Используя различные доктринальные точки зрения юристов, автор рассматривает понятие правового режима и анализирует его основные признаки. Бесспорно, правовой режим представляет собой глубокое, богатое по содержанию и сферам применения правовое явление, олицетворяющее функциональную характеристику права и его нормативность.
Ключевые слова: правовой режим, признаки правового режима, механизм правового регулирования, правовое состояние.
Понятие «правовой режим» — важнейшая и широко распространенная категория общей теории права и отраслевых юридических наук. Оно активно используется не только в научной литературе, но и в нормативно-правовых актах различного уровня. Так, например ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в ст.59 устанавливается правовой режим охраны природных объектов [1], Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ст. 103) [2], ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» термин «правовой режим» использует для установления дефиниции особой экономической зоны и для определения сущности осуществляемой на ее территории экономической (предпринимательской) деятельности [3] и т. д. Стоит отметить, что нормативно-правовые акты, активно используя понятие «правовой режим», значение его не раскрывают.
Ученые-правоведы обращают внимание на то, что этот термин многозначен по своему содержанию и в разных контекстах может характеризоваться как: «1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти; 2) строго установленный распорядок жизни...; 3) система обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности...; 4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо» [4, с. 16]
Рассмотрим некоторые точки зрения ученых-юристов. Л. А. Морозова рассматривает правовой режим как результат регулятивного воздействия на общественные системы юридических средств, свойственных конкретной отрасли права и обеспечивающих тем самым нормальное функционирование определенной сферы социальных связей. [5, с. 123]. С. С. Алексеев считает, что правовой режим выражается через комплекс правовых средств [6, с. 185]. М. М. Рассолов определяет правовой режим как совокупность всех государственно-правовых предписаний, действующих в правовом поле. Эти предписания определяют права и обязанности, запреты и дозволения лиц по поводу объекта, в отношении которого они установлены [7, с. 140]. Р. Т. Мухаев о правовом режиме говорит как о совокупности способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли права [8].
Выделим следующие признаки правового режима:
- Обязательное нормативное закрепление. Правовые режимы обычно регламентируются нормативно-правовыми актами государства, которые закрепляют правовой статус субъектов, порядок взаимоотношений между участниками правоотношений, предусматривающую юридическую ответственность за нарушение того или иного правового режима и т. д.
- Каждый правовой режим имеет цель — правовое регулирование социальных связей, общественных отношений. Э. Ф. Шамсумова считает, что правовые режимы определяются конкретными целями: упорядочение общественной жизни, организация общественных отношений, увеличение полезной роли права, совершенствование механизма правового регулирования. [9, с. 103].
- Правовой режим охватывает целый комплекс юридических средств: поощрений и запретов, стимулов и ограничений, дозволений и приостановлений и т. д., которые позволяют эффективно использовать правовой инструментарий для решения тех или иных задач.
- Правовой режим имеет внутреннюю структуру: элементы механизма правового регулирования (нормы права и предписания, правоотношения, юридические акты, акты реализации права и т. д.), методы и типы взаимосвязи субъектов с объектами, правовые принципы.
Итак, правовой режим — совокупность юридических средств, принципов и гарантий, создающих условия для удовлетворения интересов различных субъектов права и призван обеспечить рациональное с точки зрения государства и общества поведение людей для достижения оптимального (положительного) результата для всех (в идеале).
Литература:
- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (с изм. от 29.07.2018 г.) // Российская газета от 12 января 2002 г. № 6.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Российская газета от 8 декабря 2006 г. № 277.
- ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. (с изм. от 18.07.2017 г.) // // Российская газета от 18 июля 2005 г. № 162.
- Матузов, Н.И., Малько, А. В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. № 1.
- Морозова Л. А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
- Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. –М.: Юрид. лит., 1989.
- Рассолов М. М. Проблемы теории государства и права. — М.: ЮНИТИ, 2007.
- Мухаев Р. Т. Теория государства и права. М., 2001.
- Шамсумова Э. Ф. Правовые режимы (теоретический аспект): дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2001.
- Малько А. В., Лиманская А. П. Виды правовых режимов в юридической науке и российском законодательстве // Современное право. 2017. № 1.