Вопросы изучения детского голоса. Механизм голосообразования у детей и виды нарушений детского голоса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (406) март 2022 г.

Дата публикации: 16.03.2022

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Черепов, В. А. Вопросы изучения детского голоса. Механизм голосообразования у детей и виды нарушений детского голоса / В. А. Черепов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (406). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/406/89494/ (дата обращения: 16.12.2024).



Наравне с изучением нарушений голоса у взрослых, возник интерес к детскому голосу. В 30-е годы в лаборатории экспериментальной фонетики. Евгений Николаевич Малютин (с 1922 по 1941 г.) стал изучать нарушения голоса у детей. В то же время Иосиф Ионович Левидов выпустил методическое пособие «Вокальное воспитание детей», где были рекомендации по правильному развитию детской речи и голоса.

Валентина Ивановна Филимонова (1990), Татьяна Викторовна Колпак (1999) и Лариса Александровна Копачевская (2000) исследовали нарушения голосовой функции у детей с различными речевыми нарушениями. Авторы предлагали различные приёмы педагогического обследования голоса и его акустических характеристик. В их работах прослеживалась мысль, что патология голоса часто входит в структуру речевого дефекта.

Вопросы воспитания и обучения всегда рассматривались учёными в неразрывной связи с возрастными особенностями. В данной области сходились такие области науки как — морфология, физиология и психология.

Нельзя не отметить важную роль исследований Магдалины Сергеевны Грачевой (1956) об морфологических особенностях формирования гортани. На основе этих работ Н. Д. Орлова закрепила положительную точку зрения на фальцетное пение у детей. Это обосновывалось не только задачами охраны детского голоса, но и психофизиологическими возможностями детей.

Она выделяет 4 возрастных периода в развитии детского голоса. Первый школьный период с 7 до 10 лет. Голосовые связки колеблются внутренними краями, что обуславливает фальцетное звучание. Голосовая мышца, спрятанная в толще голосовой складки, начинает развивать намного позже. Поэтому у школьников 7–8 лет колебания происходит так же, как и у дошкольников. После 11– 12 лет механизм голосообразования претерпевает изменения.

В работах Е. М. Малининой раскрыта зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха. Вместе с чешским фониатром Е. Седлачковой она рассуждала о влиянии на фонацию акустико-фонационных стереотипов.

Еленой Самсоновой Алмазовой (1973) были предложены упражнения по корректировке голоса у детей с рубцовыми деформациями гортани [2].

Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к пяти характерным признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не». О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечисленных ниже изменений:

1) нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием;

2) гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса;

3) слишком тихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения;

4) слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона;

5) неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неверными ударениями и интонацией. Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. Нарушенный голос может отвлекать слушателя или быть неприятен ему, а в тяжелых случаях серьезно затрудняет общение.

Есть некоторые особенности присущие только детскому голосовому аппарату:

  1. Диспропорциональность в развитии некоторых органов голосового аппарата
  2. Развитие происходит скачками.
  3. Некоторые периоды протекают незаметно
  4. Разнородность окончания роста разных органов голосового аппарата

Развитие голосового аппарата ребёнка включает в себя три стадии: обычную, интенсивную и пониженную. Эти стадии проявляются неодинаково и в различные периоды жизни ребёнка. Смены стадий могут меняться: равномерное развитие (интенсивный рост — обычный — замедленный; обычный — замедленный), скачкообразный (от интенсивного роста — к замедленному; пониженный — к интенсивному). Некоторые отделы голосового аппарата развиваются в две стадии (интенсивно — обычно). Это касается лёгких, которые в первые два месяца жизни у ребёнка развиваются очень стремительно, а затем обычно до периода полового созревания.

Носовая полость, носоглотка и придаточные пазухи развиваются очень интенсивно первые шесть месяцев жизни. Рост носоглотки и придаточных пазух завершается к началу пубертатного периода, все остальные органы голосового аппарата созревают к концу полового созревания (к 19 годам). Гортань продолжает расти до конца, но менее выраженно. Хотя особенно интенсивно рост происходит только в первый год и у мальчиков, и у девочек. До 3-х лет гортань детей не зависимо от пола имеет одинаковый размер. Однако после 3 лет у мальчиков гортань становится длиннее, чем у девочек. До 7 лет глубина гортани доминирует над шириной, но затем ситуация изменяется в противоположную сторону.

Голосовые складки детей укороченные и физиологически незрелые. Поэтому чаще подвержены воспалительным процессам. А в совокупности с узостью просвета гортани из-за этого могут возникать тяжёлые паталогические изменения, усложняющие общее состояние ребёнка.

Порой заболевания голосового аппарата, возникающие в детском возрасте, становятся хроническими и в будущем могут стать основной причиной дисфонии во взрослом возрасте.

Большинство исследователей считают, что 6–9 % детей имеют голосовые патологии, из них половина нуждается в постоянной логопедической поддержке, а другой половине требуются специалисты различных профилей: фониатры, отоларингологи, эндокринологи, педиатры и т. д.

Мнение логопедов сходится на том, что число голосовых нарушений с каждым разом всё возрастает.

По данным исследования доктора медицинских наук Е. Ю. Радциг (2006) наибольший процент патологии голоса у детей с 5–9 лет — 28,6 %, следом идут дети 9–12 лет — 25,9 %, только потом ранний детский возраст от 2–5 лет — 14,7 %. На последнем месте дети до 2 лет.

По мнению Г. Д. Михайловой (1976) нарушения голоса чаще возникают у детей, которые посещают дошкольные учреждения и имеют повышенную голосовую нагрузку.

У 60–90 детей из тысячи (Д. К. Вильсон, 1990) встречаются голосовые расстройства, и около 3 % из них есть проблемы в общении из-за нарушений голоса.

Исследователи ставят на первое место нарушения гортани органического происхождения, патологии резонаторных органов у детей и подростков, заболевания уха. Некоторые отдают первенство функциональным дисфониям.

Из всего этого можно сделать вывод, что у детей патология голоса заключает в его отсутствии (афонии) или же изменении тембра (дисфонии). Дисфонии могут обладать одним или несколькими признаками:

  1. Разные степени охриплости с нарушением дыхания
  2. Гипер- или гипоназализованность голоса
  3. Изменение силы звучания (слишком тихо или слишком громко)
  4. Нарушение высоты звучания
  5. Изменения просодической стороны голоса (ударения, темпа, мелодики)

Чаще всего сочетание признаков выявляется при различных формах дизартрии, ринолалии, заикании. Помимо этого, в практике отоларингологии диагностируются такие виды дисфонии, которые связаны с анатомо-физиологическим строением голосового аппарата. По многочисленным наблюдениям, у мальчиков чаще преобладают дисфонии, когда как у девочек одинаковая тенденция на возникновение и афонии и дисфонии.

Факторов возникновения дисфонии несколько. Среди главенствующих выделяют биологические и психологические. Бывают случаи сочетания в этиопатогенезе нескольких факторов.

Возникновению дисфонии способствует частое перенапряжение голоса (65 %), острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей (20 %), астенический синдром (10 %), аденоиды (5 %).

Для правильной коррекционной работы необходимо различать характер патологии, её локализацию, причины.

Дефекты голоса могут быть центральными и периферическими. Из них выделяют органические и функциональные.

Наиболее распространены функциональные нарушения. Несмотря на то, что при функциональных патологиях голоса не нарушается анатомия голосового аппарата, назвать их легкоустраняемыми нельзя. Сложные этиология и патогенез не всегда позволяют точно определить вид нарушения.

Причины функциональных нарушений голоса самые разнообразные: длительное переутомление голоса, инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Периферические функциональные нарушения включают в себя фонастении, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

Фонастения — это нарушение голоса, при котором нарушается координация дыхания и фонации. Чаще возникает у людей, подверженных постоянным напряжением голоса.

Гипотонусные расстройства — это парезы внутренних мышц гортани, которые снижают функциональные свойства аддукторов. При данном нарушении голосовые складки не имеют возможности сомкнуться полностью в момент фонации и между ними образуется щель. Качество голоса тоже страдает. Это проявляется в охриплости, утомляемости голоса, напряжения не только в голосовых складках, но и в мышцах шеи, затылка.

Гипертонусные нарушения — это повышение тонуса во внутренних мышцах. При данном виде нарушения голос во время фонации получается искажённым, сдавленным, издаётся глухой звук. Это происходит из-за резкого спазма голосовых складок во время их смыкания.

Органические нарушения относятся к:

  1. Поражениям анатомических структур (опухоли, травмы, состояния после удаления)
  2. Хроническим воспалительным процессам
  3. Поражениям центральных и периферических нервов

Хронические ларингиты — это изменение состояния слизистой оболочки гортани, которое переходит в поражение её нервно-мышечного аппарата. Голосовые складки не смыкаются до конца, происходит образование стойкого дефекта, сопровождающееся неприятными ощущениями в глотке и гортани. Присутствует быстрая утомляемость, голос теряет способность здорового звучания.

Нарушения, возникающие при периферических парезах и параличах, обусловлены травмами или инфекциях нижнего гортанного или возвратного нервов. Порой, причины определить не удаётся. Голос становится охрипшим, появляется першение в горле, сиплость, затруднённость дыхания.

К органическим нарушениям относят папилломы гортани, которые возникают у детей в раннем возрасте. Они могут появляться во всех областях гортани, а после удаления есть вероятность возникновения рецидива. Из-за удаления папиллом на слизистой оболочке голосовых складок образуются рубцы, которые мешают нормальному голосообразованию и дыханию.

Этиология данного нарушения до сих пор изучена не до конца. Функциональные и органические нарушения могут сочетаться. Например, при врождённых расщелинах нёба присутствует и органическая патология и функциональная, которая выражается в назализованности тембра голоса, снижении силы.

Нарушения голоса не влияют на формирование языка у ребёнка. Однако, если патология велика, то это может сильно сказаться на дальнейшем развитии речи. Поэтому крайне важно вовремя определить проблему для дальнейшей её коррекции.

Литература:

  1. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Артемова Е. Э. — М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. — 123 с.
  2. Буглая И. Л. Расстройства голоса / М.: Владос, 2004. — 89 с.
  3. Василенко Ю. С. / Голос. Фониатрические аспекты. — Москва: Дипак, 2013. — 394 с.
  4. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. -- М.: Владос, 1990. — 148 с.
  5. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова Орлова О. С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса / О. С. Орлова. -- М.: Просвещение,1996. — 198с.
  6. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 404 с.
  7. Солдатов И. Б. Лекции по оториноларингологии / И. Б. Солдатов. –М.:Медицина, 1994. — 105 с.
  8. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г. П. Стулова. -- М.: Прометей, 1992. -- 270 с.
  9. Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев, — М.: Просвещение, 1962–88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): голосовой аппарат, нарушение голоса, ребенок, нарушение, детский голос, вид нарушения, интенсивный рост, месяц жизни, патология голоса, слизистая оболочка.


Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению образа государства. Факторы, влияющие на образ государства

Социологические методы изучения девиантного поведения в общественных местах

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

Психологический анализ пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и патологии

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Практика использования медиативных форм разрешения правовых конфликтов. Современное состояние медиации в Российской Федерации

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. Авторский взгляд на проблему организации диагностического процесса

О формировании теории отрицательных чисел в контексте исторического развития математики

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Похожие статьи

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические подходы к изучению образа государства. Факторы, влияющие на образ государства

Социологические методы изучения девиантного поведения в общественных местах

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

Психологический анализ пространственных функций у детей младшего школьного возраста в норме и патологии

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Практика использования медиативных форм разрешения правовых конфликтов. Современное состояние медиации в Российской Федерации

Актуальные вопросы диагностики речевых нарушений у детей раннего возраста. Авторский взгляд на проблему организации диагностического процесса

О формировании теории отрицательных чисел в контексте исторического развития математики

Педагогика и психология в современном мире. Психологический аспект урока английского языка

Задать вопрос