают о насекомых, как вы?

Вед: Ребята давайте мы сейчас с вами загадаем загадки взрослым.

Блиц-опрос.

Вопросы задают дети.

  1. У кого «уши» на задних лапках? (У кузнечика)
  2. Какое насекомое носит чин морского офицера? (Бабочка-Адмирал)
  3. Зачем кузнечику «сабля»? (Орган откладки яиц)
  4. Умываются ли насекомые? (Многие)
  5. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (Майский, июньский)
  6. Сколько глаз у мухи? (5: 2 фасеточных и 3 простых)
  7. Растут ли бабочки? (Нет)
  8. Каких поющих насекомых вы знаете? (Кузнечик, цикада, сверчок)
  9. Насекомое, которое очень любит листья капусты. (Гусеница бабочки-капустницы)
  10. Чем стрекочет кузнечик? (Лапкой о крыло)
  11. Насекомое, которое предсказывает погоду? (Цикада)
  12. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза)

(Взрослым показать подсказки, если не отгадают)

П.: Возьмите и нашу подсказку, а нам пора. До встречи у Лесной феи!

(Пчелы улетают).

Вед.: Ребята, отгадайте загадку:

В воде родится,

А воды боится. Кто это?

Дети: Стрекоза.

(Входит стрекоза с конвертами для детей)

Стрекоза:

Я — большая стрекоза, как горошины глаза.

Я летаю над лугами, над полями и цветами.

Влево, вправо, вниз, вперед,

Как веселый вертолет!

Крылышки расправлю,

Солнышку подставлю.

С.: Ребята, попробуйте угадать, чьи голоса вы слышите?

Игра «Угадай голоса насекомых»

С.: Ну что ж, я рада вручить вам последнюю подсказку. Теперь вы легко сможете добраться в гости к Лесной фее.

(Стрекоза раздает детям конверты с разрезными картинками, улетает)

Вед: Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли уничтожать насекомых?

Дети: нет!

Вед: Но ведь они же вас кусают, мешают вам спать, надоедают.

Дети: насекомые полезны…

Вед: А вот послушайте, какой спор произошел однажды между насекомыми.

Игра-сценка «Разговор насекомых»

Вед:— Поссорились как-то на лесной полянке насекомые: бабочка, муравей, божья коровка и дождевой червяк.

(Насекомые стоят в кругу — ссорятся: я самый важный, я самый полезный, я самый красивый, я самый нужный.)

И решили они пойти к мудрой сове, чтобы она их рассудила.

(Подходят к сове, сова спит)

Бабочка: — Ах, ты, совушка-сова, ты большая голова. Проснись, пожалуйста, поговори с нами.

Сова: — Не могу открыть глаза, пока вы мою загадку не отгадаете:

Днём спит, ночью летает, и зверей пугает.

(Насекомые задумываются, чешут затылок.)

Муравей: — Так это же про тебя загадка, совушка-сова!

Сова (открывает глаза): — Да! Правильно! Ну, так о чем вы хотели меня спросить?

Божья коровка: — Мы поспорили, кто из нас самый полезный.

Сова: — Хорошо, давайте по порядку. Вот ты, муравей, чем полезен?

Муравей: — Я лес очищаю от вредителей. Где есть муравейники — там лес здоровый и чистый.

Сова: — Хорошо, ты действительно полезный, вставай со мной за руку. Ну, а ты, бабочка, такая красивая, неужели и ты пользу приносишь?

Бабочка: — Да, я летаю с цветка на цветок и переношу пыльцу, от чего потом вырастают плоды и ягоды.

Сова: — Да, вижу, и ты полезная, вставай с нами. Ну, а ты, божья коровка, чем полезна?

Божья коровка: — Я уничтожаю вредных тлей, которые поедают листья деревьев, кустов, травы.

Сова: — И ты, божья коровка, очень полезная, вставай вместе с нами. Посмотрите, остался один дождевой червяк.

Уж какую он пользу может приносить?

Червяк: — А я очень большую пользу приношу: я своими подземными ходами всю землю перекопал, взрыхлил — от этого все растения лучше растут.

Сова: — Вставай тоже к нам. Что же получается? Все вы очень полезные и очень важные, без вас было бы очень плохо на свете.

Вед:

Все-все-все, на свете жители нужны,

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

Все-все-все на свете нужны,

И это все дети запомнить должны!

Вед.: Ну вот, ребята, давайте попробуем узнать, что же за отгадка спрятана в этом конверте. Как вы думаете, что нам нужно сделать. Правильно надо сложить эти карточки. Попробуем сложить картинки, которые во время нашего путешествия нам передали помощники Лесной феи.

Игра «Собери картинку»

(На экране появляется слайд поляны, которую собрали дети и слышны звуки природы).

Вед.: А вот и поляна, где нас ждет встреча с Лесной феей.

(Под музыку входит Лесная фея)

Фея: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своей поляне!

Но я бы хотела узнать ребята, каких насекомых вы встретили по дороге ко мне?

А вы знаете, почему насекомые называются насекомыми?

Расскажите мне, пожалуйста, что интересного вы узнали о насекомых?

(ответы детей)

Молодцы, а сейчас я хочу предложить вам нарисовать насекомое, которое вас больше всего заинтересовало. Вот вам планшет и мелки. Свое насекомое, которое понравилось во время путешествия, нам нарисуют и взрослые.

(рисуют дети и взрослые)

Скажи, кого ты нарисовал и чем тебя он заинтересовал?

(ответы нескольких детей и взрослых)

А сейчас я хочу пригласить всех своих друзей — помощников на свою поляну.

Вы ребята молодцы и я хочу вам подарить книги, где вы еще больше узнаете о насекомых, уверена, что вам книга понравится. Я увидела, что вы любите нашу природу, нашу планету, и сделаете все, чтобы всем на нашей земле жилось хорошо!

G:\2015-16 учебный год\Насекомые\Итог-проект 5 гр\Занятие итоговое\методическое занятие\Изображение 511.jpg

Выставка детских работ.

G:\2015-16 учебный год\Насекомые\Итог-проект 5 гр\Занятие итоговое\методическое занятие\Изображение 572.jpg

Одно из заданий: распределить насекомых по местам их обитания.

G:\2015-16 учебный год\Насекомые\Итог-проект 5 гр\Занятие итоговое\методическое занятие\Изображение 788.jpg

Участники проекта.

Основные термины (генерируются автоматически): Лесная фея, божья коровка, насекомое, ребята, ребенок, веда, ответ детей, взрослый, природа, весенний лес.


Похожие статьи

Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего...

Цель: формирование ценности дикой природы. Задачи. Воспитательные: ‒ Посредством игры и творческих заданий формировать чувственно — эмоциональный образ разнообразия жизни в лесу в сравнении с образом безжизненной территории.

Похожие статьи

Конспект тематического занятия для детей младшего и среднего...

Цель: формирование ценности дикой природы. Задачи. Воспитательные: ‒ Посредством игры и творческих заданий формировать чувственно — эмоциональный образ разнообразия жизни в лесу в сравнении с образом безжизненной территории.

Задать вопрос