Некоторые аспекты эффективного проектирования труда практического психолога в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (22) ноябрь 2010 г.

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Назаренко, В. Л. Некоторые аспекты эффективного проектирования труда практического психолога в дошкольном учреждении / В. Л. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2328/ (дата обращения: 19.12.2024).

Решение проблем, связанных с созданием сложных систем, предполагает исследование их эффективности. Наиболее распространенное понимание термина «эффективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам, т.е. эффектив­ность как результативность или степень соответствия своему назначению.

В психолого-педагогической литературе, проблема эффективной деятельности отражена синонимами – «оптимальность», «продуктивность», «результативность», «качество» – авторы в своих трудах не заостряют внимание на их определении.

В общенаучном смысле, сущность эффективной трудовой деятель­ности, раскрывается следующим образом: нормативная эффективность – выражающая отношение целей к нормативным целям; функциональная эффективность – выражающая отношение достигнутых ре­зультатов к целям; экономическая эффективность – выражающая отношение достигнутых результатов к затратам.

Эффективность представляют как сумму компонентов, которые расположены в порядке нарас­тания и представляют собой некоторые качественные ступени ее развития:

Результативность - действие должно чем-то заканчиваться;

Продуктивность - соответствие результата действия поставленной цели;

Экономичность - достижение оптимальности результата с минимально­стью затрат;

Организованность - целесообразное совмещение операций, участвую­щих в  реализации действия;

Рациональность - использование в качестве критериев организации продуманных методов и способов, обеспечивающих осуществле­ние действий под предъявленные требования; рациональность в совмещении идеального компонента (функцио­нально организованной деятельности) и реального (практически орга­низованной деятельности), которое и приводит к рационально организованной деятельности;

Функциональность - соответствие цели мотиву деятельно­сти.

По мнению А.К. Марковой, эффективность трудовой деятельности тесно связана:

 с результативностью – наличием результатов, итогов труда, которые могут быть запланированными и неожиданными, негативными и позитивными;

продуктивностью – наличием продукта труда, соответствующего необходимым стандартам профессио­нальной деятельности;

 оптимальностью – достижением наилучшего результата в данных условиях профессиональной деятельности при минимальных затратах времени и усилий. [8, с.116].

Проектирование – это процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, результатом которой является научно - теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса [5,с.6-16].

«Проект – это ограниченное во времени и в про­странстве целенаправленное изменение, совершенствование отдельной системы в соответствии с установленными факторами, правилами и требованиями к качеству результатов, возможными рамками допустимого расхода средств и ресурсов. Это особая форма планирования» [3,с.207]. Планиро­вание же представляет собой проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения [1].

Важнейшим общепсихологическим свойством любой деятельности является её системность. Согласно этому свойству, деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом важно то, что у деятельности как целостности возникают новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонен­тов, ни у их суммы. Системные идеи получили широкое распространение в ряде отраслей психологической науки: в инженерной психологии, теории деятельности, психологии личности. Общие принципы построения системных исследований в психологии были сформулированы Б.Ф. Ломовым [7]. Ученый выделил шесть принципов описания психических явлений, образующих ядро системного подхода образуют:

1.    Психические явления рассматриваются исследователем в нескольких планах.

2.    Психические явления многомерны и должны рассматриваться в разных системах координат.

3.    Система психических явлений должна исследоваться как многоуровневая.

4.    Необходимо учитывать совокупность разнопорядковых качеств и свойств (материально-структурных, функциональных, системных), которыми обладает человек.

5.    Целостное познание психического явления предполагает выделение системы детерминант.

6.    Психические явления должны изучаться в их динамике и развитии.

Как конструирование любой социальной системы, моделирование условий успешного взаимодействия психолога, воспитателей, родителей в педагогической системе, всегда относительно имеет определенную сложность, противоречивость и незначительную проектосообразность. Любая попытка выявить взаимосвязь всех факторов эффективной деятельности психолога всегда содержит вероятность просчетов.

Достигнуть более детальной предсказуемости необходимых параметров проекта возможно, если практический психолог строит профессиональную деятельность:

во-первых, на фундаментальных теоретических положениях современной психологии о развитии психики человека;

во-вторых, умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими задачами, что возможно, если психолог знает конечные результаты своей деятельности и проводит постоянный мониторинг своей деятельности.

Анализируя научную литературу, мы выделили объективные предпосылки для проектирования профессиональной деятельности психолога в дошкольном учреждении:

запрос родителей или воспитателей в целенаправленном изменении или развитии дошкольника, или коррекции их взаимоотношений;

необходимость в преодолении стихийного развития дошкольника и обеспечении психолого-педагогических воздействий в нужную область;

потребность в снижении уровня деструкции, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности во взаимодействии участников педагогического процесса;

необходимость в планомерном, предсказуемом и управляемом развитии системы педагогического процесса (воспитательной, образовательной и развивающей частях);

потребность в создании динамично развивающейся системы педагогического процесса со сбалансированными отношениями внутри самой системы и гармонизацией отношений с другими системами;

установка на оптимальную и рациональную организацию системы профессиональной деятельности психолога и педагогического коллектива.

В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. В классическом определении системы говорится, что это «множество элементов с отношениями и связями между ними, образующими определенную целостность» [6,с.84].

В нашем понимании системность организации деятельности психолога - это целостность, иерархически организованная множеством профессиональных функций и соответствующих им сопроводительных действий. Основная функция практического психолога в образовании - охрана психического и психологического здоровья ребенка. Данная функция является системообразующей по отношению к остальным функциям деятельности психолога - коммуникативной, информационной, экспертно-аналитической, методической, организационной, контролирующей.

Методологически психология системного проектирования руководству­ется принципом «опережающего отражения действительности» П.К. Анохи­на и феноменом «антиципации (упреждаю, предвосхищаю) - способно­сти действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении ожидаемых будущих событий [7]. Существенной стороной антиципации является «прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием» [1,с. 56].

С точки зрения психолого-педагогической организации труда, эффективность рассматривается как наименьшее расхождение между планируемыми и достигнутыми результатами воздействия. Эффективность труда психолога зависит от достижения необходимого социально значимого результата в его профессиональной деятельности. В дошкольном учреждении социально значимый результат отражен в целях и задачах, реализуемых как психологом, так и другими участниками педагогического процесса: содействие всестороннему и своевременному психическому развитию ребенка, через соответствующую возрастным нормам развивающую среду; ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии; обеспечение готовности к школе.

Определяя продуктивность деятельности психолога, учитывают условия, при которых достигнут необходимый результат. Благоприятными предпосылками для успешной деятельности психолога в дошкольном учреждении, являются: профессионализм педагогического коллектива; психолого-педагогическая компетентность родителей и их желание взаимодействовать с дошкольным учреждением; рациональные условия и организация трудового процесса; организация рабочего места и эргономичность средств профессионального труда; адекватность возможностей человека трудовым нагрузкам; адекватность методов и форм деятельности; обоснованный отбор людей, наиболее пригодных для привлечения к конкретной деятельности.

Из научной литературы [9], мы выделили и применили к деятельности психолога, основные принципы системного проектирования труда.

Принцип монизма предполагает приведение к единой логике основных компонентов профессиональной деятельности психолога.

Принцип дифференциации предполагает, что развитие органических сис­тем всегда идет внутри исходного целого, которое, усложняясь, развивает внутри себя свои составные элементы и уровни, становится внутренне все бо­лее расчлененным.

 Принцип технологической оснащенности трудовой деятельности психолога.

Принцип критериальности в оценке профессиональной деятельности психолога.

Проектирование труда практического психолога направлено на внесение изменений в педагогический процесс. Оно в идеальной форме моделирует изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. Как субъект труда практический психолог, взаимодействует с некоторой внешней реальностью - педагогическим процессом, который является объектом труда. Возникает система, которая детально может быть выражена как «субъект труда – трудовой коллектив – предмет труда – средства труда – производственная среда» [4].

Проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. Всем научно разработанным проектам характерно наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают.

В контексте профессиональной деятельности практического психолога, комплекс психологических воздействий представлен традиционными направлениями - психокоррекцией, психопрофилактикой, консультированием, просвещением и развивающим направлением. Данные направления охватывают педагогический процесс со следующими системными составляющими:

1. Социально заданные цели и представления о результате труда. Психолог конструирует варианты оптимального, с точки зрения целей, будущего состояния ребенка, его родителей и педагогического коллектива. Профессиональные знания определенного нормативного уровня развития ребенка, имеют большое значение:

во-первых, выполняют интегрирующую роль в отношении компонентов составляющих образ старшего дошкольника;

во-вторых, являются основой для разработки целевых ориентиров в организации совместной деятельности педагогического коллектива и родителей в направлении развития ребенка, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива и отношение родителей к детям;

в-третьих, выступают в качестве основного критерия эффективности деятельности психолога и участников педагогического процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с желаемыми результатами. Определенный нормативный уровень развития дошкольника выполняет две функции: нормативную - регламентирует нормы, правила профессиональных действий участников, прогнозирует и планирует эти действия в желаемом направлении и сравнительную - картина желаемого состояния совместной деятельности, ее оценка и принятие решения о конкретных способах действий. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от профессионального видения возрастных и личностных особенностей ребенка, от создания индивидуального «образа» выпускника дошкольного учреждения и разработки индивидуальной траектории его развития

2. Субъекты педагогического процесса. Психолог моделирует предполагаемые воздействия, пока не появится полная уверенность в конечном результате. В этом направлении психолог разрабатывает технологии по решению типичных проблем развития ребенка. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от умения организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса.

3. Социальные и предметные условия тру­да: Психолог приспосабливает имеющиеся средства для получения необходимого результата. Определяет необходимые ресурсы для успешной реализации проекта, уделя особое внимание инструментальной и содержательной части, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач средств, определении методов достижения целей, а также форм организации усилий субъектов, задействованных в реализации проекта. Эффективность деятельности психолога будет зависеть от его умения согласовать необходимые условия, средства и технологий с реальной проблемной ситуацией в педагогическом процессе.

 

Литература:

1.         Анискин Б.П., Павлова А.М. Планирование и контроль.-М.: Омега-Л. 2003 -280с.

2.         Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности//Психол. журн., 2007. Т.№ 28 №3 С.23-28.

3.         Ершов В.Ф. Бизнес - проектирование. СПб: Питер, 2005 - 288с.

4.         Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004.- 335с.

5.         Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов Н/Д: Феникс, 2001. - 416с.

6.         Лебедев В.И. Экспериментальная психология.- М.: Юнита-Дана, 2001.- 432с.

7.         Ломов Б.Ф.  Психическая регуляция деятельности: Избранные труды/Под ред. Барабанщикова В.А., Журавлева А.Л., Кольцовой В.А. – М., Ин-т психологии РАН, 2006.- 624с.

8.         Маркова А.К. Психология профессионализма М.1996.- 308с.

9.         Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: УСПГ; Смоленск: Смядынь, 2004. - 335с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический процесс, практический психолог, дошкольное учреждение, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, эффективность деятельности психолога, необходимый результат, профессиональная деятельность психолога, совместная деятельность, субъект труда.


Похожие статьи

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики

К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Практические аспекты исследования адаптации персонала

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Похожие статьи

О методах и результатах исследования педагогических профессиональных установок

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения

Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики

К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

Практические аспекты исследования адаптации персонала

Экспериментальное исследование особенностей развития акмеологической компетенции преподавателей профессионального колледжа

Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Задать вопрос