Язык является основным средством общения, без которого сложно представить существование и развитие человеческого общества. Сегодня в нашем мире происходят важнейшие изменения в социальных отношениях. Средства коммуникации (информационные технологии) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, для того чтобы они могли обмениваться мыслями в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя при этом систему языковых и речевых норм. Следовательно, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.
На данном этапе в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Они же ставят перед процессом образования определенные цели и задачи. Так, одной из главных задач, думаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: структурность, ясность методического языка, появление четкой тактики в методике преподавания.
Следующей важнейшей задачей продуктивного образовательного процесса является личный интерес обучающегося. Необходимо знать, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты. По всей видимости, не стоит уточнять, что использование какой-то одной определенной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития умений и навыков учащихся.
Педагогическая (образовательная) технология — продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
‒ развивающее обучение;
‒ проблемное обучение;
‒ разноуровневое обучение;
‒ коллективную систему обучения;
‒ технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
‒ исследовательские методы в обучении;
‒ проектные методы обучения;
‒ технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
‒ обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
‒ информационно-коммуникационные технологии и др.;
Хотелось бы подробнее остановиться на проектных и интерактивных методах обучения. Так как считаю, что их сочетание и интеграция является одним из самых продуктивных и результативных в процессе преподавания английскому языку.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Метод проектов — то совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Метод проектов как педагогическая технология — это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала
В принципе, чтобы решить проблему, школьники должны владеть определенными творческими, интеллектуальными и коммуникативными умениями и навыками. Следовательно, важно учесть, что для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом.
Активные или интерактивные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Интерактивные методы нацелены на организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность.
Неотъемлемой частью интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление изученного материала, но и на изучение нового. Современная педагогика богата огромным количеством интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
‒ Творческие задания
‒ Работа в малых группах
‒ Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
‒ Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
‒ Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
‒ Разминки
‒ Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».
‒ Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем
При интерактивном методе обучения, учащиеся непосредственно взаимодействуют с учебной средой, которая, в свою очередь служит источником усвояемого им опыта. Интеракция в понимании педагогических методик предусматривает обучение в тандеме, когда и слушатели, и педагог являются субъектами обучения. Ученик не выступает только слушателем, наблюдателем, а активно участвует на уроке. При такой форме организации образовательного процесса школьники становятся его полноправными участниками. Функция учителя состоит, в основном, в стимулировании их к самостоятельной деятельности, поиска путей достижения поставленных целей.
Таким образом, применяя разные педагогические технологии на уроках, процесс обучения английскому языку можно рассматривать с совершенно новой точки зрения и осваивать новые механизмы формирования личности, добиваясь качественных результатов в более комфортных условиях преподавания.
Литература:
- Ролевые игры в обучении иностранным языкам// ИЯШ № 4, 1989
- Работа над проектом при обучении английскому языку // ИЯШ
- Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3, 2000