Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Багрецова Галина Ивановна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 12.03.2018
Статья просмотрена: 4294 раза
Библиографическое описание:
Багрецова, Г. И. Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста) / Г. И. Багрецова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3212/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: расширение представлений о весенних изменениях, происходящих в живой природе (появление первоцветов) через разные виды деятельности.
Задачи:
– образовательные: активизировать словарь по теме; продолжать развивать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Продолжать развивать умение использовать в работе бумагу и бусинки шарообразной формы. Продолжать закреплять песенные навыки.
– развивающие: развивать мышление; чувство ритма; мелкую моторику.
– воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе; аккуратность, самостоятельность в работе.
Материал:презентация (видеоролик «Весна»); конверт с письмом; бумажные плоскостные цветы одинаковой формы (с одной стороны написана загадка, с другой — картинка — отгадка с изображением цветка); музыкальный инструмент (треугольник); готовый образец работы в рамке; рамка на каждого ребенка; лист бумаги фиолетового, сиреневого или синего цвета по размеру рамки, с нарисованным точечным контуром стеблей; лист бумаги зелёного цвета; трафарет листа ландыша; фломастер; бусинки белого цвета шарообразной формы; ножницы; клей ПВА.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках за весенними изменениями; рассматривание иллюстраций в книгах; чтение рассказов А. Онегова «Перелеска», «Ветреница», «Хохлатка», «Медуница», «Мать-и мачеха»; загадывание загадок по теме «Весна»; разучивание песен «Озорной подснежник», муз. и сл. З. Роот; «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
Ход:
— Ребята, отгадайте загадку:
Стала тёплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна.
Это к нам пришла…../весна/.
— Подумайте и скажите, какая весенняя примета самая первая, самая главная?
/Начинает ярче светить и пригревать солнце./
— Скажите, какое весеннее солнце? /Весеннее солнце теплое, ласковое, яркое, лучистое и т. д./
— Всё живое пробуждается от зимнего сна, тянется к теплу, к солнечному свету. Хотите увидеть весеннее пробуждение природы? / Дети садятся на стулья для просмотра видеосюжета «Весна»./
— Сегодня мы поговорим с вами о весне травы и цветов. В народе говорят: «Весна цветами красна». Как вы думаете, почему? /Ответы детей./
— Правильно, весной в лесах, лугах, садах распускаются первые весенние цветы. Их называют первоцветами. Одни первоцветы зацветают в начале весны, когда появляются первые проталины, другие позже — в середине, в конце весны.
— Сейчас я предлагаю вам побывать на весенней лесной полянке. Чтобы на неё попасть, надо произнести волшебные слова: «Раз, два, три — повернись, и на полянке очутись». /Дети встают, поворачиваются вокруг себя, произнося слова./ Вот мы и на полянке. /На ковре оформлена полянка. Обращается внимание на почтовый конверт./
— Посмотрите, на полянке письмо. Его, наверно, красавица Весна оставила. Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята!
На полянку вы пришли
И цветочки тут нашли.
Цветы у меня волшебные, загадочные.
Вот и постарайтесь вы, ребятки,
Отгадать здесь все загадки.
А чтоб было веселей,
Песню спойте вы скорей».
— Ребята, отгадаем первую загадку:
— На лесной проталинке
Вырос цветик маленький
Прячется в валежник
Беленький …../подснежник/.
— Правильно, подснежник — первый вестник весны. Почему этот цветок так называется? /Потому что он появляется из — под снега, и зацветает с первыми весенними лучами солнца./
— А песню о подснежнике вы знаете? / Дети поют песню «Озорной подснежник», муз. и сл. З. Роот; один ребёнок отстукивает ритм на треугольнике./ Молодцы!
— Следующая загадка:
— Что за чудо, за цветок –
Нежный белый лепесток.
С ветерком играет,
Край леса украшает. /Ветреница/
— За что этот цветок так называют? /За то, что её цветы на тоненьких стебельках покачиваются даже от очень слабого ветра./
— Разгадаем ещё одну загадку:
— Шмель цветку очень рад.
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые –
Розовые, синие. /Медуница/
— Почему медуницу называют медуницей? /Потому что в её цветках много сладкого сока — нектара./
— Следующая загадка:
— Вот сиреневый цветок,
Словно птичий хохолок,
И резной листочек,
Тонкий стебелёчек. /Хохлатка/.
— Почему этот цветок так называется? /Потому что каждый цветочек имеет, будто небольшой хохолок./
— И последняя загадка:
— Этот цветок распускается в мае
Белые бусинки он одевает. /Ландыш/.
— Молодцы, ребятки, отгадали все загадки.
А сейчас — раз, два, три — цветочки ты переверни. /Дети переворачивают цветы изображением вверх./
— Вот весенние цветы или первоцветы
Их запомнить должен ты, как весны примету.
— Ребята, все эти первоцветы растут в лесу, значит это какие цветы? /Это лесные цветы./ Назовите их. /Подснежник, ветреница, медуница, ландыш, хохлатка./
— Скажите, можно ли рвать первые весенние цветы? /Нельзя./ Часто люди срывают эти цветы, не задумываясь о том, что сорванные цветы быстро погибнут.
— Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
— А что можно сделать, чтобы сохранить жизнь цветка? /Можно его нарисовать, сделать из бумаги …/
/Воспитатель вносит образец./
— Ребята, я предлагаю вам сделать картинку с изображением ландыша. /Дети проходят за столы. Проводится пальчиковая гимнастика./
— Пальчики сожмём в кулак — вот так,
А потом раскроем так — вот так,
Чтоб цветочки получились,
Надо чтоб пальчики потрудились.
— Вспомните и скажите, какие части есть у растения? /У растения есть корень, стебель, листья, цветок./ Молодцы!
— Подумайте, с чего мы начнём выполнять работу?/ответ детей./ Правильно, возьмём фломастер и нарисуем стебли.
— Что будем делать дальше? /ответ детей./
— Скажите, как из зелёной бумаги вырезать два одинаковых листа ландыша, используя трафарет. /Надо лист бумаги согнуть пополам, сверху положить трафарет, обвести его и по нарисованному контуру вырезать./ Молодцы!
— Из какого материала мы будем делать цветочки ландыша? /Из бусинок. Вспомнить приём приклеивания./
/ Дети выполняют работу, оформляют её в рамку. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход во время выполнения работы./
— Молодцы! Давайте сейчас возьмём свои работы, присядем на нашей полянке и полюбуемся красивыми ландышами.
На полянке ландыши белые цветут,
Вся полянка в ландышах, сколько же их тут!
Стебелёчки тонкие с листьями вокруг,
Будто бы жемчужины, нас к себе зовут.
И цветы душистые мы не будем рвать.
Будем на полянке песню распевать.
/ Дети поют песню «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель./
— Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: «Раз — два — три — повернись, в садике ты окажись». /Дети встают, поворачиваются вокруг себя, произнося слова./
— Ну вот, опять мы в детском саду. Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? /ответы детей/. Молодцы!