Становление и развитие системы дополнительного образования для детей дошкольного возраста и ее проблемы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 30.08.2020

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Е. Н. Становление и развитие системы дополнительного образования для детей дошкольного возраста и ее проблемы / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5499/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена проблемам системы дополнительного и дошкольного образования. Особое внимание уделяется учету нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей дошкольного возраста; периоды развития системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении связаны с актуализацией документации на федеральном уровне. На основании исследования были выявлены проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста и описана потребность в дополнительных образовательных услугах в дошкольном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование, система дополнительного образования, дополнительное образование детей дошкольного возраста, программы дополнительного образования.

Дошкольное детство — важный этап в развитии ребенка. За это время формируются все системы организма, а также психические процессы, определяющие дальнейшее развитие ребенка.

Родители (законные представители) дошкольников, как прошлых, так и настоящих, стремятся к тому, чтобы их дети росли в интересной, новой, современной среде, в которой они активно социализируются, развиваются и учатся вместе.

Услуги дополнительного образования становятся все более востребованными. Постоянный рост спроса подтверждает исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы под руководством Президента Российской Федерации (РАНХиГС), результаты которого были опубликованы в 2019 году.

Официальной датой появления дополнительного образования в России считается 1918 год, когда было открыто первое внешкольное учреждение для детей — Биологическая станция юных натуралистов. Можно найти не мало периодизаций формирования дополнительного образования детей школьного возраста в различной научной литературе. Что же касается системы дополнительного образования дошкольников, то она только начинает самостоятельно развиваться, оставаясь подсистемой дополнительного образования.

Первым этапом формирования системы дополнительного образования дошкольников принято считать принятие нормативных документов, обосновывающих систему дополнительного образования.

Началом этого этапа считается принятие Закона РФ от 07.10.1992 г. N 3266–1 «Об образовании», где внешкольное образование впервые получило название «дополнительное образование».

Стаья 26 Закона говорит о том, что дополнительные образовательные программы различных направлений могут реализовываться в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях дополнительного образования, с помощью индивидуальной педагогической деятельности и в научных организациях. В Статья 26 п. 1.1 Закона также говорится о том, что: «дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства реализуются с целью выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для художественного образования и эстетического воспитания, приобретения знаний и умений в области избранных навыков, опыта творческой деятельности»....

Принятие закона «Об образовании» произошло в трудный момент для российской Федерации: кризис в экономике, рост социальной напряженности и инфляции. Однако те изменения, которые происходили в обществе, создали условия для изменения мышления и ценностей населения страны. Курс на демократизацию положительно повлиял на образовательную систему страны, предоставляя разнообразные образовательные программы для детей, вариативность их содержания и возможность предоставлять платные образовательные услуги.

Следующим документом, который определял развитие дополнительного образования детей дошкольного возраста (далее-ДОД), стало «Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03.1995 г., где указывалось, что учреждения дополнительного образования оказывают первоочередные услуги детям начиная с 6 лет, т. е. стало возможным в программы дополнительного образования привлекать не только школьников, но и детей дошкольного возраста, начиная со старшей группы.

Таким образом, к особенностям первого этапа относятся формирование нормативно-правовой базы, методического обеспечения и системы учреждений дополнительного образования детей, и. помимо этого, определение особого статуса программ в области искусства для детей, начиная с раннего возраста.

Следующий этап — это этап корректировки и введения инноваций, которые были предложены на первом этапе.

ДОД на данном этапе характеризуется как образование, которое направлено на овладение первичными основами различных областей знаний: художественно-эстетической направленности, музыки, спорта и др.

Программы дополнительного образования были первым рубежом знания на пути перехода к основной полной курсовой программе для изучения избранного детьми направления. К примеру, в детских художественных школах были созданы подготовительные классы, которые стали первичным этапом освоения программы художественной школы. Некоторые учреждения успешно реализуют комбинированные программы, которые могут включать в себя сразу два направления, например, искусство и музыку.

Особенностью этапа является создание форм сотрудничества между учреждениями дополнительного образования детей и детскими садами. Это находит свое отражение в форме проведения преподавателями мастер-классов, организации совместных выставок и концертов и других творческих мероприятий для детей.

Третий этап начинается в 2013 году и продолжается до настоящего времени. Его начало связано с принятием таких нормативно-правовых документов, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № -273 и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 01.09.2013 года.

Третий этап можно охарактеризовать как этап формирования нормативной базы вариативного образования, которое направлено на развитие личности в различных видах деятельности.

Так, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы создана подпрограмма «Развитие дополнительного образования детей и реализация мер молодежной политики», принята «Концепция развития дополнительного образования детей» от 04.09.2014 г. разработан приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей».

Эти документы ориентированы на повышение престижа дополнительного образования, разработку высококачественных программ дополнительного образования, совершенствование системы управления дополнительным образованием.

В Законе «Об образовании в РФ» выделены цели дополнительного образования детей и взрослых:

– формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых;

– удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;

– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

– укрепление здоровья и организация свободного времени.

С целью выявления необходимости реализации дополнительного образования в нашем дошкольном образовательном учреждении, мы провели анкетирование родителей детей дошкольного возраста (5–7 лет), в котором приняло участие 46 респондентов.

Результаты исследования показали, что:

– 100 % родителей пользуются услугами дополнительных образовательных организаций и учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы;

– 48 % родителей отдают предпочтение платным образовательным услугам в других организациях дополнительного образования;

– 52 % выбирают одновременно дополнительные образовательные услуги других образовательных организаций и нашего дошкольного образовательного учреждения;

– 83 % родителей обращаются к дополнительным образовательным услугам с целью подготовки детей к школе;

– 40 % для укрепления здоровья;

– 10 % с целью организации свободного времени ребенка.

Таким образом, существует запрос родителей детей дошкольного возраста на организацию дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении, что соответствует целям дополнительного образования детей, выделенных в «Законе об образовании в РФ», а значит работа в данном направлении имеет большое значение.

Однако, на современном этапе ДОД имеет и свои проблемы:

  1. отсутствие единой системы контроля качества дополнительного образования не позволяет осуществлять мониторинг качества предоставляемых услуг, особенно в частных организациях дополнительного образования.
  2. разнообразный спектр предоставляемых дополнительных образовательных услуг позволяет родителям самостоятельно выбирать программу, но в то же время дезориентирует их.
  3. кадровая проблема заключается в нехватке квалифицированных кадров в новых направлениях предоставления дополнительных образовательных услуг, а также в отсутствии материального стимулирования для них.

В результате, мы видим, что система дополнительного образования для дошкольников еще весьма молода. Образовавшись в 1992 году, она уже прошла два этапа своего становления, однако до сих пор еще не стабильна и находится на пути совершенствования.

Политика Российской Федерации в этом направлении соответствует социальному заказу: разработаны множество дополнительных образовательных программ для детей, многие из которых реализуются бесплатно. Создаются программы по предшкольной подготовке и укреплению их здоровья.

Но не все так гладко. Существуют множество проблем в ДОД, которые предстоит решить: подготовка квалифицированных специалистов, разработка системы оценки качества дополнительного образования, а также поиск способов контроля за предоставлением услуг частных образовательных организаций.

Литература:

  1. Дейч Б. А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: монография / Б. А. Дейч, И. Ю. Юрочкина. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2018–287 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266–1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 20.04.2020)
  3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. Пособие для СПО / отв. Ред. А. В. Золотарева. — 2-е изд. Испр. И доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с.
  4. Магомедова Л. И. Актуальные проблемы системы дополнительного образования детей / Л. И. Магомедова // Интернет- журнал «Мир науки». — 2016. — № 2. — С. 1–8
  5. Мониторинг эффективности школы. Дополнительное образование школьников (2014–2019 гг.) / под ред. Т. Л. Клячко. — М., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. — 24 с.
  6. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6019/ (дата обращения: 20.04.2020)
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения: 18.04.2020 г.)
  8. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» («Дополнительное образование для каждого ребёнка») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/646/ (дата обращения: 18.04.2020 г.)
  9. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 18.04.2020 г.)
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.04.2020)

Ключевые слова

дополнительное образование, система дополнительного образования, дополнительное образование детей дошкольного возраста, программы дополнительного образования

Похожие статьи

Качество художественно-эстетического развития детей как элемент управления в дошкольной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы качества дошкольного образования в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта, определено понятие и основные критерии качества дошкольного образования. Основное внимание уделено осо...

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Похожие статьи

Качество художественно-эстетического развития детей как элемент управления в дошкольной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы качества дошкольного образования в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта, определено понятие и основные критерии качества дошкольного образования. Основное внимание уделено осо...

Организация преемственности в процессе формирования социальной готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе

Статья посвящена изучению теории и методологии преемственности в деле подготовки детей к начальной школе. Исследование содержит анализ основных теоретических положений, а также указание на ряд недостатков в действующей образовательной системе России ...

Инновационная модель интеграции внешкольного и внутришкольного дополнительного образования

В статье показана актуальность и важность развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях Республики Казахстан. Разработанная модель дополнительного образования Карагандинской области способствует систематизации деятельности в...

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Организация методической работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий становления детского коллектива

Статья посвящена опытно-экспериментальной работы по организации методической работы по созданию условий становления детского коллектива в дошкольной образовательной организации. Представлена организация эмпирического исследования; дано детальное опис...

Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС ДО

В статье дается анализ результатов исследования уровня готовности к школе у старших дошкольников. Раскрыты особенности подготовки ребёнка к школе посредством преемственности дошкольного и начального образования.

Физическое воспитание в дошкольном образовании

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...

Вариативные формы дошкольного образования как ресурс поддержки семьи с детьми раннего возраста

В статье рассматриваются виды и вариативные формы дошкольного образования для детей раннего возраста, особенности их деятельности для решения социальных задач. Раскрывается важность их применения в работе с детьми раннего возраста для решения проблем...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Задать вопрос