Разнообразие традиционных подходов к управлению объектами ГЧП является характерной особенностью всех этапов развития государственно-частного партнерства. Однако в управленческой практике широкого круга объектов ГЧП востребованы принципы организации управления этой формой сотрудничества, основанные на эффективной регуляции межличностных взаимодействий их участников.
Ключевые слова: инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, межличностное взаимодействие, эффекты межличностных взаимодействий.
Изучение многолетней истории (насчитывающей несколько столетий) традиционных концепций и современных трактовок проблемы устойчивых долгосрочных отношений государства и бизнеса в области реализации совместных проектов, имеющих общественное значение, приводит к выводу, что они берут начало в организационных особенностях разнообразных структур и моделей этой формы сотрудничества в условиях бюджетных ограничений в результате чего особое значение приобретает развитие института государственно-частного партнерства (ГЧП), который позволяет обеспечить за счет использования ресурсов субъектов предпринимательской деятельности финансирование не только традиционных инфраструктурных объектов, но и проектов, реализуемых в социальной сфере.
В контексте комплексного развития национальной экономики государственно-частное партнерство трактуется как система взаимодействия государства и частного предпринимательства, обладающая особым комплексом социальных, административно-правовых, финансовых и организационно-экономических взаимосвязей и взаимоотношений, направленных на максимально эффективное использование имеющихся ресурсов и их источников в целях реализации общественно значимых проектов в широких сферах деятельности. Приоритетные сферы для применения механизмов ГЧП в России представлены довольно широко [5, с. 88–89].
Сдвиги в современных взглядах на государственно-частное сотрудничество, на силы и формы, определяющие его динамику, на способы и средства его изучения и понимания требуют рассматривать совместное сотрудничество власти и бизнеса в рамках ГЧП в плане их включенности в процессы выработки новых качественных взаимодействий между людьми. Это требование отчетливо проявляется в том, что, несмотря на последовательные и убедительные призывы политиков к переходу страны на инновационный курс развития, наша страна продолжает сильно отставать от развитых стран именно по причине деформации управления институтами власти и собственности. Следствием этого вывода является то, что разнообразные управленческие подходы, традиционно применявшиеся в сфере управления государственно-частным сотрудничеством, не могут с требуемой определенностью вскрыть искомые источники устойчивых межличностных взаимодействий. В этой связи актуальность рассмотрения проблем управления практикой деятельности объектов ГЧП через призму межличностных взаимодействий его участников соответствует современной проблемной ситуации, и, следовательно, имеет высокую актуальность.
В последние несколько десятилетий акцент в управлении государственно-частным сотрудничеством прочно обосновался на понимании эффективного партнерства как определяемых, прежде всего, внешними (государственными и рыночными) факторами на основе их интерпретации как институционального способа управления по преобразованию сфер деятельности, которые традиционно относились к ведению власти. То есть используемые при такой форме сотрудничества инструменты управления направлены на поиск «правильных» действий в тех или иных практических ситуациях, которые сосредоточены на уровне высшего управленческого звена. В основе этого концептуального сдвига лежат основные положения, устанавливающие порядок организации государственно-частного сотрудничества, которые содержат известные устойчивые схемы традиционной организации управления, которые не могут вывести сотрудничество власти и бизнеса полностью за рамки государственного регулирования.
Иначе говоря, управленческая практика объектами государственно-частного партнерства фактически «имеет дело» с рецептурно-нормативными рекомендациями осуществления управленческих технологий, которые не имеют другого обоснования, кроме практического опыта и интеллектуальной эрудиции авторов федерального закона, сумевших изложить этот опыт в систематизированном виде [1].
В рецептурно-нормативных рекомендациях управление объектами ГЧП рассматривается как воздействие, направленное на достижение экономических целей? и такое понимание до сих пор определяет убеждения и ожидания большинства людей, имеющих отношение к управленческой деятельности. Конечно, нельзя отрицать, что управление государственно-частными предприятиями являются выражением более высокого уровня интеграции управленческого знания в рамках сотрудничества коммерческих организаций и власти. Это обусловлено тем, что определяя цели с позиции общественного интереса, государство устанавливает качественные и стоимостные показатели, ведет мониторинг реализации программ, на основании договоренностей между сторонами, разделяя и предпринимательские риски. В свою очередь коммерческая структура на уровне своего высшего руководства соглашается принять на себя ответственность за оперативную деятельность на различных этапах сотрудничества: разработку, финансирование, управление, строительство, эксплуатацию, практическое предоставление услуг пользователям.
Однако сама природа такого управления всей системой действий людей в процессе государственно-частного сотрудничества предполагает, что использование известных устойчивых схем современной организации управления не может способствовать раскрытию ключевых внутренних факторов, обеспечивающих наибольшую эффективность государственно-частного сотрудничества. Для преодоления этого ограничения необходимо выявление тех оснований, которые порождают и формируют разнообразные формы связей управления результатами с управлением всей системой действий людей в процессе совместной деятельности власти и бизнеса.
Управленческая деятельность имеет общественное значение, поэтому для решения более широкого круга проблем, которые неизбежно возникают в практической деятельности объектов ГЧП одновременно на нескольких уровнях и плоскостях протекания, требует большего внимания анализу механизмов регуляции взаимодействий между ними. Фокусирования акцента управления объектов ГЧП на межличностных взаимодействиях означает не замену принципов традиционного управленческого знания, как это может показаться на первый взгляд, а «изменением сущности отношений между государством и бизнесом, как в правовом, так и в экономическом контекстах» [2, с. 33]. Более важным аспектом сотрудничества власти и бизнеса в современных условиях хозяйствования является (в связи с такой особенностью практики управления, как повторяемость ряда явлений), создание новых форм конкретных процессов и практик, которые составляют повседневную рутинную деятельность объектов ГЧП и которые связаны с результатами. Эти повседневные формы деятельности часто остаются «невидимыми» в традиционных управленческих подходах, хотя они оказывают серьезное влияние на деятельность как самих объектов ГЧП, так и на тех, кто в них работает. Современная экономическая среда формировала новый тип экономического роста, в которой акцент в управленческой деятельности переносится на качественные, прежде всего, человеческие факторы. Такой тип экономического роста, возникший в наиболее развитых странах, «во все наибольшей степени сводится к «взаимодействию людей друг с другом» [6, с. 222].
В современных условиях государственно-частное сотрудничество нуждается в выявлении и использовании новых управленческих инструментов, основанных на эффективном применении потенциала человеческих ресурсов, т. е. эффективной деятельности людей, их действий и взаимодействий, что определяется понятием «совместная деятельность». Ведь все силы и вся деятельность, которые помогают или мешают изменениям в управлении объектами ГЧП, проистекают из действий человека. Именно в процессе повседневной совместной деятельности людей создается ценность, зачастую определяемая теми деталями рутинной деятельности, которые на первый взгляд высшего руководства кажутся мелочами организационной жизни.
Однако эти «мелочи» способны увеличить индивидуальный вклад каждого отдельного человека, повышая эффективность деятельности конкретного объекта ГЧП, поскольку одновременно это может выявить и «скрытые» связи с результативностью и предложить для практических действий управленцев среднего и низшего звена вполне конкретные инновационные инициативы [4, с. 71]. Это обстоятельство фактически придает повседневной рутинной деятельности людей в рамках ГЧП стратегическое значение и, как следствие, выработка стратегии превращается в привычную организационную жизнь объекта ГЧП. Таким образом, в стратегическое управление оказывается вовлеченным все большее количество руководителей среднего и низшего уровня управлений, которые фактически начинают участвовать и в принятии решений стратегического формата, поскольку находятся ближе всего к реальному практическому опыту.
В современных реалиях множеству людей важно, чтобы они могли влиять на систему управления, способную разрешать возникающие проблемы, могли взаимодействовать с соответствующими должностными лицами и чтобы эти установки занимали в общественном сознании подобающее место. Следовательно, любой новый инструмент управления, на котором будет основано управление объектами ГЧП, должно соответствовать существующим представлениям и восприятиям людей. Этот новый инструмент управления должен учитывать личные системы ценностей, восприятий и ожиданий, связанные у людей со способом функционирования объекта ГЧП и со своей ролью в этой структуре.
Управление результатами является актуальной проблемой практики государственно-частного партнерства, и качественная реализация ресурсов в этом процессе неизбежно зависит от участвующих в этом партнерстве людей, их способности к кооперации и создавать новые формы межличностных взаимодействий. Это означает, что место и роль конкретного работника в процессе партнерства должны оцениваться руководством в контексте его способности взаимодействовать с другими людьми. Эта задача и является, собственно говоря, задачей регуляции управленческого типа для практики осуществления государственно-частного сотрудничества. И для ее решения необходимым условием является наличие способности высшего звена управления объектами ГЧП к сознательному выявлению таких внутренних механизмов, которые способствуют эффективным межличностным взаимодействиям на уровне среднего и низшего звена управления и созданию совершенно новой структуры их ожиданий, восприятий и компетентностей.
Такое понимание сущности управления объектами ГЧП на основе регуляции межличностных взаимодействий включает в себя не только тех, кто составляет руководящий состав, но и тех, кем управляют. В этом случае управление объектами ГЧП превращается в «цивилизованный и рационально построенный способ регуляции действий и взаимодействий людей, который можно только построить с их согласия и с их участием» [7, с. 61]. К такому пониманию управления приводят широко интерпретируемые, устойчивые отношения и взаимодействия людей в рамках государственно-частного партнерства через решение ими поставленных задач.
Следовательно, именно узлы межличностных связей и взаимодействий в государственно-частном сотрудничестве становятся точками формирования адекватных решаемым проблемам правил и норм поведения общих целей и задач, и создается внутренне согласованная система. Само же понятие межличностное взаимодействие раскрывается уже через качества людей, которые являются решающим условием эффективного управления объектами государственно-частного партнерства. Такой способ управления в современной реальности управления государственно-частным сотрудничеством, к сожалению, обнаруживает множество трудностей: кадровые проблемы, связанные с нехваткой специалистов необходимого уровня; психологической неготовности среднего и низшего руководящего состава к повышению ответственности за принимаемые решения; высокой степени инертности традиционных систем управления и кардинальности, происходящих в мире изменений и др. Тем не менее, эта довольно непростая, но весьма перспективная управленческая идея поможет стимулировать дальнейшие исследования места и роли межличностных взаимодействий в эффективном управлении объектов государственно-частного партнерства.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. — 2004. — № 6. — С. 33–39.
- Горбачева Н.В, Унтура Г. А. Оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты инновационного проекта государственно-частного партнерства // Российский журнал менеджмента. — 2015. — Том 13, № 4. — С.105–134.
- Джонсон Дж., Мелин Л, Виттингтон Р. Микростратегия и стратегирование: к деятельностной теории стратегического управления // Российский журнал менеджмента. — 2011. — Том 9, № 4. — С.63–82.
- Зайнашева З. Г., Сабирова З. Э. Основные формы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере // Вестник УГАЭС (Уфимская государственная академия экономики и сервиса). Серия: Экономика. — 2013. — № 3(5). — С. 88–92.
- Медведев В. А. Перед вызовами постиндустриализма. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 440 с.
- Тихонов А. В. Социология управления. М.: КАНОН+, 2007. — 472 с.