В настоящее время в России стоит острая проблема существования безнадзорных животных. Отсутствие законодательной базы, продуманных действий правительства и сознательности граждан порождают возрастающее в геометрической прогрессии число бездомных кошек и собак, что, в свою очередь, влечет за собой опасность для людей. Сбивающиеся в стаи собаки представляют угрозу жизни и здоровью человека, в отсутствие пищи и в период массовой течки сук, они становятся агрессивными и могут нападать на людей. Кроме того, бездомные собаки и кошки являются разносчиками антропозоонозных болезней, таких как бешенство, микроспория, токсоплазмоз.
Очевидно, что проблему безнадзорных животных нужно решать на всех уровнях власти включая общественные организации.
Наиболее успешно проблемы, связанные с безнадзорными животными, решаются в промышленно развитых странах. В них на протяжении десятилетий сформировались системы контроля численности и содержания домашних животных, объединяющие муниципальные службы контроля (В США — Local governmental animal care and control agencies, Animal Control) и общественные организации.
Подавляющее большинство стран Европейского Союза, США, Канада, наиболее развитые страны Латинской Америки характеризуются значительным количеством животных-компаньонов (собак и кошек), содержащихся в домах или квартирах владельцев. Западные специалисты считают, что «перепроизводство и избыток владельческих животных», обусловленные потенциально очень высокими темпами размножения собак и кошек, являются основной причиной появления бездомных животных.
Основной формой работы с безнадзорными владельческими и бездомными животными в западных странах является безвозвратный отлов и помещение отловленных животных в приюты. Приюты также активно действуют как центры сбора отказных, в том числе «лишних» животных у владельцев, и как центры передачи животных новым владельцам. После обязательного срока передержки — обычно от 5 дней до двух недель, в течение которого отловленные собаки и кошки возвращаются владельцам (если они являются потерянными или беглыми), животные могут быть переданы новым владельцам или общественным приютам для дальнейшего содержания. Невостребованные животные усыпляются. Впрочем, наряду с крупными приютами «неограниченного приема», существуют приюты, частные или принадлежащие зоозащитным организациям, которые по этическим причинам не считают для себя возможным усыплять здоровых животных. Они содержат животных до тех пор, пока найдется новый владелец или на протяжении всей жизни животного, если никто не захочет его взять [1].
Для снижения численности бездомных животных и, следовательно, уменьшения количества усыплений в приютах важнейшей профилактической мерой является стимулирование и пропаганда предотвращения размножения владельческих животных и повышение культуры содержания владельческих животных. Животные содержатся при условии их обязательного лицензирования. Лицензия оформляется ежегодно и составляет в США около 40$, а в Германии 150€. Стоимость лицензии на стерилизованное животное уменьшается в 2 раза, что способствует массовой стерилизации владельческих животных. Кроме того, за отказ от ежегодного лицензирования домашних питомцев на владельцев налагается штраф в 10-кратном размере. Не стерилизованные животные обычно остаются только у лицензированных заводчиков. Наряду с этим также вводятся меры по противодействию бесконтрольному выгуливанию владельческих собак (иногда и кошек), по их регистрации и идентификации (жетоны, татуировка, микрочипы).
В то время как практически единственной формой работы с бездомными собаками в развитых странах является безвозвратный отлов, в отношении бездомных кошек иногда применяют иной подход. В некоторых городах США, а также в отдельных населённых пунктах Великобритании, Канады, Австралии и ряда других стран используется стратегия trap/neuter/release (сокращенно TNR, иногда называется trap/alter/return, ТAR) — «отлов/стерилизация/возврат» (ОСВ). Она является дополнительной к обычному муниципальному отлову и применяется только по отношению к некоторым изолированным «колониям» (семейным группам) бездомных кошек, обитающих на окраинах городов, на территории предприятий, в студенческих городках и т. п. и не вызывающих своим присутствием серьезных проблем. По отношению к собакам эта практика не применяется, так как они являются более «проблемными» животными не образующими компактных изолированных «колоний», склонными к миграциям. Отлов бездомных собак обычно действует достаточно эффективно, выброшенные, беглые, бездомные собаки обычно изымаются из городской среды до того, как успевают одичать и (или) начнут размножаться [2].
В России публикации по проблеме безнадзорности животных в основном принадлежат представителям зоозащитных организаций, ратующих за гуманное отношение к животным на улицах города. Так, представители Российских зоозащитных организаций «Фауна» и «Вита» (г. Москва), протестуют против эвтаназии безнадзорных животных и предлагают программы борьбы с увеличением их численности, такие как ОСВ, регистрация и лицензирование. На Всероссийском форуме «Безнадзорные животные в городской среде» представители правительства РФ и зоозащитных организацийпризнали, что проблему безнадзорных животных можно решать только путем конструктивного взаимодействия государства, бизнеса, общественных организаций и граждан и их совместных усилий на основе принципов гуманности и взаимного уважения всех членов общества.
Участники форума призывают активизировать усилия по скорейшему принятию федерального закона «Об ответственном обращении с животными» [3].
Закон должен базироваться на следующих основных принципах:
– Умерщвление животного недопустимо, кроме четко определенных случаев, когда эвтаназия является единственным способом прекращения страданий животного.
– ОСВ — успешно зарекомендовавший себя способ гуманного сокращения численности безнадзорных животных.
– Все домашние животные должны подлежать регистрации.
– Животных, не предназначенных для разведения, необходимо стерилизовать.
– Необходимо четко определить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, ответственный за регулирование отношений и надзор в сфере обращения с несельскохозяйственными животными — домашними, безнадзорными, содержащимися в неволе в культурных и развлекательных целях и др.
– Необходимо усилить меры ответственности физических и юридических лиц за жестокое обращение с животными.
– Повышение ответственности хозяев домашних животных по отношению к своим питомцам, как важнейший фактор решения проблемы бездомных животных.
Рассмотрим, что происходит в нашей стране в настоящее время.Вся правовая база России о гуманном отношении к животным представлена статьей 137 в Гражданском кодексе РФ, в соответствии с которой не допускается «жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности», и статьей 245 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье…». В субъектах РФ также утверждены «Правила содержания животных». В Москве правила содержания животных определяются Главой 5 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области обращения с животными». В данном документе определены размеры штрафов за ненадлежащее содержание животных, нарушение правил выгула, допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек, совершение жестоких действий в отношении животных и т. д [4].
В Санкт-Петербурге было принято Постановление правительства «о Концепции отношения к безнадзорным животным в Санкт-Петербурге», основными положениями которой стали:
– строительство и содержание приютов для безнадзорных животных за счет средств граждан, общественных организаций с участием государства в виде субсидий;
– проведение в приютах ветеринарных мероприятий: вакцинация, стерилизация;
– возврат животных в среду обитания;
– включение домашних животных Санкт-Петербурга в Единую базу данных домашних животных в Санкт-Петербурге;
– повышение ответственности граждан перед государством и обществом за содержание животных и гуманное обращение с ними [5].
Судить об успехе проводимых мероприятий по борьбе с безнадзорными животными в Санкт-Петербурге, не представляется возможным, так как по информации с сайта администрации Санкт-Петербурга «статистика по численности безнадзорных животных в Санкт-Петербурге не ведется», то есть об уменьшении количества животных на улицах города, можно судить только «на глаз». В Москве же программа ОСВ потерпела неудачу, так как количество случаев нападения собак на людей не сократилось.
Правительством Архангельской области утверждены «Постановление об утверждении порядка отлова, учета, транспортировки, содержания и использования безнадзорных животных на территории Архангельской области» от 12 декабря 2012 года и «Правила содержания животных».
Постановлением регламентированы принципы содержания отловленных животных, санитарные требования к помещениям приютов, условия, при которых применяется эвтаназия животных. Также установлен срок содержания животных в пунктах передержки (6 месяцев), по истечении которого их передают новым владельцам, частным приютам или подвергают эвтаназии с последующей утилизацией трупов.
Представители зоозащитной организации АРОО «Поморский Зооцентр» утверждают, что в Архангельской области необходимо внедрять программу ОСВ, которая действует в Санкт-Петербурге, но руководитель инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области в своем докладе областному собранию депутатов заявил, что отлов и передержка отловленных животных в пунктах временного содержания животных в течение 6 месяцев с проведением комплекса лечебно-профилактических мероприятий, с последующим возвратом в среду обитания не гарантируют населению Архангельской области защиту от нападений и укусов [6]. В Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области считают, что добиваться поставленной цели в вопросе безнадзорности животных мешают: отсутствие материально-технической базы для реализации полномочий; противодействие со стороны общественных зоозащитных организаций и общественности города; безответственное отношение со стороны владельцев к домашним животным.
Руководитель инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области в своем докладе сказал: «Следует отметить, что проблема отлова безнадзорных животных является лишь частью комплексной проблемы — содержания животных на территории Архангельской области. В настоящее время не принят федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», однако, ряд субъектов РФ (например, Мурманская область, Краснодарский край, Псковская область, Оренбургская область) приняли законы «О содержании животных», в которых предусмотрели правила содержания, учета (регистрации) домашних животных на территории региона, а также вопросы обращения с безнадзорными животными, в связи с чем считаю целесообразным рассмотреть проект соответствующего областного закона» [7].
Таким образом, мы видим, что для решения проблемы с безнадзорными животными на улицах городов необходимо тесное сотрудничество органов власти и представителей общественных зоозащитных организаций при условии принятия единого закона о содержании владельческих и порядке отлова безнадзорных животных. Разработка данного закона должна проводиться с учетом мирового опыта, успехов и ошибок программ, действующих в крупных городах России.
Количество публикаций в средствах массовой информации по проблеме безнадзорных животных в России свидетельствует о давно назревшем вопросе, требующем незамедлительного решения. Как было сказано на Всероссийском форуме «Безнадзорные животные в городской среде», необходимо принятие единой правовой базы о содержании животных, порядке отлова и помещения их в приюты. Помимо этого, до сих пор ведутся ожесточенные споры по поводу внедрения программы ОСВ в России между зоозащитными организациями и некоторыми представителями власти, которые считают, что данная программа нарушает права человека на безопасную окружающую среду и влечет за собой угрозу здоровью и жизни гражданина. Складывается впечатление, что некоторые представители зоозащитных организаций не видят или не хотят видеть реальную картину происходящего и ставят жизнь животного выше человеческой жизни.
России необходим Закон о содержании животных с опорой на опыт развитых стран Европы и США, но с учетом особенностей российского менталитета.
Литература:
1 Джош Балк, Организация охраны животных «Гуманное общество Соединенных Штатов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.humanesociety.org/about/events/?credit=web_id93480558.
2 Рыбалко, В. А. Профессиональный биолог, ученый, директор общественного приюта в Петрозаводске [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.animalsprotectiontribune.ru/USALaw.html.
3 Белоусов, А. Р. Помощник президента России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/news/60318.
4 Поярков, А. Д. Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.real-ap.ru/node/933.
5 Администрация Санкт-Петербурга: портал. // Регулирование численности безнадзорных животных в Санкт-Петербурге. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gov.spb.ru/helper/zdrav/informaciya-dlya-vladelcev-zhivotnyh/ neglect/regulirovanie-chislennosti-beznadzornyh-zhivotnyh-v-sankt-peterburge.
6 Зубова, Е. С. АРОО «Поморский Зооцентр». // Вопросы для запроса губернатору [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vk.com/doc-51630367_175456992.
7 Копосов, С. Н. Руководитель инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области. // О проблемах содержания домашних животных и об обращении с безнадзорными животными в Архангельской области. — Режим доступа: http://www.aosd.ru/docs_inf/file/KoordSovet/DOKLAD %20KOPOSOV %20SN.pdf.