Наравне с изучением нарушений голоса у взрослых, возник интерес к детскому голосу. В 30-е годы в лаборатории экспериментальной фонетики. Евгений Николаевич Малютин (с 1922 по 1941 г.) стал изучать нарушения голоса у детей. В то же время Иосиф Ионович Левидов выпустил методическое пособие «Вокальное воспитание детей», где были рекомендации по правильному развитию детской речи и голоса.
Валентина Ивановна Филимонова (1990), Татьяна Викторовна Колпак (1999) и Лариса Александровна Копачевская (2000) исследовали нарушения голосовой функции у детей с различными речевыми нарушениями. Авторы предлагали различные приёмы педагогического обследования голоса и его акустических характеристик. В их работах прослеживалась мысль, что патология голоса часто входит в структуру речевого дефекта.
Вопросы воспитания и обучения всегда рассматривались учёными в неразрывной связи с возрастными особенностями. В данной области сходились такие области науки как — морфология, физиология и психология.
Нельзя не отметить важную роль исследований Магдалины Сергеевны Грачевой (1956) об морфологических особенностях формирования гортани. На основе этих работ Н. Д. Орлова закрепила положительную точку зрения на фальцетное пение у детей. Это обосновывалось не только задачами охраны детского голоса, но и психофизиологическими возможностями детей.
Она выделяет 4 возрастных периода в развитии детского голоса. Первый школьный период с 7 до 10 лет. Голосовые связки колеблются внутренними краями, что обуславливает фальцетное звучание. Голосовая мышца, спрятанная в толще голосовой складки, начинает развивать намного позже. Поэтому у школьников 7–8 лет колебания происходит так же, как и у дошкольников. После 11– 12 лет механизм голосообразования претерпевает изменения.
В работах Е. М. Малининой раскрыта зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха. Вместе с чешским фониатром Е. Седлачковой она рассуждала о влиянии на фонацию акустико-фонационных стереотипов.
Еленой Самсоновой Алмазовой (1973) были предложены упражнения по корректировке голоса у детей с рубцовыми деформациями гортани [2].
Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к пяти характерным признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не». О нарушении голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких перечисленных ниже изменений:
1) нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием;
2) гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса;
3) слишком тихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения;
4) слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона;
5) неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неверными ударениями и интонацией. Слишком быстрый или медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения. Нарушенный голос может отвлекать слушателя или быть неприятен ему, а в тяжелых случаях серьезно затрудняет общение.
Есть некоторые особенности присущие только детскому голосовому аппарату:
- Диспропорциональность в развитии некоторых органов голосового аппарата
- Развитие происходит скачками.
- Некоторые периоды протекают незаметно
- Разнородность окончания роста разных органов голосового аппарата
Развитие голосового аппарата ребёнка включает в себя три стадии: обычную, интенсивную и пониженную. Эти стадии проявляются неодинаково и в различные периоды жизни ребёнка. Смены стадий могут меняться: равномерное развитие (интенсивный рост — обычный — замедленный; обычный — замедленный), скачкообразный (от интенсивного роста — к замедленному; пониженный — к интенсивному). Некоторые отделы голосового аппарата развиваются в две стадии (интенсивно — обычно). Это касается лёгких, которые в первые два месяца жизни у ребёнка развиваются очень стремительно, а затем обычно до периода полового созревания.
Носовая полость, носоглотка и придаточные пазухи развиваются очень интенсивно первые шесть месяцев жизни. Рост носоглотки и придаточных пазух завершается к началу пубертатного периода, все остальные органы голосового аппарата созревают к концу полового созревания (к 19 годам). Гортань продолжает расти до конца, но менее выраженно. Хотя особенно интенсивно рост происходит только в первый год и у мальчиков, и у девочек. До 3-х лет гортань детей не зависимо от пола имеет одинаковый размер. Однако после 3 лет у мальчиков гортань становится длиннее, чем у девочек. До 7 лет глубина гортани доминирует над шириной, но затем ситуация изменяется в противоположную сторону.
Голосовые складки детей укороченные и физиологически незрелые. Поэтому чаще подвержены воспалительным процессам. А в совокупности с узостью просвета гортани из-за этого могут возникать тяжёлые паталогические изменения, усложняющие общее состояние ребёнка.
Порой заболевания голосового аппарата, возникающие в детском возрасте, становятся хроническими и в будущем могут стать основной причиной дисфонии во взрослом возрасте.
Большинство исследователей считают, что 6–9 % детей имеют голосовые патологии, из них половина нуждается в постоянной логопедической поддержке, а другой половине требуются специалисты различных профилей: фониатры, отоларингологи, эндокринологи, педиатры и т. д.
Мнение логопедов сходится на том, что число голосовых нарушений с каждым разом всё возрастает.
По данным исследования доктора медицинских наук Е. Ю. Радциг (2006) наибольший процент патологии голоса у детей с 5–9 лет — 28,6 %, следом идут дети 9–12 лет — 25,9 %, только потом ранний детский возраст от 2–5 лет — 14,7 %. На последнем месте дети до 2 лет.
По мнению Г. Д. Михайловой (1976) нарушения голоса чаще возникают у детей, которые посещают дошкольные учреждения и имеют повышенную голосовую нагрузку.
У 60–90 детей из тысячи (Д. К. Вильсон, 1990) встречаются голосовые расстройства, и около 3 % из них есть проблемы в общении из-за нарушений голоса.
Исследователи ставят на первое место нарушения гортани органического происхождения, патологии резонаторных органов у детей и подростков, заболевания уха. Некоторые отдают первенство функциональным дисфониям.
Из всего этого можно сделать вывод, что у детей патология голоса заключает в его отсутствии (афонии) или же изменении тембра (дисфонии). Дисфонии могут обладать одним или несколькими признаками:
- Разные степени охриплости с нарушением дыхания
- Гипер- или гипоназализованность голоса
- Изменение силы звучания (слишком тихо или слишком громко)
- Нарушение высоты звучания
- Изменения просодической стороны голоса (ударения, темпа, мелодики)
Чаще всего сочетание признаков выявляется при различных формах дизартрии, ринолалии, заикании. Помимо этого, в практике отоларингологии диагностируются такие виды дисфонии, которые связаны с анатомо-физиологическим строением голосового аппарата. По многочисленным наблюдениям, у мальчиков чаще преобладают дисфонии, когда как у девочек одинаковая тенденция на возникновение и афонии и дисфонии.
Факторов возникновения дисфонии несколько. Среди главенствующих выделяют биологические и психологические. Бывают случаи сочетания в этиопатогенезе нескольких факторов.
Возникновению дисфонии способствует частое перенапряжение голоса (65 %), острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей (20 %), астенический синдром (10 %), аденоиды (5 %).
Для правильной коррекционной работы необходимо различать характер патологии, её локализацию, причины.
Дефекты голоса могут быть центральными и периферическими. Из них выделяют органические и функциональные.
Наиболее распространены функциональные нарушения. Несмотря на то, что при функциональных патологиях голоса не нарушается анатомия голосового аппарата, назвать их легкоустраняемыми нельзя. Сложные этиология и патогенез не всегда позволяют точно определить вид нарушения.
Причины функциональных нарушений голоса самые разнообразные: длительное переутомление голоса, инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.
Периферические функциональные нарушения включают в себя фонастении, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.
Фонастения — это нарушение голоса, при котором нарушается координация дыхания и фонации. Чаще возникает у людей, подверженных постоянным напряжением голоса.
Гипотонусные расстройства — это парезы внутренних мышц гортани, которые снижают функциональные свойства аддукторов. При данном нарушении голосовые складки не имеют возможности сомкнуться полностью в момент фонации и между ними образуется щель. Качество голоса тоже страдает. Это проявляется в охриплости, утомляемости голоса, напряжения не только в голосовых складках, но и в мышцах шеи, затылка.
Гипертонусные нарушения — это повышение тонуса во внутренних мышцах. При данном виде нарушения голос во время фонации получается искажённым, сдавленным, издаётся глухой звук. Это происходит из-за резкого спазма голосовых складок во время их смыкания.
Органические нарушения относятся к:
- Поражениям анатомических структур (опухоли, травмы, состояния после удаления)
- Хроническим воспалительным процессам
- Поражениям центральных и периферических нервов
Хронические ларингиты — это изменение состояния слизистой оболочки гортани, которое переходит в поражение её нервно-мышечного аппарата. Голосовые складки не смыкаются до конца, происходит образование стойкого дефекта, сопровождающееся неприятными ощущениями в глотке и гортани. Присутствует быстрая утомляемость, голос теряет способность здорового звучания.
Нарушения, возникающие при периферических парезах и параличах, обусловлены травмами или инфекциях нижнего гортанного или возвратного нервов. Порой, причины определить не удаётся. Голос становится охрипшим, появляется першение в горле, сиплость, затруднённость дыхания.
К органическим нарушениям относят папилломы гортани, которые возникают у детей в раннем возрасте. Они могут появляться во всех областях гортани, а после удаления есть вероятность возникновения рецидива. Из-за удаления папиллом на слизистой оболочке голосовых складок образуются рубцы, которые мешают нормальному голосообразованию и дыханию.
Этиология данного нарушения до сих пор изучена не до конца. Функциональные и органические нарушения могут сочетаться. Например, при врождённых расщелинах нёба присутствует и органическая патология и функциональная, которая выражается в назализованности тембра голоса, снижении силы.
Нарушения голоса не влияют на формирование языка у ребёнка. Однако, если патология велика, то это может сильно сказаться на дальнейшем развитии речи. Поэтому крайне важно вовремя определить проблему для дальнейшей её коррекции.
Литература:
- Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Артемова Е. Э. — М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. — 123 с.
- Буглая И. Л. Расстройства голоса / М.: Владос, 2004. — 89 с.
- Василенко Ю. С. / Голос. Фониатрические аспекты. — Москва: Дипак, 2013. — 394 с.
- Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. -- М.: Владос, 1990. — 148 с.
- Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб, для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова Орлова О. С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса / О. С. Орлова. -- М.: Просвещение,1996. — 198с.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 404 с.
- Солдатов И. Б. Лекции по оториноларингологии / И. Б. Солдатов. –М.:Медицина, 1994. — 105 с.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г. П. Стулова. -- М.: Прометей, 1992. -- 270 с.
- Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев, — М.: Просвещение, 1962–88 с.