Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахмеджанов, М. М. Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования» / М. М. Ахмеджанов, З. З. Болтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/22/2226/ (дата обращения: 19.12.2024).

Бухарский технологический институт пищевой и лёгкой  промышленности

Разработка и внедрение педагогических технологий, является важным фактором в деле подготовки профессиональных кадров. Инновационная способность системы образования должна проявиться также в оперативном изучении и освоении хорошо зарекомендовавших себя на практике интерактивных методов обучения и разработке новых методов и приёмов работы. Поэтому многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать, и находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).[1, с.43] Необходимо отметить, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности и имеет конкретные и прогнозируемые цели. На примере данной схемы можно пронаблюдать процесс освоения информации. [6, с. 115].

 

Среда    действия   наблюдения   суждения   рассуждения

 

 


Преподаватель ВУЗа должен иметь соответствующее образование в этой области. Прежде всего – это хорошее знание и владение функциональными возможностями современной педагогической техники, знание основ дидактики. Сегодня обеспечен доступ к новым педагогическим подходам, наиболее значимые из которых – технологический и процессуальный. При технологическом подходе учебный материал преподносится в соответствии с чётко представленными учебными целями, разделён на обособленные модули, каждый из которых сопровождается текстом и коррективами о ходе занятий и вся учебная работа направлена на достижение эталонных результатов. И на первом этапе технологический подход представлял основную цель образования. Однако сегодня этого недостаточно, т.к. возрастает значение развития мыслительной деятельности человека. Развитию этих качеств человека способствует процессуальный подход, направленный не столько на ожидаемый результат, сколько на развитие способностей к продуктивному мышлению. Обладая критическим мышлением, человек знакомясь какими-либо идеями, рассматривает всевозможные последствия их реализации. Возможность сочетания технологического и процессуального подходов для повышения эффективности учебного процесса использована нами и в данной работе. Приводится сценарий проведения и анализ 2-х часового занятия по теме: «Современные методики обучения, применяемые в учебном процессе». В процессе подготовки занятия преподаватель должен концентрировать внимание на структуру занятия с указанием последовательности его этапов, распределения часов по этим этапам с методами и приёмами пояснения и опроса. Целью показательного занятия является демонстрация достоинств сочетания технологического и процессуального подходов к обучению, позволяющая активизировать мышление студентов, способствовать активной дискуссии и самовыражению студентов. Преподаватель готовит аудиторию к прослушиванию лекции, произнося тему и план лекции. На подготовительной стадии (вызов) даётся студентам задание, которое фокусирует внимание их на материале, которое предстоит изучить. В данном случае можно использовать мозговую атаку или составление КЛАСТЕРА в малых группах. На это отводится 5 минут и через 5 минут преподаватель проводит презентацию лидеров групп. Далее преподаватель начинает читать первую часть лекции и просит студентов иметь перед собой список их предложений. На этой стадии преподаватель преследует две цели:

 - во-первых, предлагает вспомнить, студентам всё то, что они уже знают по данной теме;

- во-вторых, сформулировать вопросы, которым должна соответствовать лекция.

Далее в течение 15-20 минут преподаватель читает лекцию, затем просит студентов сравнить собственные идеи с теми, которые они услышали только что на лекции и ответить на вопросы:

«Что для Вас было ново?»

«Что вызвало у Вас возражение?»

«С чем Вы согласны?»

«Что Вы думаете в целом  по поводу моей информации?» ит.д..

Преподаватель предлагает лидерам малых групп поделиться своими ответами с аудиторией. Затем следует продолжение лекции – даётся краткая информация о том, какие современные методики обучения на сегодняшний день применяются на уроках. Преподаватель проводит экспресс-диагностику осведомлённости студентов о различных инновациях в этой сфере, чтобы собрать их предыдущие знания и вызвать у них интерес для прослушивания следующей части лекции. В продолжении лекции преподаватель даёт задание студентам самостоятельно прочесть фрагмент текста и использованием метода «ИНСЕРТ».

НАСТАВЛЕНИЕ делает акцент на передаче и усвоении новых знаний. Непрерывное образование рассматривается в данном случае как специальная подготовка, которая передает новую информацию на определенную тему. Цель этого процесса заключается в том, чтобы его участники пропускали через себя этот специальный набор фактов. Отсюда следует, что преподаватели должны обладать обширными знаниями по предмету. Они должны уметь не только передавать эти знания четко, но и связывать их с реальными примерами из практики, что включает не только планирование и структурирование лекций, но и обращение к конкретной аудитории с учетом уровня знаний участников, и демонстрацией того, как новые знания соотносятся с этим уровнем. Преподаватель достигнет этого, если он приведет реальные примеры из практики и на примере реальных ситуаций, объяснит связь между представленной теорией и повседневной практикой. [4, с. 172]

ТРЕНИНГ отличается тем, что преподаватель должен иметь знания по специальному предмету. Однако в отличии от наставления акцент здесь делается на активных знаниях. Поэтому здесь недостаточно только наглядной подачи знаний. Объяснения  дополняются другим методом обучения, а именно принципом «учиться делая». Практические действия, таким образом, находятся в центре внимания. Студенты выполняют конкретные задания, которые затем обсуждаются. Это означает, что тренер должен обладать способностью мотивировать обучающихся к действию. Если тренеру действительно нравится предмет, он может восторгаться успехами других и создать доверительную обстановку, то процесс будет наиболее успешным. Тренер должен быть знаком с широким спектром методов, основанных на опыте и практическом действии. [6, с. 173]

Так как целью тренинга является не только внушение определенного поведения, но и развитие мышления, то для этого дополнительно требуются определенные социальные и групповые навыки и умения. Здесь делается большой акцент на тренере как личности, чем в процессе наставления, основанного на каком-либо предмете или какой-либо теме. Поэтому личные, социальные и педагогические умения здесь особенно важны. [4, с. 45]

Типичным для  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ является то, что предметные знания преподавателя соотносятся с вопросами и проблемами аудитории. В отличие от наставления исходным пунктом для процесса обучения является не «структура предмета», а вопросы и ситуации, стоящие перед аудиторией. В поисках ответа на специфические вопросы консультант начинает сообщать такие знания, которые имеют отношение к данным обстоятельствам и могут быть здесь применены. Он также пытается вместе с аудиторией применять эти общие знания в конкретных ситуациях. Поэтому интерпретация знаний и их перенос в индивидуальный контекст знаний и действий является приоритетом в консультировании. [4, с. 173]

МОДЕРИРОВАНИЕ также подчеркивает конкретные проблемы аудитории. Однако они рассматриваются по-другому, не как при консультировании – через предложение преподавателем своих знаний аудитории, чтобы решить их проблемы. Вместо этого создаются условия, в которых обучающиеся могут при методическом руководстве разрешать свои ситуации, подумать о возможных альтернативных действиях или необходимости выбрать новое образовательное мероприятие. Согласно этому преподаватель действует не как передатчик знаний или эксперт в области методики. Вместо этого он в первую очередь должен взять на себя роль компетентного собеседника. Требования к нему – способность структурировать, умело вести дискуссию и создавать такую атмосферу, в которой все участники будут услышаны. [4, с. 174]

Студентам предлагается подумать о том, что они прочитали и обсудить в парах результаты собственного мышления при чтении. Далее преподаватель задаёт вопросы:

 «О чём Вы думали, когда читали?» «Ощутили ли Вы отличие чтения с пометками от простого чтения?»

Затем преподаватель, обращаясь к студентам, просит сопоставить высказывания, сделанные ими в своих списках с теми, которые они услышали только что на лекции, и предлагает лидеру одной из групп поделиться своими соображениями. В заключение занятия преподаватель просит в течение 5 минут изложить своё мнение в виде свободного письма – ЭССЕ на предлагаемый вопрос: «Влияние современных методик преподавания на учебный процесс».

Проведя анализ занятий, хотелось бы отметить адекватность восприятия новых подходов к обучению студентов, при этом предложить студентам заполнить анкету,  которая приводится ниже.

 

АНКЕТА ОЦЕНИВАНИЯ УРОКА

Уважаемый студент!

Просим Вас ответить на ниже следующие вопросы и оценить по шкале баллов от 1 до 5. В дальнейшем, при проведении уроков, это поможет нам сделать их более эффективными и познавательными.

 

1. Ваше мнение о степени подготовки урока.

1

2

3

4

5

 


2. Ваше мнение по содержанию урока.

1

2

3

4

5

 

3. Ваше мнение по методике проведения урока.

1

2

3

4

5

 

4. Ваше мнение по материалам урока

1

2

3

4

5

 

5.Ваше мнение о полученной новой информации на уроке. 

1

2

3

4

5

 

6. Как вы оцениваете своё участие в уроке? 

1

2

3

4

5

 

7. Оснащение урока.

1

2

3

4

5

 

8. Ваши пожелания и предложения по проведённому уроку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________.___________________________________________________________________________________________________

 

Таким образом, студент не будет находиться в стороне от учебного процесса, так как тоже будет заинтересован в эффективности его проведения.

 

Литература:

1.      Азизходжаева. Н.Н. «Педагогические технологии и педагогическое мастерство». Ташкент. 2005. 200 с.

  1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. “Профессиональное   образование”. Москва. 1997. 511 с.

3.      Беспалько В.П., Татур Ю.Г. «Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов». Москва. 1989.145 с.

  1. Гартеншлегер У., Хинцен Х. «Перспективы и тенденции в образовании взрослых».Санкт-Петербург. 2000. 250 с.

5.      Перегудов Л.В. «Методология научного творчества». Ташкент. 2002. 124 с.

6.      Фарберман Б.Л. «Современные методы преподавания в высшей школе». Ташкент. 2002. 192 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): преподаватель должен, минут преподаватель, занятия преподаватель, интерактивных методов обучения, занятия преподаватель должен, продолжении лекции преподаватель, методики обучения, Преподаватель ВУЗа должен, заключение занятия преподаватель, преподаватель задаёт вопросы, процессуального подходов, стадии преподаватель, Похожая статья, процессуальный подходы обучения, сочетания технологического, «Современные методики обучения, предметные знания преподавателя, следующей части лекции, даёт задание студентам, современные методики обучения.


Похожие статьи

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического проектирования

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Похожие статьи

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы)

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте методики педагогического проектирования

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода при преподавании профессионального иностранного языка студентам физико-технических специальностей

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов современного педагогического вуза

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза

Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования

Задать вопрос