Практическое занятие на тему «План Маршалла» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (214) июль 2018 г.

Дата публикации: 16.07.2018

Статья просмотрена: 10857 раз

Библиографическое описание:

Куршина, Т. В. Практическое занятие на тему «План Маршалла» / Т. В. Куршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 28 (214). — С. 89-95. — URL: https://moluch.ru/archive/214/52053/ (дата обращения: 23.11.2024).



В работе предложен вариант практического занятия по истории для студентов 1 курса СПО.

Цель: закрепить знания по теме; формировать умения анализировать, делать выводы.

Ход занятия.

План Маршалла — Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны путём предоставления европейским странам экономической помощи со стороны США, известен как самая успешная программа иностранной помощи в истории.

Задание 1. Проанализируйте Таблицу1, прочитайте Приложения1, 2, ответьте на вопросы: 1. Сравните экономические и социально-политические последствия Второй мировой войны для США, европейских государств, СССР. Какие общие задачи стояли перед странами?

2. Определите ключевые проблемы послевоенного развития европейских государств.

3. Назовите причину появления плана Маршалла.

Таблица 1

Общая характеристика послевоенного экономического положения США, европейских государств, СССР

США

В разгар войны США производили 60 % мирового промышленного производства. В 1948 г. удельный вес США в промышленном производстве западных стран составил 55 %. На долю экономики США приходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплавки стали, 17 % — производства зерна, 63 % — кукурузы. После Второй мировой войны США сосредоточили в своих руках около 2/3 мировых запасов золота, доля американского экспорта в структуре внешней торговли западных стран составила около 30 %. В 1947г. США экспортировали в Европу в семь раз больше, чем импортировали из нее.

СССР

Война унесла почти 27 млн. человеческих жизней, 2,6 млн. человек стали инвалидами. Население сократилось на 34,4 млн. человек. СССР потерял около 30 % национального богатства. Разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожены 7 тысяч сел и деревень, взорваны и выведены из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га..

Англия

Страна потеряла около четверти своего национального богатства, большую часть своего торгового и морского флота.... В угольной промышленности производство упало на 21 %, в легкой — более чем в два раза по сравнению с довоенными уровнями. Налоги в расчете на душу населения выросли более чем втрое, стоимость жизни — на 72 %. Введены карточки на хлеб (1946–1948 гг.), картофель (1947–1948 гг.), сахар, мясо — до 1953–1954 гг. Великобритания оказалась на грани банкротства. Ускорился распад британской колониальной системы

Франция

К 1945 г. уровень промышленного производства по сравнению с довоенными показателями упал более чем на 60 %. Производство сельскохозяйственной продукции сократилось в 2 раза. В течение 4 лет французская экономика была полностью в руках фашистской Германии. Последняя взимала с Франции громадную оккупационную дань — это было главной причиной огромных бюджетных дефицитов во Франции в годы войны. Страна утратила весь своей торговый и военно-морской флот. Французская колониальная система фактически распалась.

Германия

Военные поражения привели страну к полному экономическому краху. В 1946 г. промышленное производство опустилось до 1/3 от довоенного уровня. На 30 лет назад было отброшено сельское хозяйство. Объем производства стали сократился в 7 раз, объем добычи угля упал более чем в два раза. Почти 25 % от территории Германии было аннексировано странами Антигитлеровской коалиции. Германия была разделена на 4 зоны — сферы влияния СССР, США, Великобритании и Франции. Германия выплатила репарации СССР, Великобритании и Франции, в основном «натурой», в виде труда военнопленных, вывоза ресурсов (угля), промышленного оборудования, железнодорожных вагонов, сельскохозяйственной продукции. К 1950 г. было полностью демонтировано 706 крупных промышленных предприятий.

Италия

К1943 г экономика находилась в состоянии, близком к коллапсу. К концу 1945 г. объем промышленного производства составил всего 25 % от довоенных показателей. В стране свирепствовала инфляция. Страна оказалась перед лицом финансового краха. Промышленность и сельское хозяйство во время войны были поставлены под контроль Германии. По требованию правительства Гитлера в Германию на принудительные работы были отправлены более 500 тыс. итальянских рабочих. После окончания войны Италия выплатила репарации СССР, Югославии, Греции и ряду других стран.

Расчеты французского экономиста А. Клода свидетельствуют, что общая стоимость разрушений, произведенных в ходе войны в европейских государствах, составила $260 млрд. (в ценах 1938 г.). Из этой суммы на СССР приходится $128 млрд. (679 млрд. руб.), Германию — $48 млрд., Францию — 21,5 млрд., Польшу — 20 млрд., Англию — $6,8 млрд.

Страны Западной Европы за счет их собственного производства могли обеспечить свое потребление зерна, хлопка, алюминия и меди только на 40 %, свинца и цинка — на 30 %, сала и масла — примерно на 15 %, жидкого топлива и мяса — на 10 %. Уменьшение импорта этих продуктов из США могло привести к голоду

Приложение 1

5 июня 1947 года Государственный Секретарь США Джордж Кэтлетт Маршалл (бывший начальник штаба американской армии в 1939–1945 гг.) выступил в Гарвардском университете с Программой восстановления Европы:

— Имеется огромная нехватка сырья и топлива. Машин не хватает или же они полностью изношены. Фермеры не могут найти необходимые им товары в продаже. Тем временем люди в городах нуждаются в пище и топливе, в некоторых областях Европы встает призрак голода. Поэтому правительства вынуждены использовать свои бюджетные деньги и кредиты, чтобы закупить товары первой необходимости за границей... Правда в том, что на следующие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других важнейших продуктах — в основном из Америки — настолько превышают ее нынешнюю платежную способность, что ей нужно оказать значительную дополнительную помощь, или она столкнется с очень серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической областях».

Приложение2

Великобританияк власти пришли лейбористы, которые выступали за сохранение введенного в военное время госконтроля над экономикой, национализацию важнейших отраслей промышленности, транспорта и Английского банка, а также за укрепление союза с СССР.

Франция — местная коммунистическая партия имела серьезное влияние на политику. Коммунисты получили более 30 % в правительстве де Голля.

‒ Италия — компартия в 1944–1945 годах стала крупнейшей политической партией страны, получила 25 % мест в парламенте.

Грецияк власти фактически пришли коммунисты-партизаны/

Восточная Европа — практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии.

Задание 2

Обратитесь к Таблице 2, прочитайте Приложение3,ответьте на вопросы:

  1. Кому предназначалась помощь? В чём заключалась помощь?
  2. Почему в числе получателей помощи не было бывшего союзника США СССР, больше всех, пострадавших за годы войны?
  3. Какой путь ликвидации послевоенного кризиса был предложен США?

Таблица 2

Страны, получившие помощь от США

Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция и Турции. Западная Германия.

Страны, получившие наиболее крупную помощь от США $млрд.

Великобритания

Франция

Западная Германия

Италия

Нидерланды

3297

2296

1448

1204

1128

Структура поставок по плану Маршалла

Социальные расходы

2,9 млрд. долл.

Топливо

1,6 млрд. долл.

Оборудование

1,9 млрд. долл.

Сырьё

3,4 млрд. долл.

Продовольствие, корма и удобрения

3,2 млрд. долл.

Пример Швеции. По сообщениям печати намечено было в течение первого года поставить по «плану Маршалла» товаров на общую сумму в $28,4млн., в том числе: кофе — на 2 млн., табака — на 2,1 млн., мехов и кож — на 8 млн., автомобилей — на 6,9 млн., бумажной пряжи — на 1 млн., нефтепродуктов — на $4,7млн. В то же время те товары, в которых Швеция больше всего нуждается, — хлеб, уголь, сталь для строительства и судостроения, тяжёлое машинное оборудование — составляют лишь шестую часть общей суммы поставок по «плану Маршалла».

Задание 3. Прочитайте Приложения1,2,3, определите, какую цель преследовали США, предоставляя помощь европейским странам, заполните Таблицу 3.

Приложение3

Маршалл (Программа восстановления Европы): «Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее цель должна заключаться в возрождении рабочей экономики в мире для создания таких политических и социальных условий, при которых могут существовать свободные институты. Я уверен в том, что любое правительство, которое готово помогать осуществлению задачи восстановления, встретит полное сотрудничество со стороны правительства США. Любое правительство, которое предпринимает маневры с целью препятствовать восстановлению других стран, не может ждать от нас помощи. Более того, правительства, политические партии или группы, которые стремятся сохранить нищету среди людей, чтобы извлечь из этого политические выгоды или с другими целями, встретят сопротивление со стороны США».

Таблица 3

Декларированные цели США

Выделить средства на восстановление и модернизацию промышленности и инфраструктуры, повышение производительности труда и продуктивности сельского хозяйства, социальную поддержку, а также развитие торговли, европейского экономического сотрудничества и достижение международной финансовой стабильности

Задание 4 Проанализируйте условия предоставления помощи европейским государствам (Таблица4), прочитайте Приложения 4, 5, ответьте на вопросы:

  1. Почему «Программа восстановления Европы» (план Маршалла), которая могла бы стать программой сотрудничества между Востоком и Западом, стала одной из основ «Холодной войны» и раздела Европы на два враждебных лагеря?
  2. Выясните отношение СССР к «Плану Маршалла». На каком основании Советский Союз считал «План Маршалла» агрессивным шагом США, призванным закрепить их экономическое, политическое и военное влияние в Европе? Как Москва определяла истинные цели «Плана Маршалла»?
  3. Москва, по мнению американских историков, виновата в развязывании Холодной войны, отказавшись от помощи Запада и запрещая воспользоваться ею восточноевропейским странам. Согласны вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.
  4. Сравните цели «Доктрины Трумэна» и «Плана Маршалла», определите цели внешней политики США И СССР после окончания Второй мировой войны и заполните Таблицы 5,6.

Таблица 4

Условия предоставления помощи к «Плану Маршалла

Позиция СССР

= в каждую страну-участницу плана назначалась специальная миссия для выявления потребностей и распределения денег;

—страны — участницы Плана должны:

= провести «финансовые и валютные мероприятия, необходимые для стабилизации денежного обращения»;

= сбалансировать бюджет;

= устранить таможенные барьеры;

= получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности;

= сохранить свободу частного предпринимательства;

= для контроля за расходами была создана Администрация экономического сотрудничества, во главе которой стояли крупные американские финансисты и политики.

= администратор по осуществлению «Плана Маршалла» вправе прекратить оказание помощи в любое время, если это «более не отвечает национальным интересам США»;

= создать льготный режим для американских частных инвестиций;

= гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин;

= запретить вывоз в восточноевропейские страны и СССР товаров, перечисленных в специальном американском списке;

= право на строительство военных баз на территории стран, получающих помощь;

=вывод коммунистов из состава кабинета министров;

= Западная Германия должна передать свой золотовалютный запас в американский Форт-Нокс;

= безвозвратные субсидии($4,3 млрд.) и кредиты(1 млрд.) предоставлялись Европе на безвозмездной основе;

= возвращать кредиты в долларовой форме;

= производить закупки можно только в США;

= предоставить европейской кооперации организационное обеспечение. ОЕЭС — Организация европейского экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.

= установление влияния СССР в странах Восточной Европы;

= распространение своего влияния в мире;

= получение репараций с Германии;

= получение кредита от США;

= не допустить вмешательство во внутренние дела СССР со стороны США;

= появление в 1945 г. ядерного оружия у США, как элемента давления на СССР;

=. Молотов поставил два условия: во-первых, каждая страна должна иметь возможность самостоятельно и независимо определять свои потребности в помощи и ее форму, согласовывая эти пожелания в рамках общей программы, но не отказываясь от своей автономии в выборе соответствующей экономической политики. Во-вторых, должно быть проведено разграничение между теми странами, которые боролись в войне как союзники, нейтральными странами и бывшими противниками.

Приложение 4

инструкция для Молотова на Парижской конференции: «При обсуждении любых конкретных предложений советская делегация должна возражать против таких условий помощи, которые могли бы повлечь за собой ущемление суверенитета европейских стран или нарушение их экономической самостоятельности. Вопрос должен рассматриваться не с точки зрения составления экономической программы для европейских стран, а с точки зрения выявления их потребностей. Делегация не должна допустить, чтобы совещание министров сбивалось на путь выявления и проверки ресурсов европейских стран».

В. М. Молотов, глава МИД СССР: «План Маршалла» — это ничто более, как злостная американская схема за доллары купить Европу»..... «в результате осуществления «плана Маршалла» европейские страны окажутся подконтрольными государствами и лишатся прежней экономической самостоятельности и национальной независимости в угоду некоторых сильных держав»

докладная записка академика Е. Варги, написанная по заданию Молотова: «Решающее значение для выдвижения плана Маршалла имело экономическое положение США. План Маршалла должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает... Если уж в интересах самих США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды.

Из речи А. Я. Вышинского (Генеральный прокурор) на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября 1947 г «.... правительство США «рассчитывает при содействии правительств Великобритании и Франции поставить европейские страны, нуждающиеся в помощи, перед необходимостью отказаться от своего неотъемлемого права распоряжаться своими экономическими ресурсами, планировать по-своему национальное хозяйство, рассчитывало поставить все эти страны в прямую зависимость от интересов американских монополий, стремящихся предотвратить надвигающийся кризис ускоренным экспортом в Европу товаров и капиталов». Итогом плана «является попытка расколоть Европу на два лагеря и завершить с помощью Великобритании и Франции образование блока ряда европейских стран, враждебного интересам демократических стран Восточной Европы и в первую очередь Советского Союза».

Приложение 5

ЛуиджиЛонго — руководитель компартии Италии о «Плане Маршалла»:

Мы нуждаемся в Америке, но и Америка нуждается в нас. Нам нужна американская помощь, но нам нужно также экономическое сотрудничество со всеми другими странами, в особенности со странами Восточной Европы. Мы против любого плана, стремящегося связать нам руки и отдать нас в иностранную кабалу. Итальянская коммунистическая партия разоблачила «план Маршалла», как наносящий вред нашей экономике и опасный для нашей национальной независимости…»

— Голландская коммунистическая газета «Де Ваар-хейд» о «плане Маршалла»: «Принятие «плана Маршалла» означает не только потерю нашей независимости и подчинение иностранной державе, которая будет издавать свои законы для Голландии. Оно означает разрушение нашей экономики в самом широком смысле этого слова».

Государственный секретарь Маршалл: «....американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз.»..

— А.Даллес –Директор Центральной разведки: «...Москва любой ценой стремилась саботировать американскую программу о помощи, дабы удержать Восточную Европу в сфере своего влияния и продлить состояние социальной и экономической нестабильности в Западной Европе. Москва «повернулась к Европе спиной».

Таблица 5

«Доктрина Трумэна»

«План Маршалла»

Широкомасштабная помощь европейским странам

Образовать военно-политический союз западных стран под эгидой США

Разместить вблизи советских границ сеть военных баз США

Поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы

Таблица 6

Причины противостояния после окончания Второй мировой войны

Линия сравнения

США

СССР

Цель внешней политики

Методы достижения цели

Задание 5

Изучите Таблицу 7, сравните источники и методы послевоенного восстановления экономики Европы и СССР и ответьте на вопросы:

  1. В постсоветской историографии появилось утверждение о том, что сталинское руководство по политическим соображениям отказалось участвовать в «Плане Маршалла», лишило СССР значительной финансовой помощи, предлагавшейся ему по этому плану, тем самым обрекло собственный народ на дополнительные страдания. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ обоснуйте.
  2. Насколько успешна была «Программа восстановления Европы»? Достигнуты линамеченные цели? Отметьте положительные и отрицательные результаты «Плана Маршалла», заполните Таблицу 8.
  3. Можно ли утверждать, что во второй половине 40-х—50-е гг. США безоговорочно доминируют в мировой экономике и политике? Ответ обоснуйте.
  4. Сделайте обобщающий вывод об основных тенденциях развития Западного мира в политической, социальной и экономической сферах.

Таблица 7

Результаты «Плана Маршалла»

Восстановление экономики СССР

= За 1948- 1952гг. уровень американского экспорта в страны Западной Европы увеличился с $9,5 млрд. в 1946 г. до 15 млрд. в 1952 г;

= Промышленное производство европейских стран превысило показатели довоенного периода на 40 %, а сельское хозяйство — на 20 %.;

= Снизился уровень безработицы, удалось обуздать инфляцию; =Американские средства обеспечили порядка 11 % ВВП Англии, 12 % Франции, почти 22 % Западной Германии и чуть более 33 % Италии; =США проинвестировали более $13 млрд, что составляет около $100 млрд. в настоящее время;

= Американский доллар стал основной международной валютой в Европе;

= Влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено;

=США получили громадный рынок сбыта своей продукции;

= Создана экономическая основа для военного блока НАТО;

= Экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени;

= Американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал;

= Стоимость промышленной продукции США составляла 2/3 стоимости промышленной продукции всех капиталистических стран мира вместе взятых;

=США сосредоточили 73 % мирового запаса золота, а чистые прибыли американских монополий за годы войны составили 87 млрд. долларов.

= Репарации в СССР поступали из Германии, Японии, Венгрии и Финляндии;

= Советская экономика была восстановлена к 1950–1951 гг;

=В 1947 г. были отменены продовольственные карточки, сверхурочные, возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако, все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г.;

=Каждую весну 1947–1950 гг. объявлялось о понижении цен;

= Покупающим двухкомнатный жилой дом выдавалась ссуда в размере 8–10 т. руб со сроком погашения в 10 лет и 10–12 т. руб. покупающим трехкомнатный жилой дом со сроком погашения в 12 лет с взиманием за пользование ссудой 1 % (одного процента) в год;

= Детская смертность снизилась больше, чем в 2 раза, в полтора раза увеличилось количество медицинского персонала, число научных учреждений увеличилось на 40 %, число студентов — на 50 %. Быть ученым стало престижно;

= Оставались нерешенными проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках;

= Над восстановлением страны трудились разные группы населения: 2, 5 млн. заключенных, 2 млн. военнопленных и около 10;

= экономическая помощь странам Восточной Европы со стороны СССР, часто безвозмездная.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/247388/771fe430_06f9_0133_cffe_12313c0dade2.jpg

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г. (в млрд. долл. 1964 г.).

СССР

США

Британия

Франция

ФРГ

Япония

Италия

126

381

71

50

49

32

29

Источники и методы послевоенного восстановления экономики

ЕВРОПА

СССР

Помощь по плану Маршалла

Репарации

Поставки по ленд-лизу

Внутренние резервы

Таблица 8

Положительные стороны «Плана Маршалла»

Отрицательные стороны «Плана Маршалла»

С 1948 по 1952 год 17 стран получили помощь на общую сумму в 13 миллиардов долларов

Фактически ознаменовал собой начало холодной войны.

Создание НАТО в 1949 году,

В мае 1949 г. Запад создал Федеративную Республику Германия,

Октябрь 1949г.СССР ответил созданием Германской Демократической Республики.

Литература:

  1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно — научного, социально-экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч.1 / Артемов Виктор Владимирович. — М.: Академия, 2013
  2. https://view-w.ru/2016/09/01/kak-sozdavalsya-zapad-k-69-letiyu-otkaza-sssr-ot-plana-marshalla/
  3. https://profilib.net/chtenie/13194/anatoliy-utkin-mirovaya-kholodnaya-voyna-81.php
  4. . https://cyberleninka.ru/article/n/programma-amerikanskoy-pomoschi-v-vosstanovlenii-ekonomiki-poslevoennoy-evropy-plan-marshalla
  5. https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/9505/1/157.pdf
  6. http://fingal.com.ua/content/view/1163/39/1/1/
  7. https://cyberleninka.ru/article/n/programmy-prezidentov-ssha-garri-s-trumen
  8. https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/10087/06.pdf
  9. http://russian7.ru/post/ctalinskoe-yekonomicheskoe-chudo-kak-s/
  10. https://royallib.com/read/leontev_a/imperializm_dollara_v_zapadnoy_evrope.html#0
Основные термины (генерируются автоматически): США, СССР, ЕВРОПА, Восточная Европа, италия, млрд, план, великобритания, Промышленное производство, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)»

В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

План-конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы на тему «Животные»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Зима. Зимующие птицы»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход»

Похожие статьи

Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)»

В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления». Конспект урока для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (вариант 2) в 4-м классе (обучение на дому)

План-конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы на тему «Животные»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Зима. Зимующие птицы»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход»

Задать вопрос