Нарушения голоса по каким-либо причинам, имеют распространенность примерно у 45 % взрослых различных голосовых и не голосовых профессий, например, у учителей, актеров, певцов, а также у людей, профессии которых связаны со испытанием постоянного стресса. Изучение нарушений голоса происходит в некоторых дисциплинах, таких как: логопедия, психология, психиатрия, физиология, фониатрия. Нарушения голоса дают ограничения в выполнении профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: голос, нарушения голоса, коррекция, профессии.
Голос является совокупностью различных по своим свойствам звуков, которые возникают в результате колебания эластичных голосовых складок. С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют большой нагрузки на голосовой аппарат. Голосовые и не голосовые профессии разделяются по уровню требований к свойствам голоса:
‒ профессии с высокими уровнем требования к голосу, это учителя, воспитатели детей и др.;
‒ профессии с повышенными уровнем требования к голосу, это работники сферы обслуживания, врачи, фельдшеры и др.
Также, в связи с массовой распространенностью использования мобильной связи увеличивается потребность в создании программ по коррекции голосовых нарушений.
Голосовой аппарат считается «рабочим органом» для людей различных профессий. Самыми частыми причинами нарушения голоса у людей голосовых профессий считаются перенапряжение голосового аппарата, неправильная техника голосоведения, необходимость «прочищать горло», повышенную утомляемость голоса. У фельдшеров скорой помощи нарушения голоса могут вызвать неблагоприятные рабочие условия, например неблагоприятный микроклимат, пыль, употребление алкоголя и курение, постоянное присутствие лиц с хроническими заболеваниями нижних дыхательных путей, инфекциями ротовой полости и верхних дыхательных путей. Так же, относится к причинам нарушений голоса и у работников голосовых и у работников не голосовых профессий, психогенные факторы, несоблюдение гигиены голоса, неправильная постановка голоса, перегрузка голосового аппарата. Люди голосовых и не голосовых профессий довольно часто болеют хроническим ларингитом, с возникновением боли в горле, кашля, дисфонии.
Нарушением голоса принято считать расстройство или отсутствие фонации из-за патологических изменений голосообразующих органов. Нарушения голоса бывают периферические и центральные, где каждое может быть функциональным и органическим. Многие нарушения проявляются либо самостоятельно, по причине различных изменений голосовых органов, либо они сопутствуют другим тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при заикании, ринолалии, дизартрии, афазии.
Процесс голосовых нарушений зависит от свойств изменений нервно-мышечного аппарата гортани, в первую очередь от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса.
Исследование О. С. Орловой показало, что уровень нарушения голоса у учителей различных специальностей, которые имеют неодинаковую нагрузку на голос и различный стаж работы, достаточно вариабельна; больше всего нарушения голоса встречались у учителей старше 40 лет, которые работали более 24 часов в неделю [3].
Для коррекции нарушений голосового аппарата А. А. Князьков рекомендует выявить причину возникновения фонастении. Так если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить голосовую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Перед постановкой голоса необходимо выработать правильное диафрагмальное дыхание. Уделяется постоянное внимание удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры. По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, громким [2].
О. С. Орлова рекомендует для коррекции нарушения голоса при гипер- и гипокинетических дисфониях, помимо дыхательной гимнастики, в кабинете лечебной физкультуры следует уделять внимание дыхательным упражнениям. Например:
Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:
1) вдох и выдох через нос;
2) вдох через нос, выдох через рот;
3) вдох через рот, выдох через нос;
4) вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);
5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
6) вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;
7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
8) дох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный) [3].
Кроме того, Ю. С. Василенко [1] и другие авторы рекомендуют для восстановления координации голосового аппарата выполнять ряд упражнений. Упражнения выполняются следующим образом. Исходное положение — сидя на стуле.
1) вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон;
2) вдох через нос, выдох через рот со звуком А;
3) вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон;
4) вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце;
5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В;
6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.
Вместе с тем, В. А. Тринос предлагает параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Поглаживаем переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок [4].
Необходимо проводить релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования, они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации. Так же важным является развитие диафрагмального дыхания т. к. от хорошего развитого дыхания во многом зависит красота, сила и выносливость голоса. Следующий шаг работа над дикцией. Четкая и хорошая работа органов артикуляции определяет хорошую дикцию, от этого зависят такие качества голоса как звонкость и полетность.
Основными, влияющими на возникновение нарушений голоса у учителей факторами считаются: интенсивность учебной нагрузки, стрессовые факторы, частые респираторные заболевания и отсутствие навыков правильного голосообразования и голосоведения. Исследования указывают, что наиболее распространенными у преподавателей являются острые и хронические воспаления слизистой оболочки верхних дыхательных путей, узелки на голосовых складках, фонастения, псевдофонастения, преждевременное изнашивание голоса в условиях профессионального труда и др.
А факторами возникновения нарушений голоса у фельдшеров скорой помощи считаются: стрессовые факторы, постоянное присутствие инфекционных очагов на работе, нестабильность нервной системы.
Основная роль при коррекции многих нарушений голоса, любой причины возникновения, лежит на функциональных тренировках голосового аппарата, с помощью которых формируется оптимальный способ голосоведения. Данные подходы коррекции нарушений голоса дают возможность эффективно корректировать нарушения голосовой функции.
Литература:
- Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст]. –М.: Энергоиздат, 2012. –480 с.
- Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Метод. разраб. [Текст] /А. А. Князьков. — М.: Прометей, 2010. — 123 с.
- Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: диссертация... доктора педагогических наук [Текст]. –М., 2014. –250 c.
- Тринос В. А. Дисфонии и их лечение у лиц голосовой профессии Текст.: автореф. дис. докт. мед. наук [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://library.odmu.edu.ua/catalog/47460