В статье рассмотрены вопросы качества дошкольного образования в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта, определено понятие и основные критерии качества дошкольного образования. Основное внимание уделено особенностям оценки качества художественно-эстетического развития детей как неотъемлемого элемента системы управления в дошкольной организации.
Ключевые слова: качество образования, факторы качества дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие, оценка качества художественно-эстетического развития, эффективность работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одной из целей ФГОС является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [2].
Качество образования на сегодняшний день представляет собой одну из важнейших составляющих образовательной системы России. Общая черта качественных характеристик системы дошкольного образовании является актуальной задачей дошкольных образовательных учреждений.
В соответствии с положениями ч. 29 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [12].
По утверждению Н. А. Вераксы, качество дошкольного образования зависит напрямую от финансирования образовательных учреждений, совершенствования содержания дошкольного образования, обеспечения преемственности дошкольного и начального образования и кадрового обеспечения системы образования [3].
М. В. Крулехт указывает на тот факт, что качество дошкольного образования должно соответствовать целям воспитания и обучения дошкольников, требованиям стандарта, запросам потребителей образовательных услуг [7].
Исследователями в области образования, в том числе и дошкольного, предлагают различные основания для их классификации. Внешние факторы характеризуются внешними обстоятельствами или внешней средой относительно к дошкольному образованию. По своей природе внешние факторы являются плохо контролируемые и регулируемые, среди них можно выделить:
– социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально- экономическим условиям);
– демографические факторы (например, рост численности мигрантов в ряде регионов РФ);
– фактор уровня развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные);
– фактор влияния семьи ребенка [9].
Внутренние факторы — те, которые непосредственно входят в объем и содержание понятия качества дошкольного образования в целом. Они отражают соответствие (несоответствие, частичное соответствие) фактического состояния основной образовательной программы, условий ее реализации и результатов ее освоения установленному образовательному стандарту. Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию. Именно внутренние факторы должны стать основой и основанием для выделения и систематизации параметров, характеризующих качество дошкольного образования [11].
По мнению О. А. Сафоновой, качество образования — это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков:
– качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей);
– качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);
– качество управления;
– качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [10].
На наш взгляд, качество образования — это важнейший фактор, предопределяющий развитие и становление человека и личности. Качество образования в дошкольном образовании целесообразно рассматривать как качество образования в дошкольной образовательной организации, которое характеризуется комплексной образовательной деятельностью и подготовкой воспитанников в соответствии с государственными требованиями, является объектом мониторинга и предметом взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с учетом внешних и внутренних факторов оценки образовательной организации.
ФГОС предусматривает четыре основных образовательных области, обязательных к реализации в условиях дошкольной образовательной организации. Так, одна из областей, «Художественно-эстетическое развитие», предполагает развитие «предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Для оценки качества работы в дошкольной организации по направлению «Художественно-эстетическое развитие» наиболее эффективными могут быть следующие методы сбора и анализа информации:
- Наблюдение за творчеством детей как в процессе непосредственно деятельности, так и в свободное время.
- Изучение планов работы и прочей сопровождающей документации.
- Анализ результатов детского творчества.
- Беседы с воспитателями и детьми.
- Анализ состояния материальной базы по художественно-эстетическому развитию детей в группах и методическом кабинете.
- Анкетирование родителей [8].
Посредством наблюдения можно приобрести детальную информацию о таких аспектах педагогического процесса, как:
– соответствие современным требованиям цели и задач занятий;
– обеспечение и поддержка мотивации художественно-эстетического развития детей;
– использование педагогом творческих и различных продуктивных приемов обучения;
– применение педагогом интегрированного подхода в организации художественно-эстетической деятельности;
– компетентность в передаче материала и его адаптивность;
– содержание и качество помощи, которая оказывается педагогом при самостоятельном выполнении работ, ее соответствие индивидуальным и возрастным возможностям дошкольников (вербальное объяснение, индивидуальный показ, поощрение, прием пассивных движений);
– степень достижения целей занятия;
– анализ детских работ, учет мнения детских в дальнейшей работе.
Наблюдение за процессом художественно-эстетического развития в ходе обучения дает возможность оценить содержательный, эмоциональный и художественно-изобразительно-выразительный аспекты этой деятельности индивидуально в отношении каждого ребенка [4].
В ходе наблюдения за самостоятельной художественно-изобразительной деятельностью можно определить, как часто дети занимаются лепкой, рисованием, аппликацией по своей инициативе; определить предпочтение какому виду изобразительной деятельности отдают дети и с чем это может быть связано; качественный и количественный контингент детей, часто/редко рисующих в свободное время. Полученная таким образом в ходе наблюдения информация обеспечит своевременную коррекцию учебно-воспитательного плана работы с детьми.
Изучение планов работы педагогического состава по направлению «Художественно-эстетическое развитие» позволяет оценить последовательность реализации системы мероприятий по художественно-эстетическому развитию детей. Т. С. Комарова отмечала, что планы работы педагогов должны учитывать местные и сезонные особенности, должно производится чередование подвидов изобразительной деятельности (сюжетного, декоративного, предметного), методы изображения также должны быть различными (по образцу, с натуры, по памяти, по собственному представлению или замыслу). При этом художественная деятельность должна находится во взаимосвязи с другими видами деятельности детей [6].
Годовые планы работ сотрудников педагогического состава должна содержатся информация, касающаяся различных сторон организации художественно-эстетической деятельности, которая может быть освещена на педагогических советах, семинарах и семинарах-практикумах по наиболее затруднительным разделам методики художественно-эстетического развития детей или развитию технических умений и навыков творчества педагогов, консультациях и т. д. Вопросы, поднимаемые в указанных формах методической работы, должны быть актуальными и соответствовать требованиям текущего периода времени работы педагогического коллектива.
Посредством изучения продуктов детского творчества возможно оценить эффективность развития детей в динамике, отметить его достоинства и недостатки. При анализе готовых работ возможно получить достоверную информацию об:
– уровне владения детьми техническими умениями и навыками изображения (освоение технических приемов, формообразующих движений, владение инструментами и различными материалами);
– уровне овладения изобразительными навыками и умениями изображения отдельных предметов (передача формы, цвета, пропорции);
– уровне композиционных умений и навыков (формирование сюжета, передача динамики и пр.);
– уровне развития художественно-эстетических способностей (использование оригинальных элементов, применение полученных знаний, использование нетрадиционных материалов, технических приемов и т. д.).
В ходе бесед с детьми можно получить дополнительную информацию о качестве работы по художественно-эстетическому развитию. Например, рисунок представляет собой своеобразный графический язык, посредством которого дети «рассказывают» о наиболее интересном для них. Вербальный рассказ, поясняющий изображение, поможет определить, насколько полно в работе отражен замысел, какие трудности препятствуют передаче образа изобразительно-выразительными средствами.
Оценка качества художественно-эстетического развития посредством анализа состояния материальной базы проводится как в методическом кабинете, так и в отдельных возрастных группах. Обязательным условием является наличие необходимой методической литературы; материалов и инструментов, которые необходимы для реализации образовательной программы; разнообразие наглядных пособий (репродукций, образцов, дидактических материалов); произведений изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, а также творческих работ педагогов и детей (в том числе и в оформлении интерьера групп детского сада). В методическом кабинете должен находиться обобщающий материал лучшего опыта работы педагогов данной образовательной организации по художественно-эстетическому развитию детей.
Во всех группах дошкольной образовательной организации обязательно наличие физически и эстетически удобных уголков для самостоятельной художественно-эстетической деятельности, оснащенных всеми необходимыми инструментами и материалами с учетом возрастных особенностей детей. При этом материал следует периодически обновлять. Аппликации и рисунки хранятся в течение года, поделки и лепные работы — выборочно, что необходимо для изучения динамики художественно-эстетического развития способностей детей.
В ходе изучения состояния работы дошкольной организации по разделу «Художественно-эстетическая деятельность» возможно проведение анкетирования родителей для выяснения их отношения к качеству проводимой работы и понимания его значения.
Таким образом, рассмотренные методы сбора и анализа информации помогут объективно оценить деятельность дошкольной организации в области художественно-эстетического развития детей и адекватно отразить в самоанализе качественный уровень по основным критериям деятельности дошкольной образовательной организации в процессе управления.
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 [Текст] // Российская газета. — 2013. — № 265.
- Веракса Н. А. Критерии оценки качества работы дошкольных обра зовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда [Текст] / Н. А. Веракса, Т. Н. Богуславская, Т. А. Никитин. — М.: Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», 2010. — 128 с.
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. — М.: Академия, 1999. — 344 с.
- Дильдина Н. А. Качество образования в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Текст] / Н. А. Дильдина // Челябинский гуманитарий. 2014. № 4 (29). С. 25–33.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества [Текст] / Т. С. Комарова. — М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
- Крулехт М. В. Инновационные программы дошкольного образования: научно-методические и организационные методы их реализации [Текст] / М. В. Круглехт // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 5. — С. 74–79.
- Петухова О. А. Мониторинг качества работы дошкольной образовательной организации по художественно-эстетическому развитию детей [Текст] / О. А. Петухова // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика. — 2016. — С. 84–92.
- Платохина Н. А. Управление качеством художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Платохина // Вестник Саратовского областного института развития образования. — 2017. — № 3 (11). — С. 98–105.
- Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / О. А. Сафонова. — М.: Академия, 2011. — 224 с.
- Сечина М. В. Понятие «Качество образования в дошкольном образовании» [Текст] / М. В. Сечина // Развитие современного образования: от теории к практике. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 52–53.
- Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.