Современные образовательные технологии в инновационном вузе
Автор: Бахмудкадиев Нухкади Джалалович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5358 раз
Библиографическое описание:
Бахмудкадиев, Н. Д. Современные образовательные технологии в инновационном вузе / Н. Д. Бахмудкадиев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3246/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ключевые слова: информационные технологии, классическая лекция, активность студентов, демонстрация слайдов, готовность использовать, образовательная деятельность, аудиовизуальные материалы, процесс восприятия новой информации, управления вниманием, ФГОС ВПО по направлению подготовки, педагогическое образование
Традиционно, за последние столетия, технология образовательной деятельности в высшем образовании практически не изменилась (лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, а также формы контроля знаний). Огромные темпы развития и проникновения технико-технологических и информационных технологий во все сферы человеческой деятельности изменили не только поведение человека, но и процесс восприятия новой информации. Не остался в стороне от этих процессов и образовательный процесс, перед которым встали определенные проблемы. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100- Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») определена характеристика профессиональной деятельности бакалавров, где в пункте 4.4 среди профессиональных задач, решаемых бакалаврами, приводится задача: использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [1].
В соответствие с этим, преподаватель современного вуза должен разрабатывать инновационные обучающие системы для сопровождения классической лекции, способствующие повышению эффективности обучения студентов.
Совместно с развитием информационных технологий, понимаемых как методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации [2], в системе образования появился такой образовательный ресурс, как электронные лекции (ЭЛ), под которыми принято понимать набор учебных материалов в электронном виде, включающих в себя текст лекций, демонстрационный материал, дополнительные сведения по теме лекций и т. д., оформленные в виде отдельных файлов. Структура ЭЛ представлена на рис. 1.
Рис. 1 Структура лекций
Вместе с тем, ЭЛ имеют свои особенности, отличающиеся от традиционных лекций, и должна выполнять следующие требования:
быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;
иметь четко структурированное содержание;
блочная схема построения материала;
развитая гипертекстовая структура;
использование мультимедиа.
Лекции распространяются посредством СД — дисков дискет (промышленность уже перестала выпускать), сети Internet, флэш-память (англ. flash memory) — разновидность твердотельной полупроводниковой энергонезависимой перезаписываемой памяти (ПППЗУ), и изучаются самостоятельно. Фронтальные лекции «читаются» перед аудиторией. Сам процесс «чтения» контролируется преподавателем. Для унификации работ по созданию ЭЛ в вузе необходимо руководствоваться едиными требованиями к их оформлению. При разработке текста ЭЛ необходимо соблюдать те же основные требования, что и при работе над традиционными лекциями: соответствие темы модульной программы обучения; четкий план лекций: логически правильное построение лекционного материала; доступность текста лекции для понимания студентами; графическое выделение основных положений лекции, определений и т. д.
Лекции с мультимедийным сопровождением, понимаемая, как мультимедиа или мультимедийные средства — система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной графикой [3], предполагают демонстрацию слайдов. Слайд содержит ключевые фразы, определения, наиболее важный материал лекции. Кроме того, отдельные слайды могут использоваться в качестве демонстративного материала. Процесс показа слайдов, как правило, сопровождается речью лектора или аудиозаписью текста лекции. Во время показа слайда лектор может разъяснять какие-либо трудные для понимания студентами моменты, определения, понятия, отображенные на слайде.
В процессе создания презентаций к слайдам предъявляются определенные требования.
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Содержание информации |
|
Расположение информации на странице |
|
Шрифты |
|
Способы выделения информации |
Следует использовать:
|
Объем информации |
|
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
|
Презентация исследования должна включать: |
|
Основные недоработки презентаций исследования учащихся |
|
Существует ряд принципов, которые позволяют максимально концентрировать внимание студента [4]: оптимальный объем, доступность, разнообразие форм, учет особенности восприятия информации с экрана, красота и эстетичность [5, 6, 7].
С учетом перечисленных методов управления вниманием позволило создать высокоэффективные ЭЛ. Практика их использования в учебном процессе кафедры естественнонаучных и общетехнических дисциплин технолого-экономического факультета ГОУ ВПО «ДГПУ» показала, что такие лекции усваиваются студентами лучше, чем традиционные. ЭЛ по курсу «Начертательная геометрия» уже внедрен в учебный процесс. По результатам опроса студентов, «прослушавших» их, выявлена явная заинтересованность студентов в проведении подобных занятий. Подавляющее большинство студентов изъявляют желание иметь ЭЛ на своем домашнем компьютере, и это сегодня технически не составляет трудности.
В соответствие с требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, выпускник должен обладать определенными компетенциями [1]. По нашему мнению, при проведении ЭЛ по приведенной выше методике, происходит выработка, таких компетенций, как:
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией;
способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
При подходе к ЭЛ, как к дидактическому материалу, их можно рассматривать как особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени [8].
Результаты чтения лекций с использованием ЭЛ показали, что при использовании информационно-коммуникационных средств возрастает эффективность лекций по начертательной геометрии, о чем свидетельствует повышение уровня внимания и активности студентов на лекции, усвоение учебного материала, удовлетворенность студентов и лектора лекцией, что полностью подтверждает необходимость чтения ЭЛ.
Литература:
В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») www.mon.gov.ru
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005. С. 52.
Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. — Пятигорск, 2004. С. 288–289.
Биленко M.В Управление вниманием в мультимедийных электронных лекциях / М. В. Биленко. — М.: Центр информационных технологий МИКХиС, 2006.
Подласый И. П. Педагогика Новый курс: Учебник для студ. педвузов — М., 1999.
Краснова Г. А. Савченко П. А., Савченко Н. А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование, — № 6, — 2001.
Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Эргономическое проектирование электронных учебников // Открытое образование, — № 2, — 2001
Моисеев В. Б. Информационные технологии в системе высшего образования. — Пенза, 2002. С. 94 www.nlr.ru