Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (213) июль 2018 г.

Дата публикации: 06.07.2018

Статья просмотрена: 4530 раз

Библиографическое описание:

Куршина, Т. В. Практическое занятие «Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества (1905–1907 гг.)» / Т. В. Куршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51966/ (дата обращения: 23.12.2024).



В работе предложен вариант практического занятия с разноуровневыми заданиями по истории для студентов 1 курса СПО.

Цель: закрепление знаний об общественно-политическом развитии России начала XX века; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления.

Порядок выполнения работы:

Ниже приведены две точки зрения на процесс становления конституционной монархии в России. Изучите предложенный материал (Таблица3), ответьте на вопросы и сделайте вывод: стала ли Россия конституционной монархией после опубликования Манифеста 17 октября 1905 года?

  1. Русские либералы полагали, что Манифест 17 октября «окончательно и бесповоротно вводит Россию на путь конституционализма, т. е. в значительной степени ограничивающий власть монарха и устанавливающий соотношение власти монарха и выборных от населения».
  2. С изданием отдельных законов Россия в начале XX века не стала конституционной монархией, ибо, несмотря на их принятие, государственное устройство, верховная власть остались неизменными, демократия не победила, а под натиском общественного мнения сложился «мнимый конституционализм», который представляет тактическую уступку самодержавия, но не долгосрочную программу конституционно-правовых преобразований.

1 уровень — базовый (оценка 3–4)

Обратитесь к таблице № 3

  1. Назовите основные документы конституционного строительства в России в 1905–1907 гг.
  2. Какими документами устанавливался порядок формирования и учреждения Думы?
  3. На какие уступки пошло самодержавие с изданием Манифеста 6 августа 1905 г.? Почему общество сочло их недостаточными? Почему «Булыгинскую думу» бойкотировала подавляющая часть населения России?
  4. Назовите основные принципы работы Государственной Думы.
  5. Кто обладал активным избирательным правом в Государственную Думу?
  6. Приведите доказательства, что конституционные изменения представляют тактическую уступку самодержавия.

2 уровень (оценка 4–5)

  1. В чём проявилась кризисность ситуации, сложившейся в стране в канун революции 1905–1907?
  2. Прочитайте документы и определите, какие варианты выхода из революции предлагала власть?

из письма Святополк-Мирского (министр внутренних дел) графу Д.С.Шереметеву: «...Ведь не я же виноват, что Россия обратилась в бочку пороха?!.. Прошу тебя всем, которые на меня клевещут, что я хочу конституции, не верить. Конституции я не хочу до такой степени, что признаю необходимость реформ, дабы в скором времени не были бы вынуждены дать ту конституцию, которую требуют. Уверяю тебя, что мы недалеки от этого, если сохраним существующий порядок управления, который довел Россию до вулканического состояния».

комментарий Николая II по поводу издания избирательного закона 11декабря1905 г: «Идти слишком большими шагами нельзя. Сегодня — всеобщее голосование, а затем недалеко и до демократической республики».

  1. Почему С. Ю. Витте (Первый председатель Совета министров) расценивал проект П. Д. Святополк-Мирского как «первый шаг к конституции»? Согласны ли вы с мнением, что проект П. Д. Святополк-Мирского, если бы он был своевременно принят в полном объеме, мог бы предотвратить революцию 1905года?
  2. Сравните структуру высших органов государственной власти до и после создания Государственной думы. Заполните таблицу2

Таблица 1

Государственное устройство Российской империи до революции 1905–1907 гг.

Император

Назначались императором

Государственный Совет- законосовещательный орган.

Собственная Его Императорского Величества.

Канцелярия

Правительствующий Сенат — высший орган суда и надзора

Святейший Синод — высший орган управления православной церковью

Совет Министров

(Комитет Министров-)

Таблица 2

Государственное устройство Российской империи февраль 1906- февраль 1917 гг

Император

?

?

?

?

?

?

Государственный Совет-

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия

Сенат

Святейший Синод-

Государственная Дума

Совет Министров-

  1. Почему после роспуска Первой Государственной думы избирательный закон сохранился в прежнем виде, а после роспуска Второй Государственной думы был изменен?
  2. Почему по признанию современников, от революционеров до черносотенцев, 3 июня 1907 г. был совершен государственный переворот?

3 уровень (оценка 5)

  1. Дайте оценку Манифеста 17 октября 1905 г. — своевременность принятия, характер и глубина предложенных мер, влияние на настроения в обществе.
  2. Сравните Манифест от 6 августа 1905 г. и Манифест 17 октября 1905 г. В чем сходство и различие этих документов? С чем связаны произошедшие изменения? Свою точку зрения аргументируйте.
  3. Сравните избирательные законы 6 августа 1905, 11 декабря 1905г и 3 июня 1906г. и сделайте вывод, какие изменения были внесены и чем они были вызваны?
  4. Какие выводы можно сделать по результатам выборов в Первую и Вторую Думы? В чём проявился конфликт между Думой и императором?
  5. Можно ли считать Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. вместе с Манифестом 17 октября 1905 г. российской конституцией? Что давало право С. Ю. Витте определять устанавливаемый режим как «правовое самодержавие»?
  6. Оцените изменения, которые произошли в системе государственной власти в результате преобразований
  7. Определите, в каком направлении развивалась политическая система России в ходе революции 1905–1907 гг.
  8. Обратитесь к таблице № 3 и выделите факты, свидетельствующие о превращении России в конституционную монархию, и факты, опровергающие эту точку зрения. Оформите таблицу.

Таблица 3

Законы

Изменения взаконодательстве

Россия, переживавшая системный кризис, походила на готовый взорваться вулкан: нерешенность аграрного вопроса и господство помещичьего землевладения; разразившийся экономический кризис; обострившиеся национальные проблемы; полное политическое бесправие населения и отсутствие в правящих кругах серьезных намерений к последовательным реформам в политическом строе — все это создало социальную напряженность в обществе, почву для социального взрыва

реформы Святополк — Мирского

Ввести в Государственный Совет выборных представителей от населения, расширить права печати, ликвидировать общину, облегчить положение старообрядцев и евреев, признать политическими преступниками лишь террористов, не преследовать рабочих за сходки, расширить самостоятельность земского и городского самоуправления.

указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка»

Указывалось на «сохранение незыблемости основных законов империи». Отсутствовало упоминание о представительстве. В указе содержались обещания расширить права земских и городских учреждений в области местного благоустройства, ввести государственное страхование рабочих, «устранить некоторые стеснения печати», ввести начала религиозной терпимости, обеспечить «самостоятельность» судов и равенство перед ними лиц различных состояний, ограничить чиновничий произвол.

Апрель1905 г Земский съезд

Фёдор Фёдорович Кокошкин

Русский правовед, политический деятель, один из основателей Конституционно-демократической партии. Депутат Государственной Думы I созыва.

Кокошкин выступил с программным докладом «Об основаниях желательной организации народного представительства в России». Исходная мысль доклада: «нормальная политическая жизнь государства должна быть основана не на борьбе классов, а на борьбе политических партий». Предлагалось создание в России двухпалатного народного представительства с законодательными функциями. «Во всеобщем избирательном праве, кроется тот секрет могущества, который повелевает и господствует над людьми. Оно есть величайшая политическая сила новейших времен… Нужно привлечь весь народ к государственной жизни, войти на общий суд, чтобы узнать, что будет осуждено и что оправдано».. «без участия народных масс у нас невозможны никакие прочные реформы, невозможен переход от старого порядка к новому». [

8–9 мая 1905 года состоялся съезд, объединивший все союзы в единый «Союз союзов». Во главе его стал П. Н. Милюков, известный историк

В состав «Союз союзов» вошли профессионально-политические организации интеллигенции. Программа: созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В воззвании «Союза союзов» говорилось: «Всеми силами, всеми мерами добивайтесь немедленного устранения захватившей власть разбойничьей шайки и поставьте на ее место Учредительное собрание».

Начало революции1905–1907гг:.9 января, 27 мая — 28 мая 1905 г- Цусимское сражение,14–25 июня 1905г -восстание на броненосце «Князь Потемкин- Таврический», выступления солдат и матросов, рабочих, крестьян.

Высочайший рескрипт, данный на имя министра внутренних дел (18 февраля 1905)

Рескрипт министру внутренних дел А. Г. Булыгину разработать «совещательный» статус Думы; Привлекать..., избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений.

Манифест «Об учреждении Государственной Думы» и Положения «О выборах в Государственную Думу 6 августа 1905 г (Булыгинская Дума)

Дума должна стать совещательным органом. Она получила право обсуждать законопроекты, государственные доходы и расходы, дела о постройке железных дорог и т. д., не имела право голоса по вопросам бюджета.Решение по всем вопросам оставалось за монархом. Дума могла распускаться досрочно по указу царя. Устанавливался порядок выборов в Думу. Избиратели делились на три курии: землевладельческую, городскую и крестьянскую. От выборов в Думу устранялись рабочие и бедное крестьянство (на основании имущественного ценза), женщины, военнослужащие и учащаяся (студенческая) молодежь. Для крестьян устанавливались 4-х ступенчатые, для дворян и буржуазии — 2-ступенчатые выборы.

Всероссийская Октябрьская политическая стачка. Бастовало свыше 2 млн. чел. Требования бастующих-8-часовой рабочий день, провозглашение демократических свобод и созыв Учредительного собрания.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу… привлечь к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку 3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и, чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей. …

Указ от 19 октября 1905 года

Указ об учреждении объединенного, постоянно действующего правительственного органа — Совета министров воглаве с премьер-министром.

1905г..Оформились политические партии. В 1906 в стране было около 50 партий

«Союз русского народа», «Союз русских людей», «Русская монархическая партия», «Общество активной борьбы с революцией», «Народно-монархическая партия», «Союз русских православных людей».: Конституционные демократы (кадеты), «Союз 17 октября» («октябристы»), Партии демократических реформ и Демократического союза конституционалистов, РСДРП и др. В ходе выборов 1906, 1907, 1912 гг. партии активно использовали избирательные технологии: составление партийных избирательных списков, проведение межпартийных предвыборных собраний, использование партийной агитации

май 1905 г создан Всероссийский крестьянский союз (ВКС).

К осени 1905 г. численность Союза достигла 200 тыс. чел., его организации были созданы в 111 волостях и 360 селах. Программа Союза требовала безвозмездной передачи всех земель крестьянам и созыва Учредительного собрания. Руководящую роль в нем играли эсеры во главе с В. М. Черновым

Земское движение

Земское движение к 1903–1904 годам выросло в политическую силу. 1905 г Съезды земцев-конституционалистов, «Союза освобождения» и др. рассматривали вопросы о статусе, полномочиях народного представительства; о гражданских правах населения; о системе выборов в народное представительство.

Создание Советов рабочих депутатов.

В 1905 г. было создано 55 Советов.44 находились под влиянием большевиков,10-меньшевиков и 1- эсеров. Издавали газету «Известия»

24 ноября 1905г «Временные правила» о печати»

Время с 17.10 до 24.11 современники называли «медовым месяцем свободы печати». Временные правила о печати отменяли предварительную цензуру, но г. к периодическим изданиям, нарушающим запреты и ограничения, стала применяться система административных взысканий (штрафы, арест редактора)

Декабрьское вооруженное восстание в Москве7 (20)—18 (31) декабря1905года...

Закон 11 декабря 1905 Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу (от 6 августа1905г.) и изданных в дополнение к нему узаконении»

Избиратели делились на четыре курии: землевладельческая (помещики), городская (буржуазия), крестьянская, рабочая. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Понижен имущественный ценз. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25-ти лет, кочевые народы.

Манифест от 20 февраля 1906 г. «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы» «Учреждение Государственной Думы»

(новая редакция)

Государственный Совет становился верхней законодательной палатой и получал право утверждать или отклонять принятые Думой законы. Монарх назначал 1/2 членов Государственного Совета, а остальных избирали губернские земства, дворянские и купеческие общества, биржевые комитеты, православное духовенство и университеты. Дума наделялась законодательными правами. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

23 апреля. 1906 г. «Свод основных государственных законов»

1) верховная самодержавная власть принадлежит только всероссийскому императору (из официальных документов было исключено слово «безграничную»; 2) власть управления принадлежит также императору; 3) законодательная — совместно императору, Думе и Совету. Царь обладал правом абсолютного вето, имел право лично распускать Думу. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление Думе запрещалось обсуждать вопросы, относящиеся к «ведению государя», такие, как дипломатические, военные, вопросы отношений и др. В перерывах между сессиями Думы (а время сессий определялось государем) только царь мог провозгласить и утвердить новый закон, объявить или снять чрезвычайное положение, приостановить по своей воле действие любого закона или гражданских свобод. Министры назначались и снимались со своих постов государем. Царь отказался автономного распоряжения госбюджетом. Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право ст. 86: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета или Государственной Думы и восприять силу без утверждения государя императора».

I Государственная Дума 27 апреля по 8 июля 1906 г. работала 72 дня. 9 июля Дума распущена

«Выборгское воззвание»

497 депутатов: 153 кадета, 63 автономиста, 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 беспартийных и 7 прочих. I Государственная Дума поставила вопрос об отчуждении помещичьих земель, превратилась в революционную трибуну и поэтому 9 июля была распущена. В знак протеста 230 членов Думы подписали Выборгское воззвание к населению, призывая к гражданскому неповиновению «Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда Правительство распустило Государственную Думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег». Это было первое в истории России обращение парламентариев к нации. 167 членов Думы предстали перед судом, который вынес приговор — тюремное заключение на 3 месяца.

II Государственная Дума работала 103 дня —

20 февраля по 2 июня 1907 г

518 депутатов: 65 социал-демократов, 37 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовика, 98 кадетов, 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 беспартийных, 17 из казачьей группы. Трудовики выступили за полную отмену столыпинского аграрного законодательства, за национализацию всей земли и передачу ее крестьянам фактически без выкупа, требовали создания местных земельных комитетов на основе всеобщего избирательного права. 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена царём. Предлогом для разгона парламента стало обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня все члены этой фракции были арестованы и преданы суду.

3 июня 1907.Манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона

Голосование по 5 куриям: 1) землевладельческой, 2) крупных городских собственников, 3) мелких и средних городских собственников, 4) крестьянской, 5) рабочей Партийный состав III Думы: Правые (монархисты)-144(I-,II-22) Октябристы-148(I-16,II-32),кадеты-54(I-179,II-99) национальные меньшинства-26(I-63,II-80) трудовики-14(I-97, II-104), социал-демократы19(I-18,II-65). По сравнению с прежней, II-ой Думой представительство было сокращено: от крестьян — в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с42 % выборщиков, а прежде — 22 %), от рабочих — в 2 раза (число выборщиков уменьшилось с 4 % до 2 %). В 3 раза уменьшилось число мест от Польши (вместо 37 мест -14), Кавказа (вместо 29 мест — 10), азиатской России, Астраханской и Ставропольской губерний. Не имели избирательного права военнослужащие, учащаяся молодежь до 25 лет, женщины. Таким образом, в 1907 в число избирателей вошло только 13 % населения страны, а число членов Думы сократилось с 524 до 442.

Задание 2

  1. Проанализируйте материал о гражданском обществе (Приложение1), обратитесь к таблице 3, определите субъекты гражданского общества Российской империи в период революции 1905–1907 гг., заполните таблицу4
  2. Охарактеризуйте политические и социальные силы, ставшие активными участниками революции. Каковы были их требования?

Приложение 1

‒ Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов.

‒ Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и их добровольных объединений, ограждённых законами от произвола со стороны государственной власти

Важнейшим элементом гражданского общества является система самоуправления.

Элементами гражданского общества признаются: добровольные самоуправляющиеся общности людей; совокупность негосударственных общественных отношений; частная жизнь людей; сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, охраняемая законом от вмешательства государства. Принципы и условия формирования гражданского общества: признание, защита естественных прав человека и гражданина (права «первого поколения»), равенство всех перед законом и судом, реализация принципа разделения властей, отсутствие произвола властей, ее легитимность и наличие оппозиции, свобода слова, печати, основой гражданского общества в начале ХХ в. являлись также общественные организации. Особую важность имели церковь, семья, община, добровольные объединения, как посредника между индивидом и государством в духе свободы и ответственности общественное мнение — важный компонент гражданского общества.

Таблица4

Критерии существования вРоссийской империи гражданских институтов

критерии

примеры

Институциональный (сеть общественных организаций)

Правовой (система публичных прав и правовых гарантий, возможности свободной самореализации индивида и коллектива)

Практический (наличие конкретных результатов их деятельности);

Идеологический (признание обществом роли объединения людей, как фактора развития социума, способа решения проблем населения, реализации его прав).

Литература:

  1. Б. И. Королёв элементы гражданского общества в России в условиях политического кризиса начала ХХ
  2. http://megapredmet.ru/1–57782.html
  3. http://sovet-ministrov-1905.blogspot.com/2009/03/1–1905–1906.html
  4. http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/128/
  5. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2078
  6. https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/manifiest-ob-uchriezhdienii-zakonosovieshchatielnoi-gosudarstviennoi-dumy
  7. http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2014_-_3–2_unicode/19.pdf
  8. https://poznayka.org/s39592t1.html
Основные термины (генерируются автоматически): Государственная Дума, Россия, гражданское общество, Государственный Совет, Дума, народное представительство, конституционная монархия, Учредительное собрание, государственная власть, Российская империя.


Похожие статьи

Практическое занятие на тему «План Маршалла»

В работе предложен вариант практического занятия по истории для студентов 1 курса СПО.

Исследование особенностей англо-американской историографии иностранной интервенции в годы Гражданской войны в России (1917–1922 гг.)

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей 10 класса под руководством учителя истории в рамках участия в конкурсе исследовательских работ программы «Шаг в будущее». Исследование посвящено историческому анализу особенностей ино...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)

Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Похожие статьи

Практическое занятие на тему «План Маршалла»

В работе предложен вариант практического занятия по истории для студентов 1 курса СПО.

Исследование особенностей англо-американской историографии иностранной интервенции в годы Гражданской войны в России (1917–1922 гг.)

Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей 10 класса под руководством учителя истории в рамках участия в конкурсе исследовательских работ программы «Шаг в будущее». Исследование посвящено историческому анализу особенностей ино...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа (из опыта работы)

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматрив...

Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.»

Методика проведения интерактивного семинара по курсу «Философия» (на примере Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения)

Автором статьи рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов преподавания семинарских занятий в военном вуз, которые значительно улучшают усвоение учебного материала. Предлагается своя методика на примере интерактивного семинара по ку...

Некоторые аспекты совершенствования методики преподавания технических дисциплин

В статье рассмотрены вопросы формирования междисциплинарных связей при планировании учебного процесса с целью совершенствования методики преподавания, предложен вариант определения междисциплинарных связей для дисциплин математического, естественнона...

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Задать вопрос