В «Трактате о живописи» итальянский художник и ученый Леонардо да Винчи пишет, что рисование с натуры должно быть основой методики обучения рисунку. Так ученик изучает особенности строения и формы изображаемого предмета, внимательно наблюдает и размышляет. Рисование с натуры, по мнению да Винчи, повышает эффективность обучения и вызывает интерес к познанию жизни.
Выводы одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения актуальны по сей день и никак не расходятся с современными взглядами и установками академического рисунка. Однако и в те времена и сейчас художники изыскивают средства и способы ускорить, упростить или усовершенствовать творческий процесс рисования.
К примеру, ведущий теоретик искусства Возрождения, входящий в число зачинателей новой европейской архитектуры, Леон Баттиста Альберти рекомендовал живописцам пользоваться завесой из прозрачной ткани, кальки или кисеи. Завеса расчерчивалась на квадраты и помещалась между глазом и плоскостью изображения, разграфленной на такие же квадраты. Такой метод был основан на принципе строгого соблюдения законов перспективы. Для соблюдения единой линии горизонта (уровня зрения) и точки схода к завесе прилагался специальный прибор — «окно зрения». Помимо этого, для работы вне мастерской Альберти пользовался специальной небольшой походной завесой, которую можно было носить с собой.
Признанный мастер западноевропейского Ренессанса, немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер написал «Руководство к измерению циркулем и линейкой», где изложил ряд правил перспективы. Дюрер впервые предложил пользоваться при перспективном проектировании методом ортогональной проекции.
Вышеперечисленные мастера жили и творили в XV — XVI веках. Очевидно, с появлением и массовым распространением компьютера многие современные художники, перешедшие от традиционной живописи к цифровой, имеют несравненно большие технические возможности.
Графические редакторы полностью моделируют и копируют традиционные инструменты художника. Цифровая живопись базируется на тех же академических законах, что и традиционная, но, в отличие от нее, практически никогда не предполагает рисование с натуры. На рабочем месте цифрового художника — компьютер, графический планшет, один или два монитора — в принципе не подразумевается реального наличия изображаемого объекта.
Как мастера Возрождения иногда пользовались доступными им устройствами и приборами для более точного рисунка, так и современный художник использует ряд способов построения.
В качестве примера рассмотрим эти способы применительно к изображению человеческой фигуры.
— Обрисовка по фотографии.
В художественном сообществе этот способ имеет неоднозначную репутацию и часто представляется в негативном ключе. Обрисовка не требует от художника навыков построения фигуры, знания анатомии и конструктивных особенностей формы. Справедливым будем сравнение с традиционными художниками, которые были уличены в предварительной печати изображения на холсте с последующим наложением краски поверх печати.
Тем не менее, обрисовка по фотографии является наиболее простым и доступным способом. Практически все графические редакторы позволяют загрузить фотоизображение и работать поверх него. Художнику становятся доступными не только форма, которую он может просто обвести, но и цвета фотографии, освещение, окружение.
Художник имеет доступ к интернет-фотобанкам с огромным количеством фотографий моделей в разнообразных ракурсах. Часть их распространяется за фиксированную цену, часть можно использовать бесплатно. При необходимости конкретного ракурса, недоступного в фотобанке, художник может собственноручно сделать нужную фотографию, используя в качестве модели кого-то из родственников, друзей, либо себя самого в зеркальном отражении.
Также художник может трансформировать фотоизображение с помощью встроенного в графический редактор инструментария. Ему доступны увеличение и уменьшение целого изображения или любой его части, искажение формы, регулировка и настройка цвета и света, тона и насыщенности.
Несмотря на описанный выше этический аспект использования фотографий в работе художника, данный прием более чем обоснован в определенных сферах, где итоговое изображение не преподносится в качестве уникального самостоятельного произведения. Например, при производстве видеоигрового контента, в концепт-разработках и набросках, где непосредственно изображение человека не играет решающей роли.
— Использование 3D-модели.
Трехмерная модель заменяет художнику реального натурщика. 3D-модель, в отличие от двухмерной плоскостной фотографии, можно разворачивать, подгоняя ее положение под необходимый ракурс; качественная 3D-модель имеет шарнирные сгибаемые конечности для более тонкой настройки. В определенном смысле художник работает с гибким манекеном, способном принять любое положение.
Преимущества этого метода в возможности выставить модель в правильный ракурс. Поиск подходящей фотографии иногда отнимает неоправданно много времени; кроме того, даже подобранное фотоизображение может не абсолютно верно отвечать замыслу художника.
После того как настройка модели завершена, художник переходит к рисованию. На этом этапе он либо делает снимок получившегося ракурса и далее работает с ним как с фотографией, со всеми плюсами и минусами этого метода; либо рисует изображение, глядя на 3D-модель, имитируя рисунок с натуры.
Вероятно, работа с качественными 3D-моделями могла бы быть более распространенной, однако даже во всем множестве Интернет-контента найти их относительно непросто. Кроме того, художнику может потребоваться наличие установленного на компьютере дополнительного программного обеспечения, независимо от графического редактора.
— Кисти с параметром рисования фигурами.
В таких графических редакторах, как Adobe Photoshop, пользователю доступны обширные настройки кистей. Помимо кистей, имитирующих акварельную или масляную живопись, карандашный штрих или даже гусиное перо, художник может создать кисть, оставляющую след в виде силуэта человеческой фигуры.
Для этого следует провести некоторую предварительную работу, а именно, нарисовать, в первую очередь, непосредственно саму фигуру, используя любой способ, включая два вышеописанных.
Затем полученная фигура-силуэт привязывается к определенной кисти, которой художник задает имя, например, «Кисть_фигура_1». Тогда каждый след этой кисти или, образно говоря, каждое прикосновение кисти к холсту будет оставлять след в виде силуэта фигуры. Разумеется, ни о какой особенной гибкости речи быть не может — у художника есть только конкретный заданный силуэт с минимальными возможностями редактирования.
Данный способ может показаться абсурдным. Однако, он незаменим для цифровых художников, работающих с концептами окружения. Это могут быть концепты для видеоигр, фильмов и прочего.
Допустим, художнику требуется нарисовать не слишком тщательно прорисованный концепт фантастического мира, где центром картины была бы рыночная площадь сказочного города с толпой людей. Он изобразит городские стены, вымощенную камнями площадь и тряпичные торговые палатки, после чего ему потребуется набросать толпу в виде сотни человек.
Вместо того чтобы вручную вырисовывать десятки фигур, художник использует свои кисти с параметром рисования фигурами. Имея большой набор кистей с фигурами в нескольких различных ракурсах, он быстро расставит их по площади, изменяя цвет, масштаб, делая зеркальные копии или совмещая различные элементы от разных фигур.
Таким способом художник быстро добьется ощущения массовки без лишних трудозатрат.
— Коллаж.
Как и использование кисти с параметром рисования фигурами, коллаж в большей степени подходит для быстрых и не слишком тщательно проработанных концептов и набросков, чем для завершенных полноценных художественных произведений. В сообществе цифровых художников коллаж известен под названием «фотобашинг».
В своей основе он аналогичен обрисовке по фотографии. В коллаже так же используются фотоизображения, но, как правило, в большем количестве.
Работающий с коллажем художник собирает фигуру из фрагментов различных фотографий. Данный стиль не подразумевает обязательной обводки и рисования поверх фото. Получившаяся фигура в своем окончательном виде может состоять из явно отличающихся фрагментов, производя несколько неряшливое впечатление.
Несмотря на это, специфика рисования концептов вполне допускает подобный стиль. Когда перед цифровым художником стоит задача создать за рабочий день несколько концептов, передающих, главным образом, задумку, общий стиль и атмосферу, быстрый коллаж, как и кисти с параметром рисования фигурами, станет оптимальным решением.
Разумеется, перечисленные методы не являются единственными на сегодняшний день. Более того, по мере развития технологий появляются новые способы и приемы, упрощающие работу художникам. Но, несмотря на это, талант и знание базовых основ рисунка и живописи, как и пятьсот лет назад, остается ключевым фактором для художника, стремящегося добиться признания.
Литература:
1. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи. — Харьков: Фолио, 2013. — 224 с.
2. Альбрехт Дюрер. Трактаты. Дневники. Письма. — М.: Азбука, 2000. — 672 с.
3. Леон-Баттиста Альберти. Десять книг о зодчестве, том 2. — М.: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1935. — 793 с.
4. Ли Н. Г. Основы учебного академического рисунка. Учебник. — М.: Эксмо, 2005. — 480 с.