Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 08.06.2018

Статья просмотрена: 6470 раз

Библиографическое описание:

Пилипенко, А. Д. Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования / А. Д. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51147/ (дата обращения: 17.12.2024).



Понятие гражданской активности разрабатывается в научной литературе в неразрывной связи с понятием гражданского общества и понятием демократии. На практике, буквально, без гражданской активности невозможно представить формирование гражданского общества, а без него не представляется возможным построение демократического государства. В этой связи, для более качественного подхода к определению понятия гражданской активности и выявлению ее сущности, полезно рассмотреть указанную взаимосвязь более подробно.

Итак, демократия, как одна из форм политического управления, предполагает участие в принятии политических решений всех граждан государства. Это означает, что в демократическом государстве выстраивание работы государственных органов происходит таким образом, чтобы обеспечить максимальную доступность такого участия. Однако, необходимо понимать, что в данном случае невозможно ограничиться только организацией государственной власти, поскольку для правильного функционирования системы необходимо обеспечить наличие негосударственных институтов, реализующих действенные механизмы взаимодействия между властью и обществом, регулирующих все общественные отношения в негосударственной сфере, а также дающих возможность осуществлять контроль за работой выборных органов, которым, в рамках демократического государства, граждане передают часть своих полномочий.

Как было отмечено, в виду недостаточности организации только государственной структуры, для построения демократии неизбежно должно происходить формирование гражданского общества. Отметим, что в данном случае взаимосвязь носит обоюдный характер. С одной стороны, только на основе развитого гражданского общества возможно построение демократического государства. Это объясняется тем, что только свободные, зрелые и политически активные личности способны принимать самостоятельные взвешенные решения, а значит способны к организации наиболее рациональных и отвечающих наибольшему числу интересов общества формы коллективной жизни. С другой стороны, обязанностью государства является обеспечение возможности для самореализации личности, повышения уровня её политической культуры, а значит уровня осознанности при принятии решений,

Таким образом, мы видим, что гражданская активность формируется в условиях демократического гражданского общества. Важнейшей задачей государства является формирование у граждан чувства сопричастности, необходимости активной деятельности на благо всего общества, с целю повышения уровня гражданской активности населения [1, с. 3]. Поскольку, как уже было сказано, такое общество ориентировано на личность, необходимо, чтобы каждый индивид принимал деятельное участие в работе институтов гражданского общества, а также мог получить любую необходимую ему помощь и поддержку как в сфере политических, так и сфере неполитических отношений.

Итак, гражданская активность представляет собой осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные социально значимые действия, направленные на улучшение состояния общества при разумном соотношении личных и общественных интересов.

В российском контексте вопрос о гражданской активности становится особенно остро по той причине, что процесс формирования гражданского общества в нашей стране начался относительно недавно и проходит со своими особенностями. Это связано с тем, что российское общество претерпело серьёзные изменения в процессе перехода политической системы от тоталитарной к демократической, и процесс формирования демократического сознания продолжается до сих пор.

Возвращаясь к сущности гражданской активности, отметим, что важнейшей её составляющей является достаточный уровень политической культуры, а также политического самосознания граждан. От этих факторов в большой мере зависит тот выбор, который делает личность в области не только принятия политических решений, но и в области проявления своей гражданской позиции в других сферах. В то же время, гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации, более того, они являются производными от воспитания и образования, которые, в свою очередь, также зависят от множества факторов, таких как уровня развития государства и общества и господствующих экономических и политических отношений, от специфики функционирующих социальных общностей и институтов, от степени влияния лидирующих групп, взаимосвязи с мировым сообществом. Таким образом, устанавливается прочная взаимосвязь между личностью и государством, то есть, можно говорить о том, что, хотя гражданское общество и не может быть построено исключительно по инициативе государства, однако же оно играет определяющую роль в его формировании, поскольку такие важнейшие институты социализации, как семья и школа, в большой степени подвержены влиянию государства. В особенности это касается школы, поскольку семья может быть в некоторой степени автономна.

Гражданская активность, являясь продуктом совместного влияния на личность государства и общества, проявляется в различных формах, как конструктивных, так и деструктивных. Конструктивные формы, в основном представляют собой законные способы выражения гражданской позиции. К таковым относятся как добровольное объединение граждан в различные политические и неполитические организации, так и регламентированные законом акции. Сюда же относится и избирательна активность населения, поскольку избирательный процесс является важнейшим в демократическом государстве. При анализе гражданской активности, данные, получаемые на выборах, представляют собой важнейший фактический материал, на основе которого можно сделать выводы об уровне вовлеченности населения в политический процесс.

К деструктивным формам гражданской активности можно отнести любые способы выражения гражданской позиции, приводящие не к улучшению существующей ситуации, а к её дестабилизации, усилению напряжения в обществе, а также противоречащие действующему законодательству. Таковыми являются, например, массовые акции гражданского неповиновения, стихийные митинги и демонстрации и др.

Заметим, что преобладание каких-либо форм гражданской активности в обществе напрямую связано со способом государственного управления, а форм реагирования органов государственной власти на запросы общества. В случае, если основная масса таких запросов удовлетворяется наиболее оперативно, путем достижения компромисса между властью и обществом, вероятность деструктивных проявлений существенно снижается. В том случае, если государственная власть либо игнорирует сигналы, поступающие от общества, либо реагирует на них с заметной задержкой, может идти речь о повышении протестной активности населения. Тоже самое происходит в тех случаях, когда политическая власть слаба, непоследовательна, или же, напротив, слишком агрессивна, недостаточно гибка.

Скажем об основных различиях в причинах возникновения конструктивной и деструктивной форм гражданской активности. Как уже было отмечено ранее, важнейшим фактором повышения уровня заинтересованности населения в участии в общественной жизни является целенаправленная работа по формированию у населения гражданского сознания со стороны государства посредством институтов социализации. В том случае, если такая работа ведётся успешно, личности на начальном этапе социализации последовательно прививаются гражданские ценности, не противоречащие основным общечеловеческим принципам свободы, равенства и справедливости, разъясняются правовые и традиционные основания гражданской активности, у основной массы населения вырабатывается единый вариант проявления собственной позиции, укладывающийся в рамки, соответствующие закону и политическому курсу конкретного государства [2, с.4]. Здесь отметим, однако, что не во всех случаях гражданские ценности являются гуманистическими и справедливыми. История знает примеры воспитания целого поколения на принципах агрессии, ксенофобии, расовой и национальной ненависти, половой и иных видов дискриминации. В этих случаях проявления, например, открытого агрессивного поведения к представителям иных народов не только не являлось отклонением от нормы, но даже поощрялось государством, то есть не представляло собой деструктивную форму активности в конкретный временной отрезок в контексте указанных государств. Этот факт ещё раз подчеркивает важность закладывания ценностей на начальном этапе развития личности, когда возможно сформировать практически любой стиль поведения личности в обществе и в политике.

То есть в данном случае можно вести речь о субъективном понимании конструктивности и деструктивности.

Итак, мы говорим о том, что при непосредственном участии государства у личности формируется понимание того, как необходимо проявлять свою гражданскую позицию с точки зрения права и закона, а значит использовать конструктивные формы гражданской активности. Это вариант, когда государственная власть в малой степени довлеет над обществом, а лишь направляет и, в некоторой степени корректирует, существующие установки.

Рассматривая причины возникновения деструктивной или протестной гражданской активности, отметим несколько факторов фактора. Первый фактор — недостаточная внимание, уделяемое государством воспитанию личности, прививанию общегражданских ценностей. В этом случае спектр прививаемых индивиду установок может быть очень велик, в том числе могут насаждаться ценности, чуждые ценностям, существующим в обществе [4, с.7].

Второй фактор, напротив, излишнее давление со стороны государства может вступать в противоречие с установками, заложенными ранее и вызывать протестные настроения в обществе. В таком случае, масса населения, в которой такого рода предпосылки оказываются достаточно сильными, может проявлять свою активность в актах насилия, стихийных демонстрациях, организации объединений, направленных на расшатывание, а в крайних случаях и разрушение существующей системы.

Часто такие ситуации происходят в обществах, переживших сильные социальные потрясения или же в обществах, находящихся в стадии перехода от одного типа политического управления к другом [3, с.7]. В таких случаях выходит на первый план третий фактор — политическая и социальная дезориентация, дезорганизация. Ломка предшествующих идеалов и ценностей, при недостаточной разработке новых, вызывает чувство фрустрации у населения, непонимание пути развития, неуверенности в будущем, отторжение к новым вариантам системы. Всё это приводит, в конечном счёте, к усилению протестной активности, и, как следствие, увеличению проявления деструктивных форм активности.

Четвертым фактором является влияние извне. Этот фактор становится особенно актуальным на современном этапе развития мирового сообщества, когда информационные технологии сделали доступ к информации максимально открытым. Таким образом, любой индивид получает возможность ознакомится с ценностями и установками, отличающимися от своих собственных, а значит, в определенной мере способен выбирать стиль политического и гражданского поведения. В случае, если этот фактор совмещается с недостаточной работой государства в области воспитания гражданственности, влияние извне может оказаться решающим фактором в формировании у населения установки на проявление активности в деструктивном ключе. И напротив, в случае если работа государства выстроена успешно, то внешнее воздействие может иметь прямо противоположный эффект, а именно под воздействием влияния, инородные ценности отторгаются, а свои собственные укрепляются, что является консолидирующим фактором для общества [5, с.3].

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сказать, что гражданская активность — важнейший элемент демократического государства, представляющий собой сознательное, ничем не ограниченное участие каждого гражданина в жизни общества. Субъекты гражданской активности представляют собой значимых акторов политического процесса, выражающих интересы общества, а также помогающих налаживанию продуктивного диалога между властью и обществом.

Гражданская активность может быть, как конструктивной, так и деструктивной, что зависит от многих факторов, в том числе и от целенаправленных действий государственных органов по воспитанию гражданственности и чувства ответственности перед социумом, по прививанию ценностей, характерных для конкретного государства, а также от формы их взаимодействия с институтами гражданского общества.

Литература:

  1. Гражданское и политическое в российских общественных практиках / Под ред. C. B. Патрушева. М., 2013.
  2. Круглов Максим Сергеевич Современные формы гражданской активности в политическом процессе российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3.
  3. Фролов Александр Альбертович Механизмы осуществления гражданской активности // Власть. 2014. № 10.
  4. Соколов Александр Владимирович, Исаева Елена Александровна Гражданское общество в региональном измерении // Власть. 2015. № 1.
  5. Пастухов Антон Валерьевич Политическая культура как фактор развития гражданской активности в современной России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская активность, гражданское общество, демократическое государство, общество, государственная власть, гражданская позиция, ценность, гражданское сознание, мировое сообщество, политическая культура.


Похожие статьи

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Реклама в Туркестане: изучение процессов формирования и трансформации — актуальная проблема

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Похожие статьи

К проблеме молодежного экстремизма: факторы распространения, особенности, способы борьбы

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Реализация конституционного права на образование: понятие, формы, принципы, стадии

Деловая репутация юридического лица в российском гражданском праве: понятие и отличительные черты

Кадровое планирование организации: необходимость, тенденции развития, пути совершенствования

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Реклама в Туркестане: изучение процессов формирования и трансформации — актуальная проблема

Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления

Задать вопрос