Гигиеническая оценка педагогической деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гудкова, Т. В. Гигиеническая оценка педагогической деятельности / Т. В. Гудкова. — Текст : непосредственный // Новые задачи современной медицины : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/86/3925/ (дата обращения: 16.12.2024).

Известно, что речь выполняет одну из важных функций — коммуникативную. Процесс речевого общения не может проходить полноценно, если имеются расстройства голоса, что затрудняет как сам процесс воспроизведения речи, так и влияет на восприятие ее окружающими (Н. И. Жинкин, Л. М. Телеляева, О. С. Орлова, Ю. С. Василенко, Ф. Г. Тагирова, Г. Н. Григорьев и др.). Кроме того, как структурный элемент экспрессивной речи, голосовая функция является важной социальной категорией. Распространенность нарушений голоса наблюдается чаще среди людей, имеющих большую речевую нагрузку. Анализ литературных данных свидетельствует, что среди педагогов голосовые нарушения составляет около 60 % [1; 3; 4]. Отмечается (А. И. Крюков, О. С. Орлова, И. А. Лебедев, В. Б. Панкова и др.), что среди лиц с голосовыми нарушениями 80 % являются профессионалами голоса в возрасте от 25 до 55 лет. Увеличение недельной речевой нагрузки приводит к повышению процента преподавателей с быстрой утомляемостью голоса: с нагрузкой свыше 40 часов 70,6 % учителей имеют голосовые проблемы [1; 3; 4; 5 и др.]. Исследуя причины заболеваний голоса, А. И. Крюков с коллегами выделяет среди чаще встречаемых профессиональных заболеваний учителей фонастению, причинами которой являются: перенапряжение голосового аппарата, неправильное пользование верхним или нижним диапазоном голоса, нервные потрясения.

Наиболее оказываются подвержены голосовым расстройствам лица голосо-речевых профессий, которые не владеют навыками правильной голосоподачи. В связи с этим неправильная техника голосоведения и, как следствие этого, перенапряжение голосового аппарата являются распространенными причинами возникновения нарушений голоса, которые могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность (Г. Н. Григорьев, Л. Б. Дмитриев, О. С. Орлова, В. Л. Андронова, Л. М. Телеляева и др.). Отмечается, что не все педагоги имеют одинаковую голосовую нагрузку в течение рабочего дня, и она часто зависит от преподаваемого предмета: голосовые расстройства для учителей русского языка, литературы и иностранного языка составляют около 59 %, — географии 57,6 %, математики — 57,5 %, труда и рисования — 34 %, физкультуры — 20 %.

Мнение о причинах нарушения голоса подтверждают исследования других авторов, занимающиеся вопросами гигиенической оценки лиц голосо-речевых профессий (Ю. С. Василенко, Е. В. Лаврова, Н. Ф. Лебедева, О. С. Орлова, Л. М. Телеляева, В. А. Тринос и др.). Исследования указывают, что наиболее распространенными являются: острые и хронические воспаления слизистой оболочки верхних дыхательных путей; узелки на голосовых складках; фонаторная судорога голосовой щели; фонастения; псевдофонастения; преждевременное изнашивание голоса в условиях профессионального труда; большая голосовая нагрузка; неумение владеть своим голосом; психоэмоциональные стрессовые факторы и частые простудные заболевания [1; 4; 6; 7].

Целью настоящего исследования явилось: гигиеническая оценка труда педагогов. В ходе исследования определены следующие задачи: проанализировать научную литературу по проблеме исследования; проследить связь нарушений голоса с различными факторами; предложить рекомендации по устранению нарушений голоса у педагогов. Для реализации поставленных задач были применены методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; социологическое исследование (анкетирование), изучение медицинской документации (амбулаторных карт). Анкета была составлена таким образом, что позволила получить информацию о распространенности и причинных факторах нарушений голоса, наличии заболеваний, продолжительности голосовой нагрузки в течение дня/недели и стаже работы педагогов.

В настоящем исследовании приняли участие 57 педагогов (учителя общеобразовательных школ г. Новосибирска, воспитатели) в возрасте от 25 до 72 лет. Средний стаж педагогической деятельности варьировал от 3 до 55 лет.

Проведенное исследование позволило выявить, что основными причинами нарушений голосовой функции являются большая голосовая нагрузка и неумение владеть своим голосом. Было установлено, что 73,7 % педагогов имеют расстройства голоса. По данным анкетирования у педагогов встречаются такие заболевания лор-органов, как тонзиллит (29,8 %), ларингит (12,3 %), фарингит (21 %). Гипертония встречается в 1,8 % случаев, варикоз — 24,6 %. По данным анализа амбулаторных карт у 20,4 % учителей имеются различные заболевания, наиболее часто встречаются заболевания лор-органов — ларингит (28 %), фарингит (22,4 %), реже — ринит (13,1 %), хронический тонзиллит 11,2 %, синусит — у 2,8 % учителей. Среди других факторов, отрицательно влияющих на голосовые функции, кроме заболеваний лор-органов, согласно данным амбулаторных карт, у учителей имеются гипертония — (24,3 %), варикоз (8,4 %).

Проведенные исследования показали роль специфических особенностей педагогической деятельности в изменении здоровья, формировании заболеваний. Полученные данные свидетельствуют о том, что с увеличением стажа работы у педагогов чаще встречаются такие состояния, как першение, пропадание, осиплость голоса. Наиболее часто встречались нарушения голоса среди воспитателей у 85,7 % опрошенных, у учителей начальных классов у 75 %, среди учителей физики — 69 %. Установлено, что большая часть педагогов, не чередующая режим отдыха и голосовых нагрузок, наиболее подвержена расстройствам голоса. Чаще встречаются першение и пропадание голоса у педагогов, не соблюдающих режим труда и отдыха. Согласно полученным данным такие состояния возникают у 59,1 % педагогов, не соблюдающих режим туда и отдыха.

Вышеизложенное позволяет сформулировать ряд выводов.

-                   В результате изучения голосовой нагрузки получены данные, согласно которым наибольшее количество педагогов имеют в среднем голосовую нагрузку 4–5 часов, наименьшее количество педагогов имеют нагрузку 1–3 часов в день.

-                   Проанализированы причины нарушения голоса педагогов. Основными причинами нарушения голосовой функции являются: большая голосовая нагрузка, неравномерная у преподавателей различных специальностей и неумение владеть своим голосом.

-                   Обнаружено, что с увеличением стажа работы у учителей, чаще развиваются расстройства голоса.

-                   В результате обследования педагогов методом анонимного анкетирования было выявлено, что несоблюдение режима труда и отдыха приводит к большей распространенности нарушений голоса.

-                   На основе изучения медицинских карт выявлено, что среди общей выборки учителей, кроме нарушений голоса, распространены такие заболевания как варикоз, гипертония, хондроз, невралгия, частые ОРВИ.

-                   По результатам проведенного исследования педагогам предложены рекомендации по устранению и профилактике нарушений голоса.

Постоянно увеличивается число профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. Лица голосо-речевых профессий должны иметь знания по гигиене голоса, режиму профессиональной работы и голосовой гимнастике для предупреждения нарушений голоса. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи, включающей упражнения, направленные на коррекцию физиологического и фонационного дыхания, тренировку по улучшению акустических качеств голоса, предупреждение расстройств голосовой функции, работу над нормализацией мышечного тонуса.

Для того чтобы предупредить голосовые расстройства, рекомендуется выполнять следующие правила:

1.                            Чтобы голос меньше утомлялся, между уроками старайтесь соблюдать режим молчания.

2.                            Исключите по возможности побочные шумы в аудитории при речевых нагрузках.

3.                            Очень сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому помещение для занятия следует увлажнять.

4.                            Вдыхание меловой пыли очень вредно, поэтому постоянно увлажняйте тряпку для доски или используйте маркеры для работы на доске.

5.                            После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути.

6.                            Когда утомлен голос, желательно съесть лимон, выпить минеральную воду и некоторое время помолчать.

Для профилактики нарушений голоса рекомендуется проведение специальной гимнастики, включающей упражнения, направленные на развитие силы голоса, укрепление голоса и снятия напряжения.

1.      Упражнения на развитие физиологического и фонационного дыхания.

-          Встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, а другую — сбоку на ребра. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, затем между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а потом осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

-          Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, 10, 15, удлиняя выдох.

-          Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы «пламя заколыхалось» и держим его в таком положении до конца выдоха.

-          Упражнения основного комплекса дополняет комплекс гимнастики А. Н. Стрельниковой. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, активизирует носовое дыхание; способствует восстановлению голоса при его потере в момент общей усталости и др.

-          Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз). Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).

-          Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз). Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю (6 раз).

-          Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы.

-          Надуть щеки, как шар. Резко выдохнуть воздух через «губы-трубочку».

-          Беззвучно сказать «ы». Говорить этот звук надо не глубоко, а у корней верхних зубов.

-          Наклон головы попеременно к правому и левому плечу с преодолением сопротивления рук.

-          Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть, как насосом, воздух через гармошку до полного объема ваших легких, а потом выдохнуть постепенно весь воздух. Длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд.

-          Приседать (с выдохом) и одновременно говорить на резком выдохе: «ох, ах».

2.      Для развития силы голоса предлагается произносить звук «у», имитируя различные ситуации: гудит пароход, свистит паровоз, подходящий к станции или проносится мимо.

3.      Для укрепления горла, снятия напряжения предлагается выполнять упражнения.

-          «Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10–30 сек.

-          «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-ар», при этом как можно выше нужно поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6–8 раз.

-          «Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

-          «Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем — до подбородка. Повторить 6–8 раз.

-          «Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

-          «Зевота». Зевоту легко вызвать искусственно. Зевайте с закрытым ртом.

Литература:

1.                  Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Энергоиздат, 2002. — 480 с.

2.                  Григорьев Г. Н. Речевой слух и речевой голос. Минск: Высшая школа, 1976. — 32 с.

3.                  Орлова О. С., Андронова В. Л. Состояние голосовой функции по данным ее самооценки педагогами общеобразовательных школ. // XVII конгресс Союза Европейских фониатров: Тез. докл. М., 1991. — С. 100–101.

4.                  Орлова О. С. Распространенность, причины и особенности нарушений голоса у педагогов / О. С. Орлова, Ю. С. Василенко, А. Ф. Захарова, Л. О. Самохвалова, П. А. Козлова // Вестник оториноларингологии. 2000 — № 5. — С. 18–21.

5.                  Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия. 2007. — 144 с.

6.                  Тагирова Ф. Г. Заболевания голосового аппарата у певцов и людей голосовых профессий и проблемы их реабилитации // XVII конгресс Союза Европейских фониатров: Тез. докл. М., 1991. — С. 110.

7.                  Телеляева Л. М. Голосовая патология при некоторых нервно-психических заболеваниях // А. Б. Дмитриева, Л. М. Телеляева, С. Л. Таптапова // Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): голосовая нагрузка, голосовая функция, Орлов, педагог, расстройство голоса, голосовой аппарат, заболевание лор-органов, нарушение голоса, нос, раз.