Проверка уровня сформированности умения третьеклассников писать сжатое изложение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (225) сентябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 924 раза

Библиографическое описание:

Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности умения третьеклассников писать сжатое изложение / Н. Л. Бежанова, Э. С. Ибадуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 157-161. — URL: https://moluch.ru/archive/225/52846/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются понятие «сжатое изложение», критерии и показатели умения писать сжатое изложение; освещаются результаты проверок умения писать сжатое изложение, организованных в нескольких образовательных учреждениях г. Севастополя.

Ключевые слова: сжатое изложение, критерии и показатели умения писать сжатое изложение.

На современном этапе развития образования в Российской Федерацииодной из главнейших задач обучения русскому языку является формирование умения писать сжатое изложение. На это указывают такие официальные документы, как Федеральные государственные стандарты второго и третьего поколений, Примерная основная образовательная программа начального общего образования и другие.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет цель обучения русскому языку в виде развития коммуникативной компетенции, которая обеспечивает ученикам способность использовать язык как средство успешной устной и письменной коммуникации.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения указывается, что у младшего школьника необходимо развивать монологическую письменную речь и способность к творческой деятельности [3]. Также в этом документе отмечается необходимость «…освоения младшими школьниками способов решения проблем творческого и поискового характера, овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [3, с. 4]. В данном документе подчеркивается, что у младшего школьника необходимо сформировать «навык составлять тексты в письменной форме» [3, с. 4].

Проанализировав вышеуказанные документы, мы можем отметить, что перед современной начальной школой стоит задача формирования у младшего школьника умения писать сжатое изложение.

Проблема формирования умения писать сжатое изложение приобретает особую актуальность, поскольку обществу необходима функционально грамотная личность, способная адаптироваться к жизненным условиям и требованиям, рационально влияя на неё. От того, насколько успешно будет сформировано умение писать сжатое изложение, зависит дальнейшее обучение в школе, его речевая грамотность, способность осваивать язык в письменной форме и его коммуникативная компетентность.

Проблемой формирования умения писать сжатое изложение занимались такие ученые, как: А. Д. Алферов, Г. Ю. Балашов, М. Л. Закожурникова, Л. М. Зельманова, Е. М. Катонова, В. А. Кустарева, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Л. К. Назарова, М. С. Соловейчик, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, Н. Н. Светловская, А. А. Текучев, Н. Ф. Титов, Н. С. Черноусова и другие.

М. Р. Львов определяет изложение как «письменный пересказ образцовых текстов» [1, с.126]. Также М. Р. Львов считает, что сжатое изложение — это «логическая работа учащихся... Школьник должен выбрать основное содержание рассказа, не нарушая логики... Сжатое изложение ˗ это не отдельные фразы из полного текста, связанные между собой, а новый рассказ, заново самостоятельно построенный» [1, с.401].

По мнению ряда исследователей (Т. Г. Рамзаева, Т. А. Ладыженская) у современных учеников начальной школы недостаточно сформировано умение писать сжатое изложение, они не могут грамотно и логически верно выбрать главное из текста, не осознают данный вид деятельности как значимый и не обладают достаточным опытом написания сжатых изложений.

В результате проведенного нами исследования сформированности умения третьеклассников писать сжатое изложение в нескольких школах города Севастополя мы выяснили, что большинство учащихся третьих классов находятся на среднем и начальном уровнях сформированности данного умения. Учащиеся допускают ошибки при написании многих слов, не могут выделить главное при написании сжатого изложения, допускают неточность употребления слов, неоправданные повтор слов и многословие, плохо формулируют и излагают фактические данные, не могут подобрать средства речевой выразительности, допускают ошибки при применении изученных правил грамматики, затрудняются при составлении плана сжатого изложения и при нахождении и исправлении стилистических ошибок.

Цель статьи — продемонстрировать суть проверки умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов и выявить уровень сформированности данного умения.

В качестве возрастного периода для проведения проверки нами были выбраны младшие школьники, то есть ученики третьих классов, так как «ученик должен научиться «осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме»; «должен уметь «осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом», ориентироваться на «использование различных способов сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета»; должны научиться «основам смыслового восприятия текстов, выделять существенную информацию; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков» ˗ как отмечается в Примерной основной образовательной программе начального общего образования [2, с. 17]. Формирование данных умений возможно с первого класса, поэтому к третьему классу мы можем отследить их динамику и своевременно скорректировать недостатки в их развитии.

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [3], Примерной основной образовательной программы начального общего образования [2] и программ образовательных систем, мы определили критерии, с помощью которых мы сможем выявить уровневые показатели для проверки умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов.

Критериями сформированности умения писать сжатое изложение младших школьников являются: умение расчленять тексты; умение составлять план по написанию сжатого изложения и выделять главное в плане; умение определять основную мысль текста; умение составлять предложения; умение связывать предложения по смыслу. Данные критерии умения писать сжатое изложение опираются на следующие показатели. Умение расчленять тексты: умение определить вступление; умение определить основную часть; умение определить концовку. Умение составлять план по написанию сжатого изложения и выделять главное в плане: умение составить простой план; умение составить сложный план; умение выделить главное в плане. Умение определять основную мысль текста: осознание понятия «основная мысль»; умение кратко раскрыть содержание. Умение составлять предложения: умение соблюдать нужный порядок слов; умение подобрать необходимые слова для выражения мысли. Умение связывать предложения по смыслу: умение соблюдать нужный порядок слов; умение подобрать необходимые слова для выражения содержания. Представим разработанные критерии и показатели в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Критерии ипоказатели сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов

Критерий

Показатель

Умение расчленять тексты

– умение определить вступление

– умение определить основную часть

– умение определить концовку

Умение составлять план по написанию сжатого изложения и выделять главное в плане

– умение составить простой план

– умение составить сложный план

– умение выделить главное в плане

Умение определять основную мысль текста

– осознание понятия «основная мысль»

– умение кратко раскрыть содержание

Умение составлять предложения

– умение соблюдать нужный порядок слов

– умение подобрать необходимые слова для выражения содержания

Умение связывать предложения по смыслу

– умение соблюдать нужный порядок слов

– умение подобрать необходимые слова для выражения содержания

На основе разработанных критериев и показателей мы составили критериальную уровневую характеристику сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов. Данная критериальная характеристика позволила нам составить задания для проверки уровня сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов.

Таблица 2

Задания для проверки уровня сформированности умения учащихся третьих классов писать сжатое изложение

Критерий

Задание

Умение расчленять тексты

Задание № 1. Дидактическая задача: определить границы предложений, расставить знаки препинания. Задание № 2. Дидактическая задача: определить границы предложений, расставить знаки препинания, распознавая виды предложений по интонации.

Умение составлять план по написанию сжатого изложения и выделять главное в плане

Задание № 1. Дидактическая задача: составить простой план данного текста.

Задание № 2. Дидактическая задача: составить сложный план текста по данной теме.

Определение основной мысли текста

Задание № 1. Дидактическая задача: определить основную мысль и определить, совпадает ли основная мысль с заглавием текста.

Задание № 2. Дидактическая задача: определить

основную мысль двух текстов, найти сходства и различия.

Умение составлятьпредложения

Задание № 1. Дидактическая задача: составить предложения из представленных слов. В конце каждого предложения поставить нужный знак.

Задание № 2. Дидактическая задача: составить предложения из представленных слов, найти лишние слова.

Умение связывать предложения по смыслу

Задание № 1. Дидактическая задача: предложения в тексте перепутаны. Записать предложения в правильном порядке.

Задание № 2. Дидактическая задача: составить по получившемуся тексту сжатое изложение.

Проверка проходила в нескольких образовательных учреждениях города Севастополя в третьих классах в естественных условиях, и была направлена на изучение уровня сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов. В исследовании приняли участие 52 третьеклассника.

Рассмотрим примеры проверки уровня сформированности умения писать сжатое изложение. Например, Николай Ч., показавший высокий уровень сформированности умения писать сжатое изложение, умеет вычленять отдельные предложения из текста, правильно ставит знаки в конце предложения и выделяет начало предложения (заглавной буквой), распознает виды предложения по интонации (вопросительное, восклицательное, повествовательное), умеет составлять план придерживаться его в конструировании связного текста, располагать материал в нужной последовательности, понимает основную мысль текста, раскрывает ее содержание, без затруднений составляет предложения. Ученик с легкостью определяет последовательность предложений и составляет связный текст.

Валерия Б., у которой был обнаружен средний уровень сформированности умения писать сжатое изложение, допускает ошибки при вычленении предложений, забывает ставить знак в конце предложения или забывает выделить начало предложения заглавной буквой, не всегда распознает виды предложений по интонации, допускает ошибки в составлении плана, не всегда может определить главное, не всегда придерживается плана в конструировании текста, допускает ошибки в расположении материала в нужной последовательности, допускает незначительные ошибки в понимании основной мысли, не всегда четко раскрывает основную мысль, допускает ошибки в составлении предложений, иногда наблюдаются нарушения в порядке слов. Ученица не всегда правильно определяет порядок предложений.

У третьеклассников с начальным уровнем сформированности умения писать сжатое изложение, в частности у Ивана С., было обнаружено то, что он не умеет вычленять отдельные предложения из текста, ставить знаки в конце предложения, не умеет выделять начало предложения, не умеет строить синтаксические конструкции и связный текст, не умеет составлять план, не придерживается его в конструировании текста, не умеет располагать материал в нужной последовательности, не понимает основную мысль текста, не раскрывает ее содержание, затрудняется составлять предложения без помощи учителя, не может правильно определить порядок слов. Ученик испытывает большие затруднения в определении порядка предложений, не обходится без помощи учителя.

Перейдём к рассмотрению количественных данных. Представим сравнительные данные двух классов в таблице.

Таблица 3

Результаты проверки уровня сформированности умения учеников 3-Б и 3-В классов писать сжатое изложение

Класс

Уровень

высокий

средний

начальный

3-Б

1 уч. (4 %)

14 уч. (56 %)

13 уч. (40 %)

3-В

1 уч. (4 %)

11 уч. (46 %)

12 уч. (50 %)

В 3-Б высокого уровня сформированности умения писать сжатое изложение был выявлен у 1 ученика, что составляет 4 %, на среднем уровне сформированности умения писать сжатое изложение находится 14 учеников, что составляет 56 %; начальный уровень сформированности умения писать сжатое изложение выявлен у 13 учеников, что составляет 40 %. В 3-В на высоком уровне сформированности умения писать сжатое изложение находится 1 ученик, что составляет 4 %, на среднем уровне сформированности данного умения находится 11 учеников, что составляет 46 %; начальный уровень сформированности умения писать сжатое изложение выявлен у 12 третьеклассников, что составляет 50 % от общего количества учеников в классе. Необходимо отметить, что большинство учащихся находится на среднем и начальном уровнях.

Отразим процентное соотношение результатов проверки уровня сформированности умения учащихся третьих классов писать сжатое изложение на диаграмме.

Рис. 1. Результаты проверки уровня сформированности умения учеников 3-Б и 3-В классов писать сжатое изложение

Причинами полученных результатов эксперимента, на наш взгляд, могут быть общая направленность системы образования на традиционную передачу знаний, недостаточную реализацию субъектной роли школьника в учебно-воспитательном процессе, возможно, недостаточно задействованы возможности подготовительных упражнений. Полученные результаты ориентируют нас на создание программы формирующего эксперимента с использованием подготовительных упражнений, так как благодаря их использованию мы предполагаем, что сможем повысить уровень сформированности умения учащихся третьих классов писать сжатое изложение.

Таким образом, для проверки умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов были определены следующие критерии и показатели. Умение расчленять тексты: умение определить вступление; умение определить основную часть; умение определить концовку. Умение составлять план по написанию сжатого изложения и выделять главное в плане: умение составить простой план; умение составить сложный план; умение выделить главное в плане. Умение определять основную мысль текста: осознание понятия «основная мысль»; умение кратко раскрыть содержание. Умение составлять предложения: умение соблюдать нужный порядок слов; умение подобрать необходимые слова для выражения мысли. Умение связывать предложения по смыслу: умение соблюдать нужный порядок слов; умение подобрать необходимые слова для выражения содержания. В соответствии с каждым критерием были подобраны задания для проверки умения писать сжатое изложение.

Литература:

  1. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. / М. Р. Львов. — М., 1998. — 359 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начального общего образования. — URL: http:/минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект [Текст] / РАО, руков. проекта: Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).
Основные термины (генерируются автоматически): сжатое изложение, умение, дидактическая задача, предложение, нужный порядок слов, основная мысль текста, задание, класс, начальное общее образование, начальный уровень.


Ключевые слова

сжатое изложение, критерии и показатели умения писать сжатое изложение

Похожие статьи

Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание

В статье рассматриваются понятие «сочинение-описание», метод иллюстраций; освещаются некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

К вопросу о сформированности читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается процесс проверки начального уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников, предлагается диагностической материал для проверки читательской самостоятельности и результаты оценки сформированности чит...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Похожие статьи

Некоторые аспекты применения метода иллюстраций для формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание

В статье рассматриваются понятие «сочинение-описание», метод иллюстраций; освещаются некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение)

Данная статья посвящена способам подготовки к сдачи Говорения TOEFL при групповой работе. В ходе работы произведен сравнительный анализ специализированных учебных изданий. Изучены требования и условия для устной части тестирования. Авторами статьи пр...

К вопросу о сформированности читательской самостоятельности младших школьников

В статье рассматривается процесс проверки начального уровня сформированности читательской самостоятельности младших школьников, предлагается диагностической материал для проверки читательской самостоятельности и результаты оценки сформированности чит...

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку

В статье анализируются возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов при обучении английскому языку, эффективность и продуктивность этой методики, а также её преимущества, заключающееся в гибкости и учете индивидуальных способност...

Внеклассная работа по предмету как средство адаптации учащихся к профильному обучению

В статье представлены результаты исследования, посвященного адаптации учащихся к профильному обучению. Раскрывается потенциал внеклассной работы по математике как средства адаптации восьмиклассников.

Повышение мотивации к обучению геометрии через применение разноуровневых развивающих заданий

Автор статьи делится своим педагогическим опытом по применению разноуровневых развивающих заданий. Она выделяет проблемы, такие как уменьшение интереса к математике. Основная цель — воспитание личности с развитым мышлением и способностью применять зн...

Критерии и показатели проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные критерии сформированности метапредметных умений учащихся 5–7 классов, через вовлечение их в проектную деятельность. Данные критерии сформированы с учетом возрастных особенностей, а оценить их можно через работу над у...

Методические рекомендации по организации уроков истории в 8-м классе по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I» с помощью методики «Квадрат знаний»

В статье описывается методика «Квадрат знаний», предложены методические приемы организации уроков истории по теме «Россия в эпоху Петра I». Автор предлагает использовать квадрат знаний в комплексе с рабочим листом. В рабочем листе представлены пять р...

Задать вопрос