В статье описываются результаты исследования процесса индивидуализации образования в школах Китая, выявляются основные проблемы на основе анализа уровня ресурсной готовности школьных образовательных систем г. Далянь к реализации индивидуального подхода в обучении.
Ключевые слова: индивидуализация образовательного процесса, управление на основе системно-ресурсного подхода.
Значительное улучшение конкурентных позиций страны в мире в настоящее время является одной из основных целей Китайской Народной Республики. Согласно обновленной парадигме, академическое образования считается фактором экономического роста и развития Китая. Ключевые стратегии, такие, как «Человеческий потенциал укрепит мощь нации» и «Образование и наука приведут страну к процветанию и успеху всей нации», стимулируют позитивные изменения в образовании всех типов и уровней
В июле 2010 года был опубликован Национальный план реформы и развития образования на 2010–2020, в котором определялась необходимость «пересмотреть основной статус учащихся», «сломать застывший режим обучения», «изменить традиционную роль учителя», «отказаться от единой педагогической оценки». Таким образом, были актуализированы направления изменений и в школьном образовании: следовало уделять внимание потребностям учащихся при осуществлении индивидуализированного обучения, использовать диверсифицированную педагогическую оценку, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, позволяющий осуществлять инновации в школьном обучении [6].
Однако развитие индивидуализированного образования в Китае вскрыло проблемы, препятствующие быстрому успеху в осуществлении поставленных целей. Так одной из серьезных задач стало преодоление недостатков в системе профессиональных ценностей у учителей КНР, становление опыта которых проходило в отсутствие требования «обучить каждого». Учителя в китайских школах должны были «обучать всех» одинаково хорошо, но не понимали важность при этом необходимости понимать особенности учебной работы с каждым учеником. У большинства китайских учителей отсутствовал опыт индивидуализации, так как они много лет реализовали традиционную модель обучения, основанную на принципе масштабности и универсальности.
Картина образовательной реальности показывает, что большая часть учителей предпочитали вести уроки в режиме «говорящей головы», в то время как главной целью учителя для любого эффективного урока является организация и управление индивидуальной деятельностью каждого ученика в классе. Ученики в школе привыкали к роли пассивных слушателей, и их деятельность заключалась в том, чтобы слушать и, возможно, писать какие-то заметки. Однако, экспериментально доказано, что для достижения продуктивного познания речевая активность учащегося не может составлять менее 85 % всего времени урока, в то время как выступление учителя должно быть не более 15 % [2].
Кроме этих факторов, для реализации индивидуального подхода была необходимость использовать адекватные особенностям каждого ученика образовательные ресурсы, но в китайской практике таких образовательных ресурсов явно недоставало.
Исследования системы школьного образования в начале 2000-х годов показывали, что большая часть заданий на уроке являются закрытыми, требующими конкретных ответов, что не провоцирует никакой мыслительной деятельности и системного типа мышления. При этом констатировалось, что большие по численности классы не оставляли учителю возможности часто контактировать с каждым учеником [9].
Очевидно, что в настоящее время существует необходимость изучения условий, обеспечивающих индивидуализацию обучения в школах КНР и повышение педагогической способности учителей к индивидуализированному обучению.
Изучение опыта разных стран в области индивидуализации образования в школах служит важным информационным ресурсом для обновления образовательной реальности в направлении повышения качества и прорыва китайского образования до мирового уровня. В этом плане большой интерес для Китая представляют разработки российских ученых — от классических работ Л. С. Выготского, Ю. К. Бабанского, Шамовой Т. И. и других ученых, до методических разработок педагогов-практиков [1; 3; 8].
В последние два десятилетия в России активно разрабатываются технологии индивидуализации. Так, например, активно используется технология ИСУД (Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности), разработанная на кафедре управления образовательными системами им. Т. И. Шамовой в МПГУ. Технология ИСУД используется во многих городских и сельских школах России (более 6 миллионов ссылок по запросу «использование технологии ИСУД») [4]. В этой технологии используются достаточно простые диагностики внутренних ресурсов учебного успеха ученика, позволяющие учителю осуществлять индивидуализацию не только для работы в режиме индивидуальной программы, но и в режиме классно-урочной системы. Технология ИСУД относится к вариативным, стохастическим моделям образовательных технологий, используя которые учитель получает инструменты управления процессом учения ученика. Используя эту технологию, учителя школ разработали и опубликовали картотеки развивающих заданий для школьных курсов разных предметов: биологии, географии, химии, английского языка, истории информатики, русского языка, для начальной школы. В этих картотеках для каждого задания описан его дидактически потенциал: определено, какие внутренние ресурсы должен использовать ученик, чтобы выполнить это задание [5].
Однако прежде, чем вводить в практику китайских школ апробированные в других условиях технологии индивидуализации, необходимо было убедиться в том, что в этих школах есть ресурсы, необходимые для индивидуализации учебного процесса.
Такое исследование было проведено в городе Далянь, провинция Ляонин. На основании анализа публикаций по системно-ресурсному подходу в управлении качеством образовательного процесса, авторами была разработана матрица ресурсов школы, которые необходимы для обеспечения роста качества индивидуализации образовательного процесса [7].
Была проведена диагностика уровня ресурсов в четырех школах г. Далянь. Результаты приведены в табл. 1 и на рис.1.
Таблица 1
Результаты оценки ресурсов индивидуализации в четырех школах г. Далянь
Группа ресурсов |
Краткое описание ресурсов |
Оценивание |
|||
Школа 1 |
Школа 2 |
Школа 3 |
Школа 4 |
||
Нормативные |
В Программе развития школы есть раздел, посвященный росту уровня индивидуализации образовательного процесса |
1 |
2 |
1 |
0 |
В школе измеряется динамика изменений предметных, метапредметных и личностных результатов учеников |
2 |
2 |
1 |
1 |
|
В плане методической работы есть раздел, посвященный повышению квалификации педагогов в области знаний о внутренних ресурсах учеников |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
Итого: макс. 9 |
5 |
7 |
4 |
3 |
|
Кадровые |
Профессиональная компетентность педагогов-предметников, обеспечивающих умение индивидуализировать учебный процесс; |
2 |
3 |
2 |
1 |
Итого: макс. 3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
Информационно- методические |
Наличие и доступность инструктивных материалов для учителя по реализации индивидуализированного подхода в обучении |
1 |
2 |
1 |
1 |
Организация внутришкольных семинаров для учителей по освоению технологий индивидуализации |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: макс. 6 |
2 |
4 |
2 |
2 |
|
Материально-технические |
Оборудование и оснащение, необходимые для организации образовательного пространства школы в целях достижения высокого уровня индивидуализации учебного процесса |
2 |
3 |
2 |
1 |
Итого: макс. 3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
|
Социально-демографические |
Связь школы с высшими учебными заведениями, обеспечивающая доступность консультаций по темам индивидуального подхода |
1 |
2 |
1 |
1 |
Связь школы с учреждениями, обеспечивающими медицинское и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при необходимости |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
Итого: макс. 6 |
2 |
4 |
3 |
2 |
|
Морально-этические |
Осуществление оценивания качества работы педагогов с учетом реализации индивидуализации (оплата за качество, другие формы поощрения) |
0 |
2 |
1 |
0 |
Итого: макс. 3 |
0 |
2 |
1 |
0 |
|
ИТОГО МАКСИМУМ 30 баллов |
13 |
23 |
14 |
9 |
|
Уровень обеспеченности ресурсами процесса индивидуализации в школе (в % к высшему уровню) |
43 % |
76 % |
46 % |
30 % |
|
Рис. 1. Среднее значение ресурсообеспеченности индивидуализации образовательного процесса по четырем школам (в % к максимальному уровню)
По данному исследованию можно сделать вывод: ресурсы индивидуализации на данном этапе находятся на низком уровне. Максимальный результат — 30 баллов — не набрала ни одна из оцениваемых школ, всего лишь 1 школа имеет допустимый уровень ресурсов и набрала 23 балла; остальные 3 школы имеют недопустимый уровень ресурсов. Из всех оцениваемых ресурсов соблюдается только норматив по повышению квалификации работ педагогов в области знаний о внутренних ресурсах учеников, и педагоги в 3 из 4 школ имеют оптимальный и достаточный уровни профессиональной компетенции.
Три группы ресурсов определяются на недопустимом уровне:
– социально-демографические, обеспечивающие связь школы с высшими учебными заведениями, обеспечивающая возможность получения консультаций по темам индивидуального подхода, организации семинаров и т. д.
– информационно-методические, необходимые для быстрого и полного нахождения необходимой информации учителем для индивидуализации учебного процесса,
– морально-этические, отражающие наличие оценивания качества работы педагогов с учетом реализации индивидуализации (оплата за качество работы, другие формы поощрения).
В соответствии с данными диагностики была разработана и переведена на китайский язык «Памятка для учителей по анализу и реализации данных о внутренних ресурсах учебного успеха учеников». Также была разработана серия обучающих семинаров для школ, в которых проходит целенаправленная работа по освоению педагогами знаний и умений в области индивидуализации образовательного процесса в системе «учитель-ученик». Эти семинары могу быть организованы и проведены как силами ведущих компетентных педагогов, так и специалистами высших учебных заведений, методистами (Табл. 2).
Таблица 2.
Программа семинара «Ресурсы учителя для индивидуализации учебного процесса»
Тема семинара |
Практическая часть семинара |
Семинар 1. Ученик как субъект учения |
1. Как определить профиль интеллекта ученика и как учесть эти данные в учебном процессе. 2. Как измерить уровень обучаемости учеников на уроках. |
Семинар 2. Как оценить уровень мотивационно-познавательной сферы ученика и повысить его интерес к учебе |
1. Проектирование и реализация микроисследования уровня учебно-познавательной мотивации обучающихся |
Семинар 3. Как определить уровень развития психофизиологических ресурсов ученика и повысить этот уровень средствами учебного предмета |
1. Освоение приемов диагностики психофизиологических особенностей обучающихся путем включенного наблюдения и использования специальных заданий в предметном обучении |
Семинар 4. Как развивать универсальные учебные действия учеников в процессе обучения и как измерять уровень их сформированности |
1. Освоение приемов педагогической диагностики УУД и технологий их становления и развития средствами учебного предмета. 2. Проектирование контрольных работ как инструмента диагностики динамики роста внутренних ресурсов учеников |
Наше исследование позволило сформулировать обобщенные предложения по улучшению уровня индивидуализации в школах для всех уровней образовательных систем КНР:
– в образовательной системе «учитель-ученик»: учителю необходимо помогать учащимся прояснить их цели обучения, обучать их навыкам самостоятельного учения и выбора индивидуальной траектории учения;
– в образовательной системе школы: администрации школы улучшить управление ростом уровня владения учителями технологиями индивидуализации образовательного процесса, вести мониторинг способности учителей обеспечивать индивидуализацию обучения, обеспечить мотивацию учителей к этой деятельности;
– в образовательной системе города, региона: разработать и предоставить учителям учебные материалы для развития способности учителей в области индивидуализации образования.
Авторы надеются, что опыт российской системы образования по реализации индивидуального подхода в обучении будет важным источником для пополнения ресурсной базы школ Китая на современном этапе модернизации начального и среднего образования.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М.: Педагогика, 1977. — 96 с.
- Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. — М.: ИТСПКП, 1999
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — изд.: АСТ, 2010. — 678 с
- Галеева Н. Л. Образовательная технология ИСУД: реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика. — М.: «Книга по Требованию», 2013. — 220с.
- Гейнце Л. А., Галеева Н. Л. 100 способов формирования учебного успеха ученика на уроках английского языка. Методическое пособие по реализации требований ФГОС к образовательным результатам на уроках английского языка — М.: ООО «Книга по требованию», 2017.
- Гурулева Т. Л. Система образования в Китайской Народной Республике: структура и основные направления развития // Высшее образование в России. — 2017. — № 7(214). — С. 152–164
- Чижиков В. М., Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник. — М.: МГУКИ, 2008. — С.13–24
- Шамова Т. И. Управление образовательными системами: избранные труды. — М.: ЦО «Перспектива», 2009. — 272 с.
- Wyss, R. & Thrush, E. A. Teaching English in China. Beijing: Tsinghua University Press, 2007