Финансовые стратегии российских предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 5207 раз

Библиографическое описание:

Иванова, А. А. Финансовые стратегии российских предприятий / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 75-82. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52888/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены сущность и значение построения эффективной финансовой стратегии предприятия в условиях нестабильности внешней среды и затяжного макроэкономического кризиса в России. Выделены основные недостатки финансовых стратегий современных российских предприятий. Отмечены основные принципы формирования финансовой стратегии. Уточнена зависимость финансовой стратегии от стадии жизненного цикла организации. Подчеркнута важность стратегических направлений формирования инвестиционной привлекательности и сохранения финансовой устойчивости российских предприятий.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовый менеджмент, финансовое планирование, стратегический менеджмент, стратегическое целеполагание.

На фоне высокого напряжения в экономике России, в условиях неопределенности и турбулентности внешней среды от руководства коммерческих предприятий требуется принятие наиболее эффективных управленческих, инвестиционных и финансовых решений, что обусловливает необходимость и актуальность исследования процессов формирования финансовой стратегии организации. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, возрастающие темпы мирового технологического прогресса при сохранении национальной проблемы «технологического отставания», частые колебания конъюнктуры финансового и товарного рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. Принятие стратегических решений должно базироваться на обоснованном определении уровня финансово-экономической эффективности деятельности компании и обеспечивать ее планомерное развитие на основе расширенного воспроизводства используемых ресурсов. Таким образом, аналитическая работа становится одним из важнейших направлений финансового менеджмента на предприятиях, а формирование научно обоснованных финансовых прогнозов и стратегий — объективной необходимостью.

Согласно Паляну Э. С., финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его деятельности и способствующей реализации основной стратегической цели — максимизации благосостояния собственников [11]. Шептиева О. Е. характеризует финансовую стратегию как генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами, охватывающий вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, финансовой устойчивости предприятия в рыночных условиях хозяйствования [19]. Барашьян В. Ю. и Кудинова А. Д. предлагают рассматривать финансовую стратегию как детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный механизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и организационных форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в его активы [2]. По мнению Соколовой Н. Н. и Егоровой Т. Н., финансовая стратегия — это система решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры, исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов [14]. Бербен Д. В. определяет финансовую стратегию организации как общее направление, способ контроля, совокупность правил и принципов, с помощью которых компания достигает поставленных целей, лидирующих позиций на рынке [3]. По оценкам Серебрякова М. М., финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития в новых условиях. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия [12].

Таким образом, в наиболее широком виде финансовую стратегию предприятия можно определить, как один из важнейших видов функциональных стратегий, комплекс действий по достижению долгосрочных целей финансовой деятельности на основе максимально эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов. Финансовая стратегия — это система рекомендаций по всем направлениям финансовой деятельности компаний, основанная на действующей системе управления финансами предприятия, системе финансовых отношений (как внешних, так и внутренних), действующих внутренних нормативно-правовых актах, отвечающая внешним и внутренним экономическим и политическим условиям, в которых находится компания, и направленная на увеличение финансового благополучия компании и достижению общих стратегических целей.

Финансовая стратегия является одним из основных инструментов управления деятельностью предприятия: реализация предприятием любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие обусловлено финансовой составляющей. Финансовая стратегия должна отвечать следующим принципам:

‒ актуальность (своевременность). Стратегия должна соответствовать внешним и внутренним факторам, влияющим на деятельность организации, именно в тот период, когда она была сформирована. Этот принцип означает, что вместе с изменением условий внешней среды должна меняться и стратегия организации.

‒ обоснованность. Финансовая стратегия должна основываться на экономических расчетах внутренних и внешних условий компании, на основании которых выбран именно этот путь стратегического развития, а также прогнозные документы по состоянию рассматриваемой отрасли и экономики в целом.

‒ согласованность. Финансовую стратегию следует согласовывать со всеми внутренними и внешними нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность компании, а также с корпоративной стратегией развития.

Таким образом, главной целью финансовой стратегии целесообразно признать переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на основе анализа и прогнозов (финансово-хозяйственного состояния, эффективности управления компанией, сильных и слабых сторон; перспектив развития рынков выпускаемой продукции, потенциальных рисков) [5].

Кузьмичёв М. В. подчеркивает, что текущая хозяйственная практика большинства российских предприятий демонстрирует либо полное отсутствие каких-либо элементарных стратегий, либо их «аморфность» и невозможность достоверной финансовой верификации принятого на том или ином предприятии стратегически-целевого комплекса. Стало уже стандартным принятие финансовой стратегии, ориентированной на получение «приемлемой» прибыли, и «развитие» предприятия, под которым, как правило, понимают простое наращивание каких-либо количественных показателей — объемов продаж, имущества, реже — количественное приращение финансовых результатов деятельности. Подобные стратегии консервируют устаревшие хозяйственные традиции и неэффективные методы управления финансово-хозяйственной деятельностью, оправдывают экономические некорректные издержки и в целом утрачивают свой инновационный эффект [7].

Кроме того, можно отметить, что реализации эффективного стратегического управления финансами в настоящее время препятствует существующая в большинстве российских компаний высокая централизация руководства — руководитель компании стремится лично принимать все решения, осуществляет строгий контроль, который лишает подчиненных (в том числе — специалистов в сфере финансов) инициативы, ответственности и самоконтроля. Компании с указанным директивным стилем управления зачастую неграмотно оценивают эффективность работы предприятия: руководителю порой не хватает знаний, чтобы сформулировать необходимые финансовые показатели эффективности работы предприятия, которые могут показать истинную картину происходящего. В таких условиях действия компании будут приносить прибыль лишь короткий промежуток времени, а долгосрочные цели строить просто невозможно.

В зависимости от эффективности реализуемой стратегии и общей компетентности финансового планирования на предприятии можно выделить следующие типы предприятий (таблица 1).

Таблица 1

Типологизация зависимости финансового состояния организаций от выбранного подхода кстратегическому финансовому менеджменту

Тип организаций

Используемый подход встратегическом финансовом целеполагании

Характеристика финансового состояния организаций

Группа «высокой надежности»

Взвешенное стратегическое прогнозирование и планирование. Возможно использование системы сбалансированных показателей для объединения долгосрочных финансовых ориентиров с производственными, клиентскими (рыночными), кадровыми бизнес-процессами; обеспечения адекватной корректировки связей между долгосрочными целями и краткосрочными задачами.

Стабильно работающие компании, характеризуемые высоким уровнем платежеспособности и финансовой устойчивости; значительной величиной собственных оборотных средств и их эффективным использованием; адекватной реакцией на изменение конъюнктуры рынка; эффективным взаимодействием между финансовыми, экономическими и юридическими службами компании; стабильным состоянием партнеров; организованной комплексной экономико-правовой работой с дебиторами и кредиторами.

Группа «компаний риска»

Фрагментированный подход в формированию, реализации и корректировки финансовой стратегии; предпочтение реактивных решений в сфере финансов проактивным действиям.

Компании характеризует нестабильный уровень платежеспособности; низкая финансовая устойчивость; трудности формирования оборотных средств и их маневра; неустойчивость в случаях конъюнктурных колебаний рынка.

Группа «компаний кризиса»

Стратегическое управление финансами отсутствует или является лишь формально реализуемой или декларируемой функцией. Долгосрочные финансовые цели и ориентиры в финансовой политике отсутствуют, анализ внешней среды минимален, отсутствует превентивное прогнозирование внешних вызовов и реакций предприятия на них.

Для предприятий данной группы характерен низкий уровень платежеспособности и финансовой устойчивости; быстрый рост просроченной задолженности; увеличение соотношения между собственным и заёмным капиталом; трудности с ликвидными средствами; недостаток оборотных средств и кризис неплатежей.

Учитывая указанную специфику стратегического управления финансами российских предприятий, как я полагаю, необходимым является совершенствование фундаментальных положений, алгоритмов и процедур формирования эффективной финансовой стратегии, еще не получившее комплексного и достаточно завершенного отражения в современной отечественной литературе. Важным условием формирования эффективной финансовой стратегии является учет стадии жизненного цикла организации, поскольку приоритетность стратегических финансовых целей, степень инвестиционной активности, интенсивность привлечения и использования финансовых ресурсов, направления распределения прибыли, а также уровень и виды рисков имеются на разных стадиях жизненного цикла (таблица 2).

Таблица 2

Влияние стадии жизненного цикла компании на разработку финансовой стратегии [9]

Стадия

Характеристика этапа

Специфика разработки финансовой стратегии

Зарождение

Практическая реализация бизнес-идеи, выход на рынок, попытка найти свой сегмент рынка. Происходит финансовое становление компании, формирование и накопление ее активов.

Затруднено привлечение кредитных ресурсов, источниками финансирования бизнеса становятся средства собственников, поэтому показатель финансового рычага чрезвычайно низок. Привлечение и удержание клиентов зачастую происходит за счет низкой цены и долгосрочной дебиторской задолженности, возникает потребность в концентрации усилий на управлении платежеспособностью. Необходимо контролировать выполнение плана производства и реализации продукции, поддерживать оптимальный уровень затрат, обеспечивать рост оборотного капитала и оптимизировать его оборачиваемость.

Юность (начальный рост)

Производство расширяется, сокращаются затраты на единицу продукции за счет эффекта масштаба производства. Формируется имидж и репутация, нарабатывается клиентская база.

Необходимо сосредоточить силы на разработке эффективных мер по управлению оборотным капиталом, ликвидностью и операционной прибылью; определению на безубыточного объема продаж, который зависит от соотношения постоянных и переменных затрат и от уровня цен на продукцию.

Активный рост

Происходит расширение деятельности, освоение смежных рыночных сегментов, осуществление географической экспансии, что требует от компании существенных финансовых вложений.

Появляются объективные возможности для привлечения инвесторов и кредиторов, важной задачей становится выбор максимально целесообразного привлечения средств с позиции эффекта финансового рычага. Из-за использования долгового финансирования возрастает финансовый риск и обостряется проблема сохранения финансовой устойчивости.

Зрелость

Стабилизируется доля на рынке, компания ориентирована на сохранение положения, к которому стремилась в течение предыдущих периодов.

Главная задача — ускорение оборачиваемости оборотного капитала, эффективное управление затратами, ликвидация непроизводительных издержек, оптимизация налогообложения. Снижаются затраты на привлечение капитала, в то же время доходность собственного капитала достигает своего максимума, накапливается финансовая гибкость, которая способствует наращиванию стоимости компании.

Спад

Этап наступает как в результате воздействия внешних факторов, (рост конкуренции, макроэкономическая нестабильность, изменения в правовом регулировании) и внутренних (истощение материальных, кадровых, креативных ресурсов).

Стратегия ориентирована на обеспечение платежеспособности компании через изыскание дополнительных источников финансовых ресурсов (продажа дебиторской задолженности, реализация избыточных запасов сырья и готовой продукции, приостановка имеющихся инвестиционных проектов, продажа объектов непроизводственной сферы, остановки нерентабельных производств). При этом необходимо точное соблюдение баланса между приостановкой инвестиционных проектов и внедрению технических, экономических и организационных инноваций, которые необходимы для перспективного выхода из периода спада, сохранения жизнеспособности компании и её развития.

По содержанию финансовая стратегия может включать в себя две составляющие: целевую финансовую стратегию и ресурсную финансовую стратегию. Целевая финансовая стратегия, в свою очередь, имеет определенные разновидности, к которым можно отнести следующие: стратегию роста стоимости компании, стратегию роста объемов продаж, стратегию роста прибыли. Возможна и комбинация указанных выше вариантов при выборе той или иной финансовой целевой стратегии [12].

Второй составляющей финансовой стратегии компании является ресурсная финансовая стратегия, которая зависит от источников финансирования реализации финансовых целей компании. Можно условно обозначить два вида целевой финансовой стратегии: стратегия самофинансирования и инвестиционная финансовая стратегия (см. рисунок) (рис. 1).

Рис. 1. Направления формирования ресурсной части финансовой стратегии

Ресурсная часть стратегии должна быть направлена на поддержание финансовой устойчивости — состояния финансовых ресурсов, при котором предприятие способно путем эффективного использования денежных средств обеспечить непрерывный процесс производства и продажи продукции. Практический опыт подтверждает, что нарушение платежеспособности компаний и их финансовой устойчивости, а также снижение конкурентоспособности компаний в современных условиях зачастую является следствием несоответствия стратегии компании тенденциям развития рыночной ситуации, что и приводит к кризисным ситуациям [13]. Анализ показателей финансовой устойчивости отражает финансовую зависимость предприятия от заемного капитала: чем больше доля заемного капитала в структуре капитала, тем ниже финансовая устойчивость. Низкая финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств не только для развития производства, но и для возобновления текущей деятельности, а также к неплатежеспособности и даже к банкротству. Однако однозначно говорить об абсолютно позитивной трактовке высокой финансовой устойчивости нельзя, поскольку такие показатели могут свидетельствовать о неэффективном функционировании предприятия вследствие отягощения излишними запасами и резервами и отказа от разумных заимствований.

Решение о выборе структуры источников финансирования при формировании финансовой стратегии должно учитывать положение предприятия на рынке, инвестиционные возможности, потребности в финансировании, специфику организационно-правовой формы и дивидендную политику. Использование заемных ресурсов генерирует риск снижения финансовой устойчивости и потери платёжеспособности, и в то же время приводит к более высокой рентабельности собственного капитала: использование заимствований является целесообразным, только если стоимость заемного капитала меньше, чем стоимость собственного. Максимальный разумный объем привлечения заемных средств определяется предельным эффектом финансового рычага (достигаемым за счет налогового щита), который показывает, на сколько пунктов изменится рентабельность собственного капитала при привлечении заемных средств на один пункт.

Остановимся на инвестиционном аспекте формирования финансовой стратегии, поскольку в современной экономике основой инновационного развития любого коммерческого предприятия являются инвестиции, а инвестиционная активность в России достаточно невысока. Наблюдаемое в первом десятилетии XXI века повышение платежеспособного спроса на фоне высоких мировых цен на нефть позволило российским предприятиям нарастить производство без существенного повышения инвестиционной активности: так, за период 1992–2015 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП России в среднем составляла всего 17,6 %, а за период максимального роста цен на углеводороды в 1999–2008 гг. — 17,2 %. Такой уровень инвестиционной активности явно не соответствует продемонстрированным российской экономикой 6,9 % среднегодовых темпов прироста ВВП в указанный период и явно недостаточен для обеспечения расширенного воспроизводства экономики [6]. Кроме того, недостаточная развитость российского рынка капитала существенно ограничивала доступ отечественных компаний к долгосрочному кредитованию, что опять же затрудняло выстраивание высокоэффективных финансовых стратегий, направленных на реализацию инвестиционных проектов. Указанное ограничение несколько компенсировалось благодаря возможности доступа российских компаний к внешним заимствованиям, но и формировало дополнительные угрозы, особенно сильно проявившие себя в условиях девальвации рубля в 2008 и 2014 гг. Обусловленный данными факторами низкий уровень инвестирования привел к значительному ухудшению качественных характеристик производственного аппарата. Так, износ основных производственных фондов в экономике России вырос с 41,9 % в 1999 г. до 45,3 % в 2008 г., продолжив свой рост до 49,4 % в 2015 г. [10]. В условиях нарастания геополитических противоречий и активизации санкционного противоборства экономика России столкнулась с резким ограничением доступа национальных компаний к внешнему финансированию, сопряженным со значительным ростом процентных ставок внутри страны. В этой связи все более острыми становятся вопросы анализа и оценки эффективности внедряемых стратегий создания инвестиционно-привлекательного образа предприятия.

Инвестиционная привлекательность предприятия во многом зависит от размещения в публичном доступе достоверной, актуальной и доступной для понимания финансовой отчетности, чтобы еще до осуществления инвестиций потенциальные инвесторы могли иметь ясную картину реальных перспектив возврата денежных средств и получения прибыли [4]. С целью превращения экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы и привлечения в нашу экономику иностранных инвестиций уже несколько лет российские стандарты бухгалтерского (финансового) учета (РСБУ) используются параллельно со стандартами международными. Я считаю, что стратегически важным для каждого современного российского предприятия нужно признать переход на составление отчетности по МСФО, поскольку именно такой способ представления финансовых результатов подразумевает отображение наиболее полной, понятной, достоверной и, вместе с тем, позитивной информации о финансовом положении организации, что позволит компании выйти вперед в высоко конкурентной борьбе за финансовые ресурсы.

Интересно отметить, что Бербен Д. В. предлагает использовать другой подход к выделению подсистем финансовой стратегии организации. По мнению ученого, существует три основных типа финансовых стратегий:

‒ генеральная финансовая стратегия;

‒ оперативная финансовая стратегия;

‒ стратегия выполнения отдельных стратегических задач [3].

Генеральная финансовая стратегия — самая объемная из них, она включает в себя несколько оперативных финансовых стратегий, но не является при этом простой их суммой. Генеральная стратегия прогнозирует деятельность предприятия на достаточно большой период времени, как правило, на год. Она включает в себя взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования.

Оперативная финансовая стратегия предприятия детализирует генеральную финансовую стратегию на меньшем временном отрезке, реализует конкретную часть поставленных в генеральной стратегии задач. Чаще всего она разрабатывается на квартал, месяц и определяет стратегию текущего маневрирования финансовыми ресурсами. Оперативная финансовая стратегия предприятия нацелена на контроль за расходованием средств и мобилизацию внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности.

Стратегия выполнения отдельных стратегических задач не заключена во временные рамки, лишь ограничена выполнением единственной стратегической задачи или частной стратегической цели. Данная стратегия подразумевает под собой умелое исполнение финансовых операций, обеспечивающих реализацию главной стратегической цели. Она «накладывается» на генеральную или оперативную финансовую стратегию, не противореча им [3].

Также при определении финансовой стратегии целесообразно, как мне кажется, сделать акцент также на управлении рисками, поскольку именно риски являются важным барьером в достижении поставленных финансовых ориентиров. При этом, было бы неправильным ограничиться только рассмотрением непосредственно финансовых рисков, поскольку эффективным следует признать только исследование всех типов угроз в системе, с учетом их многогранности и синергичности. Невозможно отрицать, что финансовое состояние организации, её устойчивость, специфика и качество реализации финансовой стратегии не только обусловливают, но и зависят от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Следовательно, получение позитивных финансовых результатов и сохранение платежеспособности и устойчивости является результатом высококачественного управления всем комплексом факторов риска, определяющих результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. При изучении направлений использования риск-менеджмента для максимально эффективного формирования финансовой стратегии следует сделать акцент на анализе и компенсации трех основных типов угроз, связанных с деятельностью предприятий, мониторинг и адекватная реакция на которые во многом определяют платежеспособность и финансовую устойчивость организации:

‒ макроэкономические риски (общая экономическая нестабильность, рост стоимости кредитов, девальвация рубля, риски высокого уровня инфляции, сохраняющиеся несмотря на статистически рекорден низкий уровень роста цен);

‒ правовые риски (изменение антимонопольного, банковского, налогового законодательства, корректность заключения договоров и т. д.);

‒ производственно-отраслевые риски, специфичные для каждой отрасли экономики и вызванные влиянием факторов мезо- и микросреды.

Учитывая необходимость учета множественных факторов риска при формировании финансовой стратегии предприятия в условиях волатильной и нестабильной российской экономики, целесообразным представляет использование следующих этапов последовательной разработки финансовой стратегии:

  1. На первом этапе разрабатываются не одна, а ряд альтернативных стратегий, позволяющих сделать в последующем выбор финансовой стратегии, отвечающей миссии и поставленным целям. Это позволит оценить перспективный ареал финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сделать выбор потенциально эффективного варианта.
  2. На втором этапе финансовая стратегия развития предприятия дорабатывается до уровня максимально возможного соответствия целям предприятия, отсекаются альтернативы, явно несоответствующие целям предприятия.
  3. На третьем этапе анализируются альтернативные стратегии с позиций финансовой состоятельности и адекватности поставленным целям, выбирается и принимается одна общая стратегия, которая затем конкретизируется, развивается, наполняется экономическим содержанием. Далее, в текущей реализации выбранной финансовой стратегии развития предприятия проводимый анализ может состоять в уточнении выбранных векторов стратегического развития предприятия, их исследовании в связи с состоянием внешнего окружения, организационной структурой, технологическими этапами, финансовым состоянием. Такой анализ позволяет оценить перспективы будущего развития предприятия, которые демонстрирует данный вектор с точки зрения потенциала конкурентной борьбы с другими компаниями в данном векторе, основных индикаторов экономического состояния предприятия, финансовой стабильности и реализуемых инноваций [7].

Итак, в современных условиях большинство российских предприятий стоят перед необходимостью кардинальной перестройки концептуальных подходов к управлению предприятием, отказа от реактивных, импульсивных и потому низкоэффективных методов управления предприятием, а это значит, в свою очередь, перед предприятиями стоит задача выработки и освоения финансовой стратегии рыночного поведения. Эффективная имплементация стратегического управления финансами возможна лишь в компаниях с высоким уровнем организационной зрелости, с одной стороны, и достаточной мотивацией высшего руководства к внедрению этого подхода — с другой. Эпизодичное внедрение стратегического подхода к планированию развития, формальное финансовое планирование ради самого процесса планирования не приносят желаемого результата по причине высокой взаимозависимости всех процессов управления от целеполагания до анализа финансовых результатов. В этой связи необходимым является совершенствование фундаментальных положений, алгоритмов и процедур формирования эффективной финансовой стратегии. Важным условием формирования эффективной финансовой стратегии является учет стадии жизненного цикла организации, поскольку приоритетность стратегических финансовых целей, степень инвестиционной активности, интенсивность привлечения и использования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли, а также уровень и виды рисков различаются на разных стадиях жизненного цикла. Первичной подсистемой финансовой стратегии организации можно признать целевую стратегию, конкретизирующую стратегические финансовые ориентиры функционирования организации. Важнейшим вопросом при формировании ресурсной части финансовой стратегии организации (особенно актуальным на этапе активного роста и привлечения инвестиций) является обоснование целесообразности и объемов привлечения заемных средств в контексте сохранения финансовой устойчивости. Своевременная реакция на изменения, происходящие в экономике во время кризиса, сопряженная со стратегическим долгосрочным планом финансово-экономического развития, позволит российским компаниям не только не потерять своих конкурентных позиций, но и усилить их, достигнув высоких экономических показателей деятельности предприятия.

Литература:

  1. Бакуменко С. В. Роль финансовой стратегии в развитии предприятия // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 43–45.
  2. Барашьян В. Ю., Кудинова А. Д. Трансформация финансовой стратегии предприятия в условиях кризисного состояния экономики // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. № 1–1. С. 138–143.
  3. Бербен Д. В. Анализ принципов формирования эффективной финансовой стратегии предприятия // Вестник современных исследований. 2018. № 4.1 (19). С. 230–232.
  4. Варпаева И. А. Отчетная информация в оценке инвестиционной привлекательности организации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. № 4 (176) С.24–34.
  5. Гаджалиева Э. Я. Финансовая стратегия как инструмент управления компанией в современной российской практике // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6 (71). С. 886–889.
  6. Гильмундинов В. М. Новые аспекты «голландской болезни " экономики России в условиях санкций: риски и рецепты // Идеи и идеалы. 2017. Т. 1. № 1 (31). С. 68–81.
  7. Кузьмичёв М. В. Концептуальные подходы к построению финансовой стратегии развития предприятия // Энергия — XXI век. 2017. № 3 (99). С. 86–96.
  8. Москалев Г. А. Разработка финансовой стратегии предприятия // Теория и практика современной науки. 2016. № 10 (16). С. 246–250.
  9. Нестеренко Ю. Н. Жизненный цикл фирмы как фактор реализации ее финансовой политики // Экономический журнал. 2011. № 23 С.70–76.
  10. Николаев М. А., Махотаева М. Ю. Основные составляющие инвестиционной безопасности и их оценка // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2017. Т. 10. № 5. С. 34–45.
  11. Палян Э. С. Финансовая стратегия как основополагающий элемент стратегического управления финансами предприятия // Вестник современных исследований. 2018. № 5.4 (20). С. 302–304.
  12. Серебряков М. М. Особенности финансовых стратегий российских компаний // Финансы, денежное обращение и кредит. 2010. № 11(72). С. 217–220.
  13. Серебряков М. М. Трансформация финансовой стратегии предприятия в современных условиях // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. C. 532–539.
  14. Соколова Н. Н., Егорова Т. Н. Финансовая стратегия как важная составляющая общей стратегии компании // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–12. С. 2701–2704.
  15. Сухлецов И. Д., Пацук О. В. Финансовый менеджмент: стратегия и тактика предприятия // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 18. С. 161–165.
  16. Ткаченко Д. Д., Малютина Т. Д. Инструменты прогнозирования финансовой стратегии корпорации // Дайджест-финансы. 2015. № 2 (234). С. 12–20.
  17. Хакимова Г. И. К вопросу об оценке эффективности долгосрочной финансовой политики компании // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12–1. С.115–116.
  18. Чараева М. В. К вопросу о последовательности этапов при формировании финансовой стратегии предприятия // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 1. № 2 (2). С. 161–163.
  19. Шептиева О. Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8–1. С. 255–259.
  20. Шумская Ю. Б. Место и роль стратегии формирования финансовых ресурсов в системе стратегического управления организацией // Инновационная наука. 2016. № 11–1. С. 196–200.
  21. Щадилов А. Ю. Стратегия привлечения финансовых ресурсов: отечественный и зарубежный опыт // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11–3. С. 225–230.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая стратегия, финансовая устойчивость, компания, предприятие, инвестиционная активность, стратегия, финансовая стратегия организации, эффективная финансовая стратегия, внешняя среда, заемный капитал.


Похожие статьи

Формирование маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях рыночной нестабильности

В статье рассмотрены ключевые элементы разработки организационного механизма формирования маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях нестабильности. Сформулированы признаки управленческих действий, принимаемых в текущем режиме, харак...

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях экономического кризиса

В данной статье изучается финансовый антикризисный менеджмент как часть стратегического управления предприятием. Цель работы — поиск различных вариантов финансового оздоровления организации в период экономической нестабильности. В работе рассмотрены ...

Этапы антикризисного управления в условиях турбулентности внешней среды

В статье уточнено содержание антикризисного управления современных компаний, показаны его роль и значение в развитии современных предпринимательских структур. Автором систематизированы основные этапы антикризисного управления субъектов предпринимател...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Бюджетирование: проблемы, подходы и перспективы оптимизации

В статье рассматриваются теоретические основы финансового состояния и бюджетирования, анализируются современные подходы к оценке устойчивости организаций. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения. Внимание уделено взаимосвязи бюджетиро...

К вопросу об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа

В статье исследуется вопрос об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа. Обсуждаются ключевые понятия, раскрывающие сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе, и рассматриваются основные группы об...

Оценка влияния мирового кризиса на финансовую устойчивость компаний нефтегазового комплекса

В статье определено понятие финансовой устойчивости предприятия, как индикатора экономической нестабильности в стране и мире. Выполнено построение этапов проведения анализа финансовой устойчивости и сформулированы цели такого анализа. На основе финан...

Сущность и значение финансовой стратегии организации

Актуальность практики разработки финансовой стратегии в деятельности экономического субъекта за счет комплекса финансовых элементов, входящих в ее состав, обусловлено уровнем ее значимости для успешного развития финансово-экономического потенциала. З...

Задачи и направления анализа финансового состояния предприятия

В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры и повышения уровня неопределенности в функционировании социально-экономических систем возрастает потребность широкого круга субъектов в оценке финансового состояния предприятия. В статье систематизи...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Похожие статьи

Формирование маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях рыночной нестабильности

В статье рассмотрены ключевые элементы разработки организационного механизма формирования маркетинговой политики промышленного предприятия в условиях нестабильности. Сформулированы признаки управленческих действий, принимаемых в текущем режиме, харак...

Финансово-оздоровительная стратегия предприятия в условиях экономического кризиса

В данной статье изучается финансовый антикризисный менеджмент как часть стратегического управления предприятием. Цель работы — поиск различных вариантов финансового оздоровления организации в период экономической нестабильности. В работе рассмотрены ...

Этапы антикризисного управления в условиях турбулентности внешней среды

В статье уточнено содержание антикризисного управления современных компаний, показаны его роль и значение в развитии современных предпринимательских структур. Автором систематизированы основные этапы антикризисного управления субъектов предпринимател...

Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации

Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...

Бюджетирование: проблемы, подходы и перспективы оптимизации

В статье рассматриваются теоретические основы финансового состояния и бюджетирования, анализируются современные подходы к оценке устойчивости организаций. Выявлены основные проблемы и предложены пути их решения. Внимание уделено взаимосвязи бюджетиро...

К вопросу об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа

В статье исследуется вопрос об инвестиционной деятельности как объекте инвестиционного анализа. Обсуждаются ключевые понятия, раскрывающие сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе, и рассматриваются основные группы об...

Оценка влияния мирового кризиса на финансовую устойчивость компаний нефтегазового комплекса

В статье определено понятие финансовой устойчивости предприятия, как индикатора экономической нестабильности в стране и мире. Выполнено построение этапов проведения анализа финансовой устойчивости и сформулированы цели такого анализа. На основе финан...

Сущность и значение финансовой стратегии организации

Актуальность практики разработки финансовой стратегии в деятельности экономического субъекта за счет комплекса финансовых элементов, входящих в ее состав, обусловлено уровнем ее значимости для успешного развития финансово-экономического потенциала. З...

Задачи и направления анализа финансового состояния предприятия

В условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры и повышения уровня неопределенности в функционировании социально-экономических систем возрастает потребность широкого круга субъектов в оценке финансового состояния предприятия. В статье систематизи...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Задать вопрос