Современные образовательные технологии в иноязычном образовании
Автор: Нелина Татьяна Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 20.06.2015
Статья просмотрена: 679 раз
Библиографическое описание:
Нелина, Т. Н. Современные образовательные технологии в иноязычном образовании / Т. Н. Нелина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8384/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день основным заданием современной школы является развитие гармонично целостной личности, где в центре внимания — ученик с его одаренностью, способностями, потенциальными возможностями, а также создание инновационного пространства. Учебному предмету “Иностранный язык” отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед школой: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и развитие у них интереса к мировой и национальной культурам.
В соответствии с новым образовательным стандартом, основной целью обучения иностранному языку в школе становится развитие необходимого для межкультурного общения уровня коммуникативной компетенции учащихся и одновременно формирование и совершенствование личности ребенка, способной не только к дальнейшему самостоятельному изучению иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем. Переход на новые образовательные стандарты предполагает систематическое использование современных образовательных технологий, а также умение педагога адаптировать их с учетом специфики педагогических условий.
Спланировать урок с использованием тех или иных современных образовательных технологий не всегда просто для учителя. Необходимо найти наиболее эффективные варианты использования выбранной технологии в учебном процессе, которые должны соответствовать теме урока, поставленной цели.
Эффективность выбранной технологии зависит от следующих критериев:
- результативность (высокий уровень достижения учебной цели, поставленной каждым учащимся);
- экономичность (наибольшее количество материала усваивается при наименьшей затрате усилий);
- эргономичность (создание положительного эмоционального микроклимата);
- мотивированность (повышение интереса к знаниям, совершенствование личностных качеств учащихся);
- универсальность (возможность использования технологии на разных ступенях обучения, а также для развития детей с разным уровнем владения языка);
- интегрированность;
- креативность;
- гуманность (способствовать развитию личности).
Наиболее популярными среди множества известных современных образовательных технологий являются:
- технология проблемного обучения;
- технология развития критического мышления;
- проектная технология;
- технология «Языковой портфель ученика»;
- интерактивная технология.
Под технологией проблемного обучения понимают систему методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Следует выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации:
1) стимулирующая;
2) обучающая;
3) организующая;
4) контролирующая.
Опыт работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых коммуникативных навыков.
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка способствует организации деятельности учащихся, в ходе которой они обучаются умению мыслить, грамотно и осмысленно читать, умению сотрудничать и т. д. Использование на уроках таких приемов критического мышления как «паутина слов», кластеры, корзина, синквейн многократно повышает эффективность использования различных форм мотивации занятий. Стимулировать активность учащихся на уроке можно также посредством использования приемов создания ситуации успеха.
Проектную технологию можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по изученной теме, так и получение новых знаний, например, выполнение проекта в виде мультимедийной презентации. В методе проектов учащихся привлекает каждый этап работы: выбор темы, постановка проблемы, анкетирование-опрос, выводы.
Языковой портфель в ряду современных образовательных технологий обучения иностранным языкам выделяется тем, что характеризуется как альтернативная форма контроля. Технология языкового портфеля не исключает возможности задействовать различные приемы самоконтроля. Языковой портфель представляет собой собрание работ учащегося, осуществляемое на протяжении определенного времени. Он показывает стадии в процессе изучения языка и роста его владельца. Если портфель школьника средней ступени демонстрирует в большей степени «продукт учебной деятельности» и во многом напоминает портфель достижений профессионального художника или архитектора, то, со временем, он все больше и больше приобретает рабочий характер. Старшеклассники уже более осознанно и целенаправленно отбирают образцы своих работ для включения в портфель.
Интерактивная технология — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Современные технологии обучения отличаются широким разнообразием. При выборе тех или иных технологий следует помнить об индивидуальных способностях учащихся, их интересах, возрасте, уровне владения языком. Опыт работы показывает, что урок, проведенный с применением современных образовательных технологий, обеспечивает мотивацию учащихся, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Литература:
1. http://www.rae.ru - Семененко И., В., Шахирева Н. В. Использование интерактивных технологий для развития творческих способностей учеников на уроках английского.
2. http://io.nios.ru — электронная газета «Интерактивное образование».
3. http://ext.spb.ru — электронный журнал «Экстернат. РФ», социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования.