Инспекция по ветеринарному надзору Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти, которая осуществляет функции по контролю, надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии [1].
Несмотря на то, что в целом, Архангельская область является благополучной по особо опасным болезням животных в том числе общих для человека, проблемы в ветеринарной отрасли региона существуют и требуют вдумчивого решения.
Основной проблемой, стоящей перед данной сферой, является предупреждение болезней продуктивных животных, которые массово возникают в промышленных производствах при нарушении условий содержания и кормления, которые их организм запрашивает от внешней среды. По мнению Джупиной С. И. в животноводческих хозяйствах не предусмотрены условия для оказания квалифицированной лечебной помощи, тем более, когда речь идёт о массовой заболеваемости [2]. Требуется использование альтернативных методов защиты животных от болезней этой экологической категории.
При этом несмотря на наличие ветеринарных клиник, занятых проблемами диагностики болезней, а также лечением больных животных задача профессии ветеринара «профилактировать болезни» не стала прибыльной и вошла в противоречие с задачей «оказание лечебной помощи».
Но владельцы продуктивных животных не обращаются в такие клиники, во-первых, потому что они удалены от сельской местности, во-вторых, потому что потребуется непосильная для них оплата за труд сотрудников клиник и, в-третьих, потому что они не оказывают помощи по профилактике болезней. Они не владеют знаниями полного комплекса профилактики и не заинтересованы в её проведении. Следовательно, именно работники государственной ветеринарной службы должны уделять данной проблеме повышенное внимание.
Также существует проблема в оснащении государственных ветеринарных учреждений специальными приборами, оборудованием и автотранспортом, необходимым для выполнения функций ветеринарного контроля и надзора.
Имеющийся в наличии городских ветеринарных станций Архангельской области автотранспорт изношен более чем на 50 %, а используемое оборудование изношено более чем на 70 процентов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что большая часть основных средств государственных ветеринарных учреждений не соответствует требуемым техническим характеристикам и требует значительного обновления.
Следующей проблемой, требующей пристального внимания является ситуация критической технической оснащённости ветеринарных лабораторий Архангельской области, целью деятельности которых является своевременная и полная диагностика и вследствие проведенных исследований точная постановка диагноза исследуемым животным, а также эффективный контроль за качеством применяемых кормов и используемой воды.
Практика показывает, что техническая оснащенность частных ветеринарных клиник значительно лучше, чем оснащенность городских учреждений, это связано с тем, что государственные ветеринарные клиники финансируются за счет средств областного бюджета и зачастую по «остаточному принципу».
Имея современное оборудование можно выявить и распознать много новых вирусов и инфекций, которые способны причинить значительный вред как животным, так и человеку. Следовательно, возникает необходимость постоянного совершенствования существующих методов диагностики, а, соответственно, требует внедрения новейших приборов и оборудования, а также пристальной работы с кадрами, которые так же играют немаловажную роль в достоверности и качестве проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции отрасли животноводства в Архангельской области.
Так как конкурентоспособность работников государственных ветеринарных учреждений понижена в связи с меньшим денежным содержанием данных учреждений по сравнению с коммерческими структурами, то проблема профессиональных кадров видится весьма острой.
В Архангельске и области находится всего одно заведение, где можно получить профессию ветеринара среднего профессионального образования -Архангельский ветеринарный техникум.
В данных условиях проблема обеспечения конкурентоспособности персонала государственных ветеринарных работников является одной из актуальных задач управления в системе государственной власти и местного самоуправления.
Проблемы содержания домашних животных и обращении с безнадзорными животными в Архангельской области так же стоят достаточно остров, так как полномочия по отлову возложены именно на инспекцию [3].
Но на практике существуют следующие моменты, мешающие реализации данного направления:
– неполная материально-техническая база для реализации полномочий.
Так, например, имеется нехватка специальных помещений, транспорта, приспособлений и прочих условий для осуществления полномочий. Ранее отлов животных производился на основе муниципальных контрактов подрядными организациями. При этом, они осуществляли отлов, не реализуя содержания животных.
– В настоящее время подрядные организации так же не готовы передерживать животных в течении 6 месяце, реализуя кормление и уход, как того требует предписание.
– Противодействие со стороны общественных зоозащитных организаций и общественности города (граждане, не состоящие в общественных организациях). Зоозащитные организации настаивают на гуманном отношении к животным и содержании их в приютах, при этом сами организации не готовы принять на себя эту функции. Желание зоозащитников контролировать проведение мероприятий по отлову, осуществлять контроль за содержанием животных в приютах.
– Нет учета домашних животных (собак) со стороны органов местного самоуправления. Безответственное отношение со стороны владельцев к домашним животным (выпускают на улицу, отвозят на окраины городов, в дачные поселки).
Таким образом, ветеринарные службы Архангельской области должны осуществлять содействие в проведении данных мероприятий, что заключается, во-первых, в разработке и утверждении типового положения о специальных питомниках для содержания животных; во-вторых, в проведении ветеринарного освидетельствования отловленных животных для решения вопроса о дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным организациям, а также, при необходимости, о методах уничтожения и утилизации; в-третьих, в осуществлении надзорных мероприятий за соблюдением организациями, занимающимися отловом и содержанием животных, ветеринарного законодательства.
Но в целом, система контроля численности безнадзорных животных не может быть представлена одной службой, её цели всегда будут лежать за рамками прогнозируемого результата, а становление займет некоторое время. В противном случае, учитывая скорость размножения животных и уровень участия основной массы населения в формировании проблемы, откат результата к исходной точке произойдет в течение 5–7 лет, а все вложенные средства окажутся потерянными.
Следовательно, разработка и принятие областного закона «О содержании домашних животных и обращения с безнадзорными животными в Архангельской области» позволит решить данную проблему комплексно.
Литература:
- Постановление Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 203-пп «Об утверждении Положения об инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области»
- Официальный портал Правительства Архангельской области [Электронный ресурс] URL:https://dvinaland.ru/-dbp9vasr (дата обращения 01.08.2018).
3. Джупина С. И. О роли ветеринарии в современном продуктивном животноводстве. [Электронный ресурс] URL: http://ветеринария.рф/blog/ispolzovanie-znaniy-epizooticheskogo-protsessa-dlya-profilaktiki-bolezney-zhivotnykh/o-roli-veterinarii-v-sovremennom-produktivnom-zhivotnovodstve/ (дата обращения 10.08.2018).