В данной статье рассмотрена система управления качеством в дошкольной образовательной организации. Представлены различные подходы к определению качества образования. Обоснована необходимость разработки системы повышения качества дошкольного образования за счет улучшения условий развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, дошкольное образование, качество образования, образовательная программа.
This article discusses the quality management system in a preschool educational organization. Various approaches to determining the quality of education are presented. The necessity of developing a system for improving the quality of preschool education by improving the conditions of a developing subject-spatial environment in a preschool educational organization is substantiated.
Key words: developing subject-spatial environment, pre-school education, quality of education, educational program.
На современном этапе одним из ключевых направлений государственной политики является достижение качества образования в том числе дошкольного, как пути перехода к открытому, инновационному обществу. Повышение качества дошкольного образования является одним из стратегических ориентиров, так как оно является «фундаментом» развития личности ребенка.
При проведении анализа нормативных документов в сфере дошкольного образования за период 90-х — 2000-х гг. можно сделать вывод, что в официальном понимании термина качество дошкольного образования долгое время преобладало суждение о том, что качество созданных условий и определяет качество в целом и, по сути, тождественно им.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», качество образования рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, ст. 2, п. 29].
Возникает потребность в выделении нескольких положений, которые необходимо учесть при разработке технологии управления качеством воспитательно-образовательного процесса. Это свидетельствует о том, что необходимо осуществлять комплексную оценку качества образования в целом, а также дошкольного образования в отдельности.
Важно учитывать, что содержание понятия «качество» не является широкоуниверсальным. Показатели качества всегда различны для определенного периода развития общества, для конкретного образовательного учреждения, они зависят от того какие образовательные программы, модели управления определяют цели, задачи, содержание воспитательно-образовательного процесса, какой имеется кадровый потенциал, а также научно-методическое обеспечение, учитываются ли потребности родителей [2].
Подчеркнем, что качество дошкольного образования характеризуется, динамичностью, измеримостью, аксиологичностью, структурностью и целостностью.
Оценку качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:
– качество условий, необходимых для реализации указанного содержания (кадровых, психолого-педагогических, материально-технических, развивающей предметно-пространственной среды, финансовых);
– качество содержания дошкольного образования (в соответствии с основной образовательной программой);
– качество достигнутых результатов (планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы).
Дошкольный возраст нужно рассматривать как фундаментальный период активного и целенаправленного развития базовых качеств личности. Это объясняет то, что ФГОС ДО подразумевает «создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [3].
Главное требование к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
В то же время роль руководителя дошкольной образовательной организации заключается в создании условий для персонала и детей и контроль за исполнением требований к организации развивающей предметно-пространственной среды, а также мотивация педагогов к совершенствованию среды и созданию уникальности каждой группы дошкольной образовательной организации, возможно проведение смотров- конкурсов, анкетирования родителей, самоанализа с целью повышения качества дошкольной образовательной организации в условиях развивающей предметно-пространственной среды.
На современном этапе формирования общества, повышение качества дошкольного образования возможно лишь при его качественной оценке, а также возможности создания развивающей предметно-пространственной среды, формирующей и развивающей воспитанников, в соответствии с современными тенденциями, а также с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и индивидуальной ориентированности [4]
Литература:
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ, ред. от 19.12.2016
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. N 1155.
- Алямовская В. Г. Планирование работы в детском саду // Обруч. 1996. № 3. 23с.
- Богуславская Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. 2016. № 10. С. 16–27.