Что такое ресурс и как этот термин понимается в современном туризме? Для поиска самого ходового и, следовательно, самого часто используемого определения понятия «ресурс» мы обратились к электронной энциклопедии Википедия[1]. Википедия дает общее прототипическое значение слова «ресурс» как «то, что можно использовать, тратить». Согласно электронной энциклопедии, «ресурс» имеет два значения. Первое – запас, источник чего-либо, второе – средство, возможность для осуществления чего-либо.
Понимая под ресурсом количественную меру возможности выполнения какой-либо деятельности[1], Википедия выделяет в туризме рекреационные и природно-лечебные ресурсы. Электронная энциклопедия называет рекреационными ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме, замечая, что на их основе возможна организация специализирующихся на рекреационном обслуживании отраслей хозяйства. К рекреационным ресурсам относятся:
- природные комплексы и их компоненты, такие как рельеф, климат, водоемы, растительность, животный мир;
- культурно-исторические достопримечательности;
- экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.
Природными или естественными ресурсами называются тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Природные ресурсы определяют совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающей человека. Природные ресурсы используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества[2]. По происхождению природные ресурсы делятся на ресурсы природных компонентов, как-то: минеральные, климатические, водные, растительные, земельные, почвенные, животного мира. А так же ресурсы природно-территориальных комплексов, которые включают горно-промышленные, водохозяйственные, лесохозяйственные и т.д. По видам хозяйственного использования выделяют ресурсы промышленного производства; энергетические ресурсы, горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье и т.д.; не энергетические ресурсы, например минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные и другие; ресурсы сельскохозяйственного производства, такие как агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы, включающие кормовую базу, воды орошения, водопоя и содержания.
По виду исчерпаемости природные ресурсы классифицируются на исчерпаемые; невозобновляемые, как-то минеральные или земельные ресурсы; возобновляемые, например ресурсы растительного и животного мира; не полностью возобновляемые, скорость восстановления которых ниже уровня хозяйственного потребления. К ним относятся пахотнопригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы. Водные и климатические ресурсы считаются неисчерпаемыми. По степени заменимости выделяют заменимые и незаменимые природные ресурсы. По критерию использования природные ресурсы относятся к производственным: промышленные, сельскохозяйственные; потенциально перспективные и рекреационные, а именно природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территорий.
По своей природе туристские ресурсы являются экзогенными, то есть факторами внешней среды туризма. Исследователь туризма Ушаков Д.С. под туристскими ресурсами понимает природно-климатические, социокультурные, культовые и иные ресурсы дестинации, удовлетворяющие туристский интерес и создающие туристское впечатление, и являющиеся фактором микросреды туризма. Туристскими ресурсами Ушаков называет туристские объекты, к которым относит достопримечательности, природные объекты, природно-климатические зоны и иные объекты, привлекающие туристов[3]. В этой связи хотелось бы заметить, что все потенциально привлекательные для путешественников и используемые в туристских целях объекты, греческий специалист в области международного туризма, Игуменакис подразделяет на две большие группы. К первой группе Игуменакис относит неогенетические туристские объекты: рукотворные, специально созданные для развития туристской компоненты объекты, центры или дестинации. Классический пример неогенетического объекта - ставшие всемирно известными тематические парки Уолта Диснея, ДиснейУорлд и ДиснейЛэнд. Вторую группу, по Игуменакису, составляют палеогенетические объекты. Палеогенетические туристские объекты могут быть как рукотворными, так и нерукотворными, природными. Главное, что они изначально создавались для других целей, некоим образом не связанных с туризмом. Лишь с течением времени по мере расширения интересов туристского бизнеса они были специально использованы для привлечения путешественников. Сюда входят и всемирно известный самый посещаемый музей Лувр в Париже и великие пирамиды Египта, и Ниагарский водопад и Большой Каньон. Даже самые крупные паломнические центры древности и Средневековья, например, Мекка и Медина, никогда изначально не являлись средством привлечения путешественников, так как в первую очередь и во многом стихийно создавались для других целей, религиозных и культовых.
Из туристских ресурсов, прежде всего следует выделить рекреационные ресурсы. Под рекреационными ресурсами понимаются геосистемы, как природные так и антропогенные, тела и явления природы, которые обладают специфическими свойствами и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в определенное время или сезон с помощью существующих технологий и имеющихся материальных возможностей. Рекреационные ресурсы бывают горно-климатическими. Объектами туристского интереса горно-климатических рекреационных ресурсов являются горные пейзажи, посещение пещер, водопады горных рек, спорт, в том числе альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д. Вдобавок ко всему, посещения гор способствует общему оздоровлению организма, снятию стресса и бодрости.
Климатические рекреационные ресурсы как сочетание уникальных, свойственных только данной местности климатических условий, благотворно влияют на самочувствие путешественников. В основном, климатическими рекреационными ресурсами обладают морские, речные, озерные курорты. Бальнеологические ресурсы, а именно минеральные воды, соли, грязи и др., применяются в лечении. Следовательно, турдестинация или центр, обладающий, развивающий и осваивающий бальнеологические ресурсы создает инфраструктуру лечебно-ночлеговых учреждений, прошедших медицинское освидетельствование и имеющих разрешение на оказание посетителям лечебно-оздоровительных услуг. В России Анапа, обладающая уникальными грязевыми источниками, развивается как климатический и бальнеологический курорт. В наши дни многие российские курорты стратегически развиваются, как комплексные, для привлечения максимально возможного количества туристов. Так, с недавнего времени, позиционирует себя город-курорт Сочи, привлекая потенциальных потребителей целебными свойствами минеральных вод, в основном, Мацесты, или город-курорт Кисловодск, расширяющий сеть альпинистских маршрутов. К рекреационным ресурсам также относятся единичные объекты дикой природы, возбуждающие мощный туристский интерес в силу их необычности и уникальности. К примеру, известное уникальной быстротой морского прилива местечко Монт-Сен-Мишель в Нормандии, изощренное скальное образование Каппадокии в Турции, Улуру, самый большой одиноко стоящий камень, место поклонения аборигенов Австралии, и прочие.
Социокультурные туристские ресурсы представляют собой имеющие культурную или познавательную ценность. Это объекты, составляющие культурное наследие нации или территории. Сюда включаются памятники, монументы, произведения искусства, народного творчества, вся совокупность культуры народа или нации, ее язык, кухня, обычаи и традиции. Эта группа охватывает объекты, непосредственно связанные с деятельностью общественных, политических или культурных организаций, например, здание штаб-квартиры ООН или ЮНЕСКО.
Культовые объекты туристских ресурсов связанны с современными или древними верованиями и религией. Туристы посещают святые места и культовые сооружения с образовательными целями, чтобы глубже и полнее узнать о культуре человечества, своими глазами увидеть места событий священных писаний в Израиле, Иордании, Мекке или Риме.
Как вид объектов туристского интереса рассматриваются исторические, археологические объекты и историко-археологические объекты, имеющие историческую или археологическую ценность, зачастую охраняемые государством, развалины Карфагена, Рима, Афин, пирамиды в Гизе и т.д. Некоторые из объектов этой группы представляют интерес для ограниченного контингента туристов, специалистов- ученых. Архитектурными объектами являются памятники и шедевры зодчества, в специальной литературе архитектурные объекты подразделяют на имеющие историческую ценность, как Московский Кремль, Нотр-Дам-де-Пари и т.п. В другую подгруппу включаются не имеющие таковой ценности объекты, но, по-нашему мнению, обладающие социально-культурной ценностью, как возведенные на месте старого рынка чрева Парижа центр Жоржа Помпиду, телебашня на Шаболовке. В туризме архитектурными объектами считают отдельно стоящие здания: Большой театр, Храм Христа Спасителя и др.. В этой группе ансамбли зданий, такие как Петергоф, Версаль или Сан Суси, целые кварталы городов, как Градчаны Праги, готический квартал Барселоны или Кескуста Хельсинки, либо даже целые города, например Венеция, Ватикан и др.
В состав туристских ресурсов недавно включены научные и промышленные объекты. Они представляют собой функционирующие предприятия и лаборатории, выставки и демонстрации достижений науки и техники. Например, в Финляндии туристы посещают фабрику «Фазер», производящую популярную водку «Финляндия» и одноименные шоколадные конфеты, в Новороссийске или Ялте обычно посещение заводов шампанских вин, а в Шотландии вискокурни вызывают восторг туристов. Привлекающими туристов объектами зрелищ и развлечений, являются как концерты звезд, выступления политиков, спортивные соревнования, чемпионаты мира и олимпиады, шоу карнавалы, парки развлечений и аттракционов, казино и знаменитые варьете, рестораны и аквапарки.
Классификация туристских ресурсов не может охватить все объекты материального и нематериального мира, заставляющих туристов тратить время и средства, преодолевать расстояния, к тому же мода на дестинации и предпочтения странствующей публики постоянно меняются[4].
Итак, туристы и туристские ресурсы, оказывают непосредственное влияние на текущее состояние туризма. Однако, имеются и другие важные факторы. Среди них можно выделить основные, к которым относятся, экономические, политические, экологические и второстепенные, такие как религиозные, языковые, культурные и коммуникационные. Можно сказать, что сила воздействия последних на развитие туризма в настоящий момент значительно ослабла в связи с распространением средств коммуникации, ростом скоростей перемещения по планете и унификацией потребностей человечества.
Литература:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://sites.google.com/sites/obsestvennaasobstvennost/opredelenie-ponatij
3. Ушаков Д.С. «Прикладной туроперейтинг». – М., 2004. – 416 c. Глава 2. Среда международного туроперейтинга.
4. http://www.travelforlife.ru/p4/1147/index.html