В статье рассматриваются проблемы оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками на современном этапе развития образования в рамках системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: проблемы оценки качества, продуцирование текста, текст-описание, младшие школьники, системно-деятельностный подход.
На современном этапе развития образования, согласно требованиям ФГОС 2 поколения НОО, одной из приоритетных задач начальной школы является формирование у младших школьников такого универсального учебного действия, как умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
В лингвистике данные действия определяют как продуцирование текста. В словаре лингвистических терминов Т. В. Жеребило указывается: «Продуцирование текста (порождение речи) — один из двух основных процессов речевой деятельности, состоящий в планировании и реализации речи в звуках или графических знаках; совокупность процессов перехода от речевого намерения к устному или письменному тексту» [1, с. 289]. В методике обучения русскому языку продуцирование текста в письменной форме относится к области связной речи, направленной на умение писать сочинение.
Различные подходы к обучению младших школьников работе с текстом, а также его созданию рассматривались в методических исследованиях многих учёных: создание высказываний на основе знакомства с понятиями лингвистики текста (Т. А. Ладыженская, Л. М. Лосева, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева и др.); использование системного подхода в работе над развитием связной речи (Е. И. Никитина, H. A. Пленкин, Г. С. Щеголева и др.); использование анализа текста-образца в процессе создания собственных высказываний (А. Е. Васильева, Е. П. Суворова и др.); реализация системно-деятельностного подхода в обучении продуцированию текста-описания (А. А. Штец и др.).
Формирование умения писать сочинение (продуцировать текст в письменной форме) является не только требованием ФГОС 2 поколения НОО, но также может расцениваться как общественная потребность, поскольку наблюдается неумение учащихся, как в начальной школе, так и в старших классах, писать сочинение. В связи с этим, по итогам заседания Совета по культуре и искусству 2 октября 2013 года, президент Российской Федерации В. В. Путин поручил Министерству образования вернуть сочинение в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе. Это было отражено в документе «Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте по культуре и искусству».
Одним из основных типов текста, над которым предполагает работу современная методика в начальной школе, является текст-описание.
Однако, наше предварительное исследование, проведённое в четвёртых классах одной из школ города Севастополя, свидетельствует о том, что умения младших школьников продуцировать текст-описание очень зыбки и неустойчивы, наблюдается бедность словарного запаса, схематизм, однообразие языковых средств, невыразительность языка, отсутствие эмоциональной окрашенности и т. д.
Причинами достаточно низких результатов могут выступать проблемы, связанные с оценкой качества продуцирования текста-описания младшими школьниками в рамках системно-деятельностного подхода.
Цель статьи — представить проблемы оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками на современном этапе развития образования.
Первая проблема оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками заключается в том, что в методике обучения продуцированию текста-описания нет однозначного понимания, как реализовать системно-деятельностный подход.
Благодаря разработкам Т. Г. Рамзаевой [5, с. 393], в основу системы обучения работе с текстом легло освоение учащимися соответствующей теории связной речи — таких понятий, как текст, виды текста, части текста и т. п. Правда при этом, законы деятельности продуцирования текста в письменной форме, а особенно текста-описания, так и не были реализованы, поскольку в целом рассматривался знаниевый подход.
Не меняет данное положение и концепция Т. А. Ладыженской [2, с. 64], которую она реализовала в курсе «Риторика» в образовательной системе «Школа 2100», так как в основу данной концепции были положены закономерности связной устной речи. В качестве ведущей закономерности выступало положение, — если ребёнок овладеет связной устной речью, то он освоит и связную письменную речь. Однако, закономерности продуцирования письменного текста так и не получили своей реализации, особенно страдает система продуцирования текста-описания.
На наш взгляд, более полная концепция обучения продуцированию текста-описания на основе системно-деятельностного подхода была предложена А. А. Штецом [8, с. 3].
По мнению учёного, основными закономерностями продуцирования текста-описания являются следующие.
1. Релевантный (существенный) признак композиции текста-описания выступает для его дифференциации по отношению к другим типам текста (повествованию, рассуждению). Наличие в тексте системы признаков объекта, излагаемых средствами параллельной связи, так как об объекте сообщают различные сведения, где все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.
2. Признаки объекта описания — признаки формы, качества и условия объекта.
3. Способ описания множества объектов (общее описание объекта, раздельное (разноплановое) описание и сравнительное описание).
4. Обязательное наличие в тексте-описании художественных троп: эпитеты, сравнения, метафоры.
Данные закономерности могут квалифицироваться как способности продуцирования текста-описания.
Вторая проблема заключается в недостаточном обосновании чётких критериев оценки качества продуцирования текста-описания с позиции системно-деятельностного подхода.
Наиболее оптимальным путём к реализации системно-деятельностного подхода в развитии речи оказалась концепция М. Р. Львова [3, с. 426], которая включала в себя характеристику умений младших школьников продуцировать текст в письменной форме (писать сочинение).
На основе этого мы выделили три важнейших параметра характеристики умений младших школьников продуцировать текст в письменной форме, которые отнесли и к продуцированию текста-описания. Данные умения являются наиболее универсальными с точки зрения системно-деятельностного подхода, и могут рассматриваться, как критерии оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками.
- Умение раскрыть тему и основную мысль сочинения-описания.
- Умение структурировать текст-описание.
- Умение строить предложения в структуре текста-описания.
Третья проблема заключается в том, что к данным критериям недостаточно чётко определена система показателей. Поскольку выделенные критерии не получили подробного описания в методике обучения русскому языку, у нас возникла необходимость наполнить их содержанием.
На наш взгляд, содержанием данных критериев могут выступать основные закономерности продуцирования текста-описания в рамках концепции, предложенной А. А. Штецом [8, с. 4].
В качестве показателей к каждому критерию выделяются следующие.
К критерию — умение раскрыть тему и основную мысль сочинения-описания выступают такие показатели:
- представить объект описания, ответив на вопрос: «О ком (о чём) говорится в тексте?»;
- описать признаки объекта (признаки формы, качества и условия объекта);
- выразить собственное отношение к объекту описания, ответив на вопрос: «Для чего? Зачем создан текст?».
К критерию — умение структурировать текст-описание выступают следующие показатели:
- владение общим описанием объекта: составление плана (характеристика всех признаков объекта описания (признаков формы, качества и условия объекта));
- владение раздельным (разноплановым) описанием объектов (в какой последовательности и на каком плане расположены объекты);
- владение сравнительным описанием объектов.
К критерию — умение строить предложения в структуре текста-описания выступают такие показатели:
- наличие эпитетов;
- наличие образных сравнений;
- наличие метафор.
Таким образом, в современной методике развития связной письменной речи младших школьников выделилось три актуальные проблемы, связанные с оценкой качества продуцирования текста-описания.
Первая проблема заключается в отсутствии в методике обучения продуцированию текста-описания, в связи с различными подходами, однозначного понимания, как реализовать системно-деятельностный подход.
Вторая проблема связана с обоснованием чётких критериев оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками с позиции системно-деятельностного подхода.
Третья проблема оценки качества продуцирования текста-описания младшими школьниками связана с определением системы показателей к критериям согласно основным закономерностям продуцирования текста-описания.
Оценка качества продуцирования текста-описания младшими школьниками будет эффективной, если решить ряд выделенных проблем с учётом системно-деятельностного подхода.
Литература:
1. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е,испр.и доп. / Т. В. Жеребило. — Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. — 486 с.
2. Ладыженская Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
3. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 464 с.
4. Львов М. Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку для учащихся начальных классов / М. Р. Львов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 1997. — 240 с.
5. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. — М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 // Завуч начальной школы. — 2011. — № 1. — С. 4–25.
7. Штец А. А. Мастерская письменной речи: часть первая: дидактический материал по русскому языку для 3 класса начальной школы / Р. В. Сабодаха, А. А. Штец. — Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. — 56 с.
8. Штец А. А. Мастерская письменной речи: развитие речи младших школьников: 3 класс: Методические рекомендации. Часть первая / Р. В. Сабодаха, А. А. Штец. — Мурманск: МОИПКРОиК, 2013. — 92 с.