Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (8) август 2009 г.

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Барвинская, Е. М. Комплексный подход к голосовой подготовке учителя музыки / Е. М. Барвинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 152-156. — URL: https://moluch.ru/archive/8/550/ (дата обращения: 16.11.2024).

Специфика голосовой деятельности учителя музыки обусловлена спецификой предмета «Музыка», его целями, задачами, формами  и методами образования и воспитания учащихся, а также спецификой и условиями голосовой деятельности. В процессе профессиональной деятельности в задачи педагога входит: 1) объяснение ученикам программного материала (работа голоса в речевом режиме); 2) иллюстрация учебного материала - показ программных вокальных произведений различных жанров и стилей (работа голоса в вокальном режиме); 3) вокально-педагогическая деятельность (работа голоса в речевом (объяснение) и вокальном (показ) режимах).

Условия профессиональной голосовой деятельности учителя музыки имеют особенности, связанные со спецификой педагогической деятельности и современной системой музыкального образования в общеобразовательной школе. Около 50 % рабочего времени педагог говорит - во время урока громче обычного. Повышение интенсивности голоса  вызвано необходимостью привлечь внимание учеников; выделить особо важные аспекты повествования; перекрыть шум в классе (55 – 72 дб). Еженедельная голосовая нагрузка учителя музыки составляет, в среднем, 18 рабочих часов. Если провести параллель с голосовой деятельностью профессиональных исполнителей, получается 6 музыкальных моноспектаклей в неделю. Учитывая современную экономическую ситуацию, более 70 % педагогов имеют нагрузку свыше 1 ставки, что означает значительное увеличение рабочих часов. Такая работа голоса противопоказана даже профессиональным вокалистам и не может быть выполнена без ущерба для здоровья голоса.

К числу условий, оказывающих неблагоприятное воздействие на голосовой аппарат учителя, относятся: психологическое напряжение; запыленность и плохая акустика помещений; пониженная влажность воздуха; внеурочные дополнительные занятия; работа в нездоровом состоянии носоглотки и др. Для того, чтобы оградить голос от воздействия перечисленных факторов педагог должен иметь обширные специальные знания по теории и методике голосообразования, гигиене голоса и прочно усвоенные умения и навыки работы с голосом, профилактике его заболеваний. Исследования Ю.С. Василенко позволяют сделать вывод о том, что   голос более половины обследованных педагогов нельзя считать «здоровым» и полностью отвечающим профессиональным требованиям.

Анализ основных причин, вызывающих нарушение голоса у педагогов позволил разделить их на: а) биологические - конституциональные особенности, возраст, пол, сопутствующие заболевания; б) профессиональные - стаж работы, длительность и интенсивность голосовой нагрузки; в) бытовые - семейное положение, состав семьи, жизненные условия; г) психологические - конфликтные ситуации (бытовые и профессиональные), психоэмоциональные и характерологические особенности личности. В практике фониатрии обычно встречаются случаи заболеваний голосового аппарата, вызванные сочетанием двух или более факторов.

По классификации П. Гербера «злоупотребление» голосом, приводящее к его нарушениям, может быть качественное и количественное. Количественное злоупотребление представляет собой выполнение заданий, превышающих работоспособность и силу голоса. Качественное -  противоестественное повышение и понижение голоса; неправильное дыхание; недостаточное (или чрезмерное) напряжение голосовых и дыхательных мышц; недостаточное (или неправильное) употребление резонаторов; неправильное пользование регистрами; ошибочные методы преподавания и др.  Исследователь также отмечает, что количественные злоупотребления голосом, в основном, присущи голосовой деятельности педагогов, преподающих в течение многих лет ежедневно, по несколько часов и в плохо приспособленных помещениях.

Исследования по вокальной педагогике и фониатрии к профилактическим мерам относят: профессиональную постановку голоса; теоретические и методические знания; отсутствие дефектов голосообразования и голосоведения; правильность и скоординированность работы слухового, дыхательного, артикуляционного, голосового аппаратов; логичный, соответствующий индивидуальным особенностям и возможностям режим работы голоса; соблюдение режима и общегигиенических правил труда и быта; поддержание голоса в рабочем состоянии на протяжении всей жизни; индивидуально разработанный режим голосовых упражнений; физическое и психологическое здоровье. Анализ специфики профессионально-голосовой деятельности учителя музыки позволяет определить круг необходимых для качественной и безопасной (с точки зрения функциональности и здоровья голосового аппарата) специальных знаний, умений и навыков.

 Речевой режим работы голоса(работа голоса в режиме разговорной или сценической речи). Научные исследования речевого голоса показывают, что без природной «речевой постановки» мы имеем те или иные недостатки речевого голосообразования, а неумелое пользование собственным голосом приводит к различным нарушениям,  порой – заболеваниям голосового аппарата. Ю. Фролов считает, что правильные формы речевой, как и вокальной, активности встречаются крайне редко и, проводя параллель с обязательной вокальной постановкой голоса для профессионального пения, указывает на отсутствие системы постановки голоса для профессиональной работы голоса в речевом режиме. Воспитать (поставить) речевой голос значит: выявить лучшие его качества; прививать профессионально-голосовые навыки; выработать комплекс условных рефлексов (сформировать «динамический стереотип»); выработать и довести до автоматизма навыки правильного звучания. Помимо улучшения качественных характеристик голоса в результате речевого развития, постановка речевого голоса повышает уровень безопасности профессиональной голосовой деятельности.

«Профессиональная деятельность требует от педагога поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, «полетным», достаточного диапазона» [12, 58]. Большую роль в преподавании любого предмета играет голос учителя: его тембр, интонация, звонкость и др. сказываются на степени внимания учеников, слушания и усвоения излагаемого материала. Особенностью речевой деятельности учителя музыки является большая выразительность, артистичность преподавания, обусловленная спецификой предмета. Только использование целого арсенала средств выразительности: окраска голоса, тембр, диапазон, мелодика с обязательной выразительностью мимики, жестов, движений тела, передающих различные эмоциональные состояния,  позволят достичь желаемого результата и, не только передать ученикам информацию, но  увлечь и заинтересовать их. Выполнение данной педагогической задачи под силу только педагогам, в совершенстве владеющим своим голосом, имеющим развитый слух и навыки эмоциональной выразительности.

Вокальный режим работы голоса учителя (работа голоса в режиме вокализации). Требования, предъявляемые к вокальному голосу учителя музыки так же высоки, как и требования, предъявляемые к речевой подготовке учителя. Мнение о том, что пение учителя не должно быть в той же степени профессионально, как пение вокалиста-исполнителя  ошибочно. Природные вокальные данные учителя музыки могут быть менее богаты, но вокально-техническое и вокально-исполнительское мастерство должны быть безупречны, учитывая воспитательные и обучающие задачи исполнения. Это подразумевает  «технику владения учителем своим голосом; запас прочно усвоенных, разнообразных вокальных навыков; тренированность и выносливость голосового аппарата» [14,  24].

           Недостатки исполнения могут погасить интерес и желание детей работать с данным произведением, а также, принимая во внимание детскую восприимчивость и способность к подражанию, выработать у учеников неправильные слуховые и голосовые стереотипы. Выступление учителя музыки требует постоянной корректировки звучания голоса в соответствии с конкретными задачами и условиями и,  как следствие,  разных режимов, манер работы голоса при исполнении одного и того же произведения.

Специфической особенностью вокальной деятельности учителя музыки является работа с разноплановым музыкальным репертуаром. Жанровое, стилевое разнообразие предъявляет особые требования к голосовым умениям и навыкам педагога. Описанная практика работы голоса профессиональными певцами считается неприемлемой с точки зрения ее негативного влияния на работу голосового аппарата, но входит в обязательные условия профессиональной деятельности учителя музыки. Подобный режим работы голоса крайне труден и может быть опасен при отсутствии соответствующих знаний, умений и навыков. Следовательно, в систему профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов должен входить метод развития голоса для выполнения данного вида деятельности.

Учитель музыки должен уметь:  анализировать и интегрировать певческий процесс в каждом индивидуальном случае и сопоставлять с заданным эталоном; целесообразно объединять теоретические знания с методикой практического решения задач творческой организации певческого процесса детей в специальном вокально-педагогическом профессиональном умении; уметь обоснованно и доходчиво объяснить или педагогически опосредованно «навести», или наглядно, практически-действенно, показать смысл той или иной технической, творческой или художественной задачи и определить способы ее разрешения; владеть педагогическим мастерством общения с детской аудиторией; уметь подобрать репертуар, соответствующий интересам и задачам вокального развития учащихся. [13, 40]. Все эти умения и навыки - составляющие вокально-педагогической деятельности. Помимо педагогических задач, учителю музыки необходимо работать с собственным голосом. Для успешного выполнения данного вида деятельности (кроме перечисленных выше), учителю музыки необходимо приобрести теоретические знания, практические умения и навыки по самостоятельному анализу, коррекции и развитию собственного голоса.

Вокально-речевой режим работы голоса(работа голоса в режиме постоянной смены разговорной (или сценической) речи и режима вокализации). Постоянная смена режимов работы голоса, переключение с речи на пение и обратно является стилем преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Владение навыком переключения голосовых режимов – необходимая составляющая профессиональной подготовки учителя музыки. В исследованиях темы общности речевого и вокального голоса убедительно доказано их физиологическое единство (рассматривается сценическая речь), единая природа голосообразования в том и другом голосовых режимах.

Влияние бытовой речи на последующую вокализацию является негативным, вследствие существенных различий режимов работы голоса. Сценическая речь является промежуточным уровнем голосовой деятельности, объединяющим бытовую речь и пение и практически совпадает в биомеханических характеристиках с характеристиками при пении. Близость режимов сокращает разрыв между манерами голосообразования и снижает нагрузки на голосовой аппарат при переходе из одного режима работы в другой, что, в свою очередь, освобождает внимание и мышцы от напряжения и становится условием профилактики голоса и его способности выдерживать продолжительную работу.

Вокальный слух (способность определять качество певческого звука, умение распознавать недостатки голосов) - «главный инструмент вокальной педагогики…, связанный с субъективными певческими ощущениями». [6, 8]; «прежде всего, не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть, и еще некоторых других видах чувствительности» [11, 83-84]. Вокальный слух развивается на базе выработанных связей между слуховым представлением и его мышечным воплощением. Эта взаимосвязь звуковых представлений и работы голосового аппарата используется певцами для правильной самостоятельной работы над развитием голоса. Теоретические знания позволяют адекватно анализировать, находить пути коррекции и, посредством слухового и мышечного контроля проверять правильность произведенных действий. В диссертационном исследовании.

Психологическая готовность является одним из основополагающих моментов голосовой деятельности. Управление всеми функциями организма осуществляется нервной системой человека. Пение подчинено основным закономерностям функционирования организма. Помимо теоретических знаний о психологических законах и законах нервной деятельности в вокальном исполнительстве необходимы практические умения и навыки управления этими процессами.

Структурными компонентами педагогического мастерства, педагогическая наука называет умения и навыки управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения. Это обусловлено спецификой педагогической и исполнительской деятельности учителя музыки и спецификой их слияния в единый воспитательный и образовательный процесс. Учитывая прямую зависимость качества звукообразования и звуковедения от скоординированности работы всего организма, правомочно сделать вывод о негативном влиянии психологической нестабильности на качество работы голоса, как в вокальном, так и в речевом режиме. Различные изменения внешней среды отвлекают от выполняемой работы и существенно затрудняют ее. Способность человека  преодолевать возникающие ситуации подобного рода («помехоустойчивость») является индивидуальной и, по утверждению психологов, подлежит тренировке.

В современной системе вузовской подготовки учителей музыки не существует специальных учебных дисциплин по воспитанию студентов в данном направлении, что нисколько не умаляет значение и необходимость профессиональной психологической подготовки. Обучение в классе сольного пения позволяет применять практические положения и методы психологии, а также методы вокальной педагогики, направленные на развитие умений и навыков психологического самоуправления.

Вокально-теоретическая и вокально-методическая подготовка профессионалов голоса на протяжении всей истории развития вокального искусства считалась важнейшей составляющей профессиональной компетентности как педагогов вокала, так и исполнителей. Профессиональная голосовая деятельность учителя музыки не является исключением из общего правила. Только теоретические знания о принципах работы и критериях звучания голоса, о причинах существующих дефектов и недостатков работы голоса, методах их исправления и развития голоса позволят сохранить качество звучания и здоровье голоса, не смотря на высокие голосовые нагрузки и негативное влияние на голос факторов, сопутствующих профессиональной голосовой деятельности учителя.

Исследователи и практики указывают на  специальные научно-теоретические знания, как на одно из главных условий подготовки студентов к профессиональной голосовой и вокально-педагогической деятельности, профилактики профессиональных голосовых нарушений и заболеваний. Профессиональная подготовка специалистов во многих  педагогических ВУЗах на сегодняшний день, не имеет специальных дисциплин по теории и методике вокального образования в программе обучения учителей музыки, что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне профессиональной голосовой подготовки в научно-теоретических и методических аспектах.

Гигиена голоса - область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается: изучением причин, вызывающих нарушения в работе голосового аппарата; выявлением возможностей и методов, позволяющих избежать голосовых расстройств; изучением физических возможностей человеческого организма; составлением и формулированием  законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима. Каждый человек, чья профессиональная деятельность связана с работой голоса, обязан иметь знания по гигиене голоса, режиме голосовой работы и соблюдать их. По мнению исследователей, в программу обучения всех учебных заведений, готовящих специалистов голосоречевых профессий должны входить сведения по гигиене голоса, чтобы ликвидировать пробел в профессиональной голосовой подготовке и обеспечить безопасность трудовой деятельности. Помимо теоретических знаний по гигиене голоса необходимо развивать умения и навыки практического применения приемов профилактики голосовых расстройств.

Суммируя полученные данные, можно сделать вывод: система подготовки студентов музыкальных факультетов к профессиональной голосовой деятельности должна включать весь спектр профессионально-голосовых знаний, умений и навыков, необходимых для речевой, вокальной, вокально-речевой и вокально-педагогической деятельности; в качестве  цели вокального обучения на музыкально-педагогических факультетах должна выдвигаться подготовка студентов к профессионально-голосовой деятельности в конкретных предметных и социальных условиях, а также обеспечение высокого уровня голосовой компетентности учителя. Исключение какого-либо аспекта профессионально-голосовой подготовки неизменно приводит к нарушению комплексности полученных знаний, умений и навыков, дестабилизирует работу голосового аппарата и негативно сказывается на качестве голосовой деятельности и здоровье голоса.

Список литературных источников:

1.      Василенко Л.М. Взаимодействие вокального и методического компонентов в

процессе профессиональной подготовки  будущего учителя музыки. Автореф. … канд. пед. наук. - К., 2003.

            2  Василенко Ю.С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых    профессий, их    

            лечение, профилактика. Дис. …. доктора мед. наук. - М., 1974.

             3    Гарно П. Речь и пение. Теоретический и практический курс физиологии, гигиены и  

            терапии голоса. Гигиена и лечение болезней певцов и ораторов. - С. – Петербург, пер. с

            франц.,  изд. 2е, СПб П.К. Селиверстов, 1899.

4.      Гениуш А.Б. Певческое обучение учителя музыки на основе использования  

фонетического метода. Дисс. … канд. пед. наук. - М., 1986.

            5   Гербер П. Голос и его гигиена. - Берлин:  И.П. Ладыжников, тип. Шпамера в   

            Лейпциге, 1923.

 6    Далецкий О.В. Обучение самодеятельного певца. – М., 1990.  

            7    Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., Музыка, 1968.

            8    Заседателев О.О. Болезни голоса певцов и их лечение со включением музыкальной

             акустики, физиологии и гигиены   голоса. - М., 1908.

9        Калинин М.А. Клинико-физиологические особенности функциональной голосо-

            речевой системы у преподавателей школ. Автореф. дис..  докт. мед. наук. - Архангельск,

            2000.     

            10      Кастекс А.  Гигиена голоса для певиц, певцов, ораторов и разговорной речи. - С.-

            Петербург, Издание В.И. Губинского, 1899.           

            11     Морозов В.П.  Вокальный слух и голос. – М.-Л.: Музыка, 1965.

            12   Савостьянов А.И.    Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М.,

            Владос, 2001.

13    Серебрякова Е.А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов

музыкальных факультетов. Дисс. … канд. пед. наук. - М., 2005.

14    Урбанович Г. Певческий голос учителя музыки. \\ Музыкальное воспитание в школе.

- М.: Музыка, 1977, вып. 12. - с. 23 – 33.

15      Фролов Ю.  Пение и речь в свете учения И.П. Павлова. - М.: Музыка, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): голосовой аппарат, работа голоса, учитель музыки, Гигиена голоса, голосовая деятельность, знание, профессиональная голосовая деятельность, вокально-педагогическая деятельность, навык, умение.


Задать вопрос