В настоящее время в образовании доминирует компетентностный подход, который предполагает формирование у учащегося определенных компетенций. Общепринятого определения компетенции в современной науке не существует, однако практически все ученые подчеркивают, что «компетенция» есть понятие комплексное, включающее в себя и знания, и умения, и навыки, однако не тождественное простой сумме последних. Ученые выделяют ценностно-смысловую, когнитивную, мотивационную и другие составляющие компетенции [3, с. 24].
Преподавание иностранных языков не являются исключением. Понятия «компетенция» и «компетентность» являются ключевыми для самых разных аспектов обучения, начиная от составления рабочих программ и заканчивая разработкой конкретных учебных заданий.
Учеными выделяется от 3 до 37 видов компетенции, которые соответствуют определенным видам деятельности [1, с. 5].
Так, например, классификация И.А. Зимней насчитывает десять видов, которые подразделяются на три основные группы.
Первый блок включает компетенции, относящиеся к самому человеку как субъекту деятельности и общения. Сюда входят компетенции здоровьесбережения, ценностостно-смысловой ориентации и интеграции, компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы, компетенции, относящиеся к деятельности, компетенции гражданственности и самосовершенствования.
Во вторую группу входят компетенции социального взаимодействия с обществом и компетенции в различных видах общения.
Третья группа включает компетенцию познавательной деятельности, компетенцию деятельности и компетенцию информационных технологий [1, с. 10 - 12].
Существуют и другие классификации. Так, например, В.П. Колесов выделяет следующие группы компетенций: личностные и межличностного общения, общие знаниевые и знаниевые профессиональные, а также общие деятельностные и деятельностные профессионального характера [2, c. 44].
В данной работе мы попытаемся дать ответы на следующие вопросы:
1) Какими компетенциями должны обладать выпускники ВУЗов, имеющих диплом инженера?
2) Какое место в этой системе занимает иноязычная коммуникативная компетенция?
3) Какие компетенции нужно формировать у студентов физико-технических специальностей в рамках преподавания дисциплины профессиональный иностранный язык?
Оговоримся также, что все приведенные ниже примеры даны с учетом учебной программы по дисциплине «Профессиональный иностранный язык» Томского политехнического университета и реальных условий преподавания профессионального иностранного языка в ТПУ.
Во-первых, Советом Европы выделяется пять базовых компетенций, которые необходимы современному специалисту для самореализации в современном обществе. Они рассматриваются в работе Е.Н. Солововой «Методика обучения иностранным языкам», где им даны следующие названия: социально-политическая, информационная, коммуникативная и социокультурная компетенции и готовность к образованию через всю жизнь [6, с. 29].
Любой современный человек должен обладать вышеперечисленными компетенциями на выходе из учебного заведения, и выпускники физико-технических специальностей не являются исключением.
Начнем с социально-политической компетенции, которая выражается в готовности к решению проблем [6, с. 29]. Студентам старших курсов, магистрам и аспирантам постоянно приходится решать проблемы академического характера. Сюда входят подготовка докладов, составление библиографии, оформление заявок на гранты, стипендии, стажировки и т.п. Кроме того, выпускники учебных заведений и студенты старших курсов решают профессиональные проблемы. Это делается в рамках выполнения лабораторных работ, ведения научно-исследовательской работы, прохождения производственной практики.
Сложно переоценить роль предмета «Профессиональный иностранный язык» в формировании социально-политической компетенции, ведь решение такого рода проблем часто требует обращения к иноязычной литературе и предполагает общение с представителями других стран. Кроме того, занятия по профессиональному языку дают возможность развивать социально-политическую компетенцию вместе с коммуникативной. Прекрасными упражнениями для этих целей являются дискуссии, круглые столы, подготовка докладов, рефератов на иностранном языке и т.п. [5, с. 6].
Следующей базовой компетенцией является информационная. Она связана с психологической готовностью и умениями работать с информацией: находить информацию в разных источниках, оценивать степень ее достоверности, обрабатывать, использовать в определенных целях, и сохранять [6, с. 31]. Выпускники и студенты старших курсов ТПУ работают с информацией из различных источников при выполнении курсовых и дипломных проектов, подготовке докладов на научные конференции и т.п.
Данную компетенцию также можно развивать совместно с коммуникативной в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык». Примером задания для развития обеих компетенций является выполнение проектной работы за семестр. В рамках данного вида деятельности студенты имеют дело с различными источниками, в том числе на иностранном языке. Перед ними стоит задача самостоятельно оценить достоверность информации, ее уместность для выполнения конкретной работы, отделить главное от второстепенного. Учащиеся также работают с информацией в рамках подготовки презентаций, докладов, составлении тезисов и, конечно же, при написании раздела выпускной квалификационной работы на иностранном языке [5, с. 8].
Теперь рассмотрим социокультурную компетенцию, которая, связана «с готовностью и способностью жить в поликультурном обществе» [6, с. 35].
Конечно, если говорить о межкультурном общении в профессиональной сфере применительно к студентам физико-технических специальностей, то большинство из них сталкивается с такого рода взаимодействием лишь по окончании высшего учебного заведения. Однако это не значит, что для студента данная компетенция не является важной. На сегодняшний день все больше и больше учащихся участвуют в академических обменах, посещают конференции, лекции, семинары и тренинги с участием иностранных коллег, ведут деловую переписку и т.п.
На занятиях по профессиональному иностранному языку преподаватель должен познакомить студентов с этикетом делового общения в разных странах, а также смоделировать ситуации, приближенные к реальному межкультурному общению. Оговоримся, что социокультурная компетенция – очень широкое понятие, и здесь мы коснулись лишь тех ее аспектов, которые являются наиболее значимыми для преподавания профессионального языка студентам-физикам.
Следующая компетенция – это готовность к образованию через всю жизнь. Естественно, что в современном мире постоянно происходят изменения. Поэтому однажды полученных знаний недостаточно для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым современным обществом [6, с. 21]. Для студентов, изучающих такую науку как физика, эта компетенция, на наш взгляд, является особенно актуальной, так как постоянно делаются новые открытия и совершенствуются технологии. Конечно, формирование готовности к образованию через всю жизнь – это задача преподавателей абсолютно всех дисциплин, университета в целом, и преподаватель профессионального иностранного языка также может и должен внести свой вклад в развитие данной компетенции.
Еще одной базовой компетенцией является коммуникативная. Она представляет наибольший интерес для преподавателей иностранного языка.
Во-первых, ее формирование является целью обучения иностранному языку, в том числе профессиональному. В программе Томского политехнического университета по дисциплине «Профессиональный иностранный языка» эта цель сформулирована как «…развитие профессионально – ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать иностранный язык как средство межкультурного общения» [5, с. 6].
Во-вторых, это связано с тем, что практически любая деятельность предполагает участие в устном или письменном общении. Коммуникативная компетенция, как пишет Е. Н. Соловова в книге «Методика обучения иностранным языкам», «…лежит в основе развития всех других компетенций: информационной, социокультурной, социально-политической, готовности к образованию и саморазвитию» [6, с. 39]. Далее в той же работе делается вывод, что развитие данной компетенции должно являться не только целью обучения, но и средством овладения любыми знаниями и умениями [6, с. 39].
Этот аспект коммуникативной компетенции очень важен, так как огромное количество информации, необходимой для осуществления научной и профессиональной деятельности, доступно только на иностранном языке, в основном, на языке международного общения – английском.
Говоря о подготовке специалиста, нельзя забывать и о профессиональной компетенции студентов, а впоследствии выпускников. Многие авторы понимают под профессиональной компетенцией «…профессиональные знания, умения и навыки, востребованные современным рынком труда, которыми должен овладеть выпускник высшего учебного заведения для соответствия требованиям потенциального рабочего места в выбранной профессии» [2, с. 11].
А.Н. Писаренко определяет профессиональную компетенцию как «…совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя свои возможности, адаптируясь к запросам общества» [4].
Из приведенных выше определений видно, что профессиональная компетенция – очень широкое понятие. Помимо конкретных профессиональных умений, необходимых для работы по специальности, в ее состав входят знания, определенные личностные качества и т.д. Исходя из этого, логично будет утверждать, что профессиональная компетенция включает в себя элементы каждой из пяти базовых компетенций, выделяемых Советом Европы.
Разумеется, формирование профессиональных умений – это задача в первую очередь преподавателей профилирующих кафедр в рамках специализированных курсов. Однако дисциплина «профессиональный иностранный язык» играет не последнюю роль в развитии профессиональной компетенции студентов. Приведем несколько примеров того, как ее можно развивать и совершенствовать на занятиях по иностранному языку:
1) Студенты совершенствуют свои знания по специальности в рамках подготовки презентаций, докладов, выполнения проектных работ и т.п.
2) Студенты могут применить знания по специальности в ситуациях, приближенных к реальному общению в профессиональной сфере.
3) Через развитие информационной, социокультурной, социально политической и т.д. компетенций, так как элементы каждой из них входят в состав профессиональной.
4) Часть занятий по профессиональному иностранному языку может проводиться преподавателями профилирующих кафедр, владеющими иностранным языком, что дает множество возможностей для формирования профессиональной компетенции. Такие занятия уже несколько лет проводятся в Томском политехническом университете.
Итак, на наш взгляд, систему базовых компетенций выпускников физико-технических специальностей можно схематично представить, используя круги Эйлера, как показано на рисунке 1.
Рис. 1: Система базовых компетенций студентов физико-технических специальностей.
В центре системы находится профессиональная компетенция, которая вбирает в себя элементы пяти базовых компетенций, но не полностью поглощает последние, так как в их состав, разумеется, входят компоненты, не относящиеся к профессиональной деятельности. Внешние круги не пересекаются не потому, что обозначаемые ими базовые компетенции не имеют точек пересечения, а потому, что в данной работе нас интересует их взаимодействие с профессиональной компетенцией, а не друг с другом.
Естественно, что на рисунке представлена лишь упрощенная модель. В реальности «компетенция» – это настолько сложное и многогранное понятие, что вряд ли возможно разработать схему, которая отразит все ее аспекты.
Таким образом, занятия по профессиональному иностранному языку дают возможность формировать у обучаемого все пять базовых компетенций, выделяемых Советом Европы, а также совершенствовать его профессиональную компетенцию. При этом в центре внимания находится коммуникативная компетенция на иностранном языке.
Литература
1. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всероссийского совещания.– М.- Уфа, 2003. – Книга 2. - С. 4 – 15.
2. Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика. Монография / Под ред. Т.Ф. Кряклиной. – Барнаул, Изд-во ААЭП, 2007. - С. 7 – 49.
3. Лаптева М.Д. Позиционно-ролевая компетентность специалиста как важный показатель качества профессионального образования // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всероссийского совещания.– М.- Уфа, 2003. – Книга 2. - С. 21 – 30.
4. Писаренко А.Н. Межкультурный опыт как средство формирования профессиональной компетенции будущих учителей английского языка [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://psyjournals.ru/articles/d8265.shtml. - 15.02.2010.
5. Профессиональный иностранный язык, программа для студентов всех факультетов неязыковых специальностей. Томск, ТПУ, 2007. – С. 5 – 11.
6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Пособие для студентов пед. вузов и учителей]. – М.: Просвещение, 2006. – С. 11 – 49.