В статье рассматриваются понятие «сочинение-описание», метод иллюстраций; освещаются некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.
Ключевые слова: сочинение-описание, метод иллюстраций, программа формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание
В настоящее время развитиеобразованиявРоссийской Федерации подчинено задачам модернизации, которые закономерно возникают перед всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Конкретизируются данные задачи в Федеральных государственных стандартах второго и третьего поколений, различных образовательных программах, теоретических и практических разработках организаторов образования и других документах. В частности, немаловажное внимание уделяется проблеме формирования умения младших школьников, в том числе третьеклассников, писать сочинение-описание.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения отмечено, что «письменная монологическая речь и способность к творческой деятельности младшего школьника подлежат закономерному и обязательному развитию» [6, с. 25]. В этом документе подчеркивается, что у младшего школьника необходимо сформировать «навык составлять тексты в письменной форме» [6, с. 4].
На актуальность формирования умения писать сочинение-описание указывается также в Примерной основной образовательной программе начального общего образования: школьник должен уметь «создавать тексты по предложенному заголовку; составлять рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение» [4, с. 4].
Приведенные выше цитаты из основных нормативных документов, посвященных образованию в Российской Федерации, подтверждают мысль о необходимости и значимости формирования у третьеклассников умения писать сочинение-описание.
Умение писать сочинение-описание рассматривали в своих трудах следующие ученые: А. Д. Алферов, Г. Ю. Балашов, М. Т. Баранов, В. И. Воробьёва, Н. С. Державин, И. М. Михайлова, М. Л. Закожурникова, Т. А. Иванкова, Л. М. Зельманов, Е. М. Катонов, В. А. Кустарев, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Л. К. Назарова, В. А. Никольский, А. А. Озеров, А. М. Побединская, Н. И. Политова, М. С. Соловейчик, Т. Г. Рамзаева, Н. С. Рождественский, Л. А. Розенберг, М. А. Рыбникова, М. Н. Салтыкова, М. С. Соловейчик, Н. Н. Светловская, А. А. Текучев, Н. Ф. Титов, Н. С. Черноусова и другие.
Под сочинением-описанием ученые понимают функционально-смысловой тип речи, в котором присутствует перечисление признаков предмета.
По мнению М. Р. Львова, к умениям построения сочинения-описания следует относить следующие: выбирать тему устного и письменного сочинения-описания, формулировать ее, определять ее границы, выделять подтемы, раскрывать тему с разной степенью полноты: собирать, накапливать материал на выбранную тему; ставить перед собой цель сочинения-описания, определять его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и границами темы отбирать и систематизировать накопленный материал, располагать его в нужной последовательности, работать над композицией сочинения-описания, составлять план сочинения-описания; корректировать его; подготавливать языковые средства; писать сочинение-описание, используя подготовленный материал, придерживаясь плана; соблюдать требования языковых норм [2].
Несмотря на общеизвестную актуальность и значимость формирования умения писать сочинение-описание, данные научных исследований и наблюдения практиков показывают, что данное умение третьеклассников находится на недостаточном уровне сформированности. Одной из причин, обуславливающих такой уровень сформированности умения писать сочинение-описание, на наш взгляд, может быть недостаточное использование возможностей метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.
Цель статьи — рассмотреть некоторые аспекты внедрения метода иллюстраций в процесс формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.
В настоящее время актуальным вопросом педагогики и частных методик является внедрение педагогические методов, соответствующих возрастным особенностям младших школьников, на различных уровнях учебно-воспитательного процесса. Данному вопросу уделяли внимание Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. А. Сластёнин, О. В. Сухомлинская, Н. Ф. Талызина, П. М. Эрдниев, И. С. Якиманская и другие.
Под методом обучения принято понимать упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения. При выборе метода обучения необходимо руководствоваться целями образования, особенностями учебного предмета, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием средств обучения.
И. А. Зимняя утверждает, что эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение. Поэтому одним из эффективных методов формирования умения писать сочинение-описание является метод иллюстраций [1].
По мнению Е. И. Перовского, метод иллюстраций — это разновидность наглядного метода, в качестве критерия выделения в котором положен источник получения знаний [3].
И. Я. Лернер определяет метод иллюстраций как часть объяснительно-иллюстративного метода, критерием для его характеристики является характер познавательной деятельности школьников [3].
М. Р. Львов выделяет следующие сочинения по картинам и иллюстрациям:
‒ сочинения по серии картин или по картинному плану;
‒ сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося;
‒ описание картины [2].
Основными приемами подготовки к написанию сочинения-описания, по мнению Т. Г. Рамзаевой являются: анализ или текста-образца, или цветной учебной картинки, или собственного рисунка ребенка; иллюстрирование текста — словесное и художественное [5].
Опираясь на Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования [6] и Примерную основную образовательную программу начального общего образования» [4], которые позволили определить цели и особенности содержания умения писать сочинение-описание, мы предлагаем программу внедрения метода иллюстраций в процесс формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание.
Рассмотрим временные рамки и цели каждого этапа.
I этап «Основная мысль» (I четверть). Цель этапа: формировать умения выделять границы предложения и определять основную мысль сочинения-описания.
II этап «Разработка плана» (II четверть). Цель этапа: формировать умение разработать план сочинения-описания.
III этап «Составление предложений» (III четверть). Цель этапа: формировать умение составлять предложения.
IV этап «Структурирование сочинения-описания» (IV четверть). Цель этапа: формировать умение структурировать сочинение-описание.
На каждом этапе были проведены уроки подготовки к написанию сочинения-описания и уроки развития речи, на которых систематически применялся метод иллюстраций.
Перейдем к непосредственному рассмотрению этапов и содержания предлагаемой программы. Данная программа рассчитана на один учебный год и предполагает свою реализацию на уроках развития речи в 3-ем классе.
На I этапе, носящем название «Основная мысль», были проведены уроки по темам: «Чем мне запомнилось это лето?», «Краски осени», «Каштан осенью». На данных уроках основная цель заключалась в работе по формированию умений выделять границы предложения и определять основную мысль сочинения-описания. На бинарном уроке (развитие речи и рисование) по теме «Чем мне запомнилось это лето?» ученики восстанавливали прошедшие события по памяти, фотографиям, наблюдениям; создавали свои иллюстрации; оформляли письменное высказывание. Во время урока проводилась актуализация чувственного опыта учащихся. Работая по иллюстрациям к картинам И. И. Левитана «Берёзовая роща», «Летний вечер», И. И. Шишкина «Пруд в роще», ученики рассматривали произведения, определяли, какую цветовую гамму использовали художники. Так же третьеклассники создавали свои иллюстрации на тему как провели лето, после чего обсуждали свои рисунки и составляли устные рассказы. На данном уроке также проводилась работа с деформированным текстом, формировалось умение выделять границы предложения. Ученики подбирали ориентировочные опорные слова. Затем выбирали тему рассказа и определяли основную мысль сочинения-описания. После самостоятельного составления сочинения-описания третьеклассники зачитывали и обсуждали работы; сравнивали со своими иллюстрациями и доказывали соответствие выбора темы и основной мысли сочинения-описания.
На втором этапе «Разработка плана», проведенного во II четверти, целью было формирование умения разработать план сочинения-описания. На данном этапе проводились уроки по темам: «Путешествие осеннего листочка», «Моё домашнее животное», «Сочиняем сказку».
Перед написанием сочинения «Путешествие осеннего листочка» проводилась экскурсия, что послужило мотивацией к работе над сочинением. На уроке рисования ученики слушали рассказ о многоцветии красок в осенний период. После прослушивания рассказа проводилась беседа по картинам И.Левитана «Золотая осень» и О.Писемского «Дорога в лесу», третьеклассники рассматривали картины, рассказывая о цветовой палитре, которую использовали художники, чтобы изобразить тихую печаль, задумчивость осенней поры. На уроке ученики знакомились с симметрией, выполняя ряд упражнений, после чего создавали свои иллюстрации по данной теме. Затем проводилась выставка и обсуждение работ.
На третьем этапе «Составление предложений» (III четверть) целью было формировать умение составлять предложения. Ученики работали над сочинениями по темам: «Описание зимнего каштана», «Помощь птицам зимой», «Сочинение по прочитанной сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». Цель бинарного урока по теме «Описание зимнего каштана»: формировать умение составлять предложения; учить наблюдать за изменениями в живой природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; развивать речь, мышление, воображение. В первой части урока была организована экскурсия. Ученики наблюдали за изменениями в природе, отвечали на вопросы. Большое внимание уделили наблюдениям за каштаном. Второй частью был урок рисования. Третьеклассники наблюдали за изменениями, которые произошли с каштаном в зимнее время года. Затем рисовали дерево с натуры. Нетрадиционное проведение урока способствовало формированию умений любоваться природой, фантазировать. Третьим этапом был урок развития речи. Проводилась выставка детских иллюстраций. Ученики сравнивали, сопоставляли и делали выводы по наблюдениям. В дальнейшем они выбирали тему, подбирали образные выражения, опорные слова, синонимы и придумывали необычные сравнения. После составляли план, писали сочинение, проверяли и заслушивали работы.
IV этап «Структурирование сочинения-описания», рассчитанный на IV четверть, имел перед собой цель формировать умение структурировать сочинение-описание. Перед уроком по теме «Полюбуйся, весна наступает» проводилась предварительная работа: экскурсия в природу, внеклассное чтение и рисование. На данных уроках был собран богатый материал для написания сочинения-описания. В начале урока проводилась беседа о весне и работа с иллюстрациями. Затем ученики работали со схемами «Типы текстов», повторяли и закрепляли свои знания. Дальше велась работа в группах с дополнительным материалом по определению типов текстов. Также на уроке проводилась лексическая работа в парах. Третьеклассники, работая над текстом, подчёркивали слова, которые хотели бы употребить в своём будущем тексте. Дальше проводилась орфографическая подготовка, после чего они работали самостоятельно, а затем зачитывали и анализировали свои тексты.
Таким образом, аспекты внедрения метода иллюстраций для формирования умения третьеклассников писать сочинение-описание имеют определённые этапы, которые определены с учетом необходимых составляющих комплексного умения писать сочинение-описание.
Применение метода иллюстраций с помощью межпредметных связей активизировало учебно-познавательную деятельность учащихся, являлось фактором оптимизации процесса обучения и повышения его результативности. Связь метода иллюстраций с изобразительным искусством призвано одновременно формировать языковую компетентность и художественное сознание третьеклассников. Метод иллюстраций использовался в целях глубокого и творческого освоения речевых навыков, а конкретно для умения третьеклассников писать сочинение-описание.
Литература:
- Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001. — 452 с.
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1998. — 359 с.
- Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Пидкасистого П. И. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 365 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc.
- Рамзаева Т. Г. Совершенствование содержания и методов обучения младших школьников русскому языку /Т. Г. Рамзаева. — СПб.: Образование, 1992. — 301 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект [Текст] / РАО, руков. проекта: Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стандарты второго поколения).