Дидактические принципы реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 25.05.2018

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Головатюк Р. В. Дидактические принципы реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 469-471. — URL https://moluch.ru/archive/207/50695/ (дата обращения: 10.12.2019).



Эта статья посвящена дидактическим принципам реализации стратегий памяти при обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах. А также рассматриваются следующие дидактические принципы: принцип сознательности, систематичности и последовательности, наглядности, прочности, новизны, аппроксимации, функциональности, активности. Актуальность заключается в необходимости способствовать улучшению развитии памяти у учащихся как кратковременную и долговременную в процессе обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах.

Ключевые слова. дидактические принципы, память, сознательность, систематичность и последовательность, наглядность, прочность, новизна, аппроксимация, функциональность, активность.

Знание иностранного языка сейчас занимает одну из ключевых позиций в современном мире. Существует несколько основных принципов обучения иностранным языкам, которые используют в своей работе методисты. Они могут быть разделены наследующие группы: общедидактические, методические, комбинарные (принципы как общедидактического, так и методического плана). [4, с. 21]. В наше время необходимо способствовать улучшению развитии памяти у учащихся как кратковременную и долговременную в процессе обучении иноязычной монологической речи в смешанных группах.

В качестве основных можно назвать:

‒ принцип сознательности,

‒ систематичности и последовательности,

‒ наглядности,

‒ прочности,

‒ новизны,

‒ аппроксимации,

‒ функциональности,

‒ активности.

Принцип сознательности также занимает ключевую позицию среди общедидактических принципов. Содержание данного принципа заключается в том, что обучающиеся должны самостоятельно осознавать осваиваемые действия и операции с языковым материалом, т. е. формирование у них навыков и умений владения языковым материалом происходит на сознательной основе [6, с. 62].

Кроме того, стоит упомянуть о принципе наглядности, который включает в себя восприятие через моторные и тактильные ощущения. Именно поэтому к наглядным средствам, применяемым в процессе обучения, можно отнести лабораторное оборудование, а также статические и динамические учебные пособия. В совокупности применения всех этих средств создается иноязычная среда, которая и обеспечивает языковую наглядность.

Принцип систематичности ипоследовательности основывается на формирование новых знаний, навыков и умений. Данный процесс происходит в системе в определенном порядке, когда каждый из этих элементов вступает во взаимодействие с другим, т. е. один опирается на следующий, а следующий готовит обучающегося к усвоению нового и т. д. [3, с. 107].

Принцип доступности подразумевает построение процесса обучения на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, т. е. обучающиеся не должны испытывать каких-либо моральных перегрузок или физических трудностей на уроках, потому что это оказывает отрицательное влияние не только на психическое здоровье, но и на физическое. Согласно исследованиям, при слишком усложнённом содержании понижается мотивационный настрой обучающихся на получение новой информации, резко ослабевают волевые усилия, а также быстро падает работоспособность и возникает чрезмерное утомление [5, с. 113].

Принцип прочности усвоения знаний заключается в закреплении получаемой информации в памяти обучающихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения:

  1. прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и другого) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю;
  2. память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал. Принцип прочности выражается в том, что вводимые в память обучающихся слова, структуры должны в ней сохраняться, чтобы учащиеся могли извлечь из нее нужные единицы всякий раз, когда возникает необходимость.

Исследователями также выделяется принцип новизны, осуществляемый по следующим ключевым направлениям: стремление к новизне содержательного плана речи, ее информативности; стремление к постоянному комбинированию и варьированию уже известного, включения некоторого числа лексики, которая может войти в рецептивный и даже активный словарный запас; стремление придать всему, учебно-воспитательному процессу новые черты, чтобы, например, создать подлинно коммуникативный характер урока, что само по себе может послужить мотивирующим фактором [2, с. 56].

Принцип аппроксимации является неотъемлемой частью учебного процесса, т. к. он позволяет учителям иностранных языков осуществлять организацию и контроль учебно-воспитательного процесса более рационально.

Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данными средствами. Отбор и организация материала осуществляется в зависимости от необходимости выражения обучающимися тех или иных речевых функций: сомнение, похвала, подтверждение мысли, отказ, уверенность. В силу того, модель системы речевых средств создается не с помощью отбора лексического и грамматического материала раздельно, а на функциональной основе: подбираются определенные средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций (сообщить, объяснить, убедить и тому подобное) [1, с. 23]. В основе функционального принципа лежит учет того или иного высказывания, его соответствие поставленной коммуникативной задаче: если ученик убеждает, то строя свою аргументацию, он должен добиться согласия, убедить.

Принцип создания необходимых условий для обучения заключается в соблюдении четырёх основных групп условий:

‒ учебно-материальных,

‒ школьно-гигиенических,

‒ морально-психологических,

‒ эстетических.

За соблюдением всего этого следит руководство школы и педагогический коллектив, т. е. директора и завучи занимаются закупкой специализированного оборудования, педагогического материала и т. д., а учителя создают благоприятные морально-психологические условия в соответствии с требованиями педагогической этики.

Стратегии развитии памяти для учащихся являются главным инструментом к устному общению на английском языке и для улучшения их кратковременной и долговременной памяти.

Литература:

  1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. URL: http://linguistics.kspu.edu/webfm_send/1885 (дата обращения: 11.05.18).
  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
  3. Колкер Я. М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие. М.: Академия,2000.264 с.
  4. Мижерикова В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: «Академия».2000.153 с.
  5. Подласый И. П. Педагогика. Книга 2: Теория и технологии обучения: учебник для вузов. М.: Владос,2008.256 с.
  6. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка. М.: Юрайт, 2009. 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип сознательности, развитие памяти, иноязычная монологическая речь, учебный материал, учебно-воспитательный процесс, обучающийся, средство, принцип, обучение, языковой материал.


Похожие статьи

Принципы дифференцированного и интегрированного обучения...

иностранный язык, родной язык, учебный материал, обучение, условие обучения, принцип сознательности, устная речь, грамматический справочник, иноязычная речь, речевая деятельность.

Дидактические принципы при обучении неродному языку

принцип, принцип обучения, учебный процесс, принцип единства, принцип коммуникативности, обучение. Похожие статьи. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении...

3) развивать объём слуховой памяти; 4) понимать всевозможные сочетания усвоенного материала разных уровней

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе.

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

учебный процесс, интенсивное обучение, учащийся, учебный материал, иностранный язык, русский язык, процесс

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения... иностранный язык, технический ВУЗ, процесс обучения, развитие спонтанной речи, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

Поэтому, можно сделать вывод что при обучении языку в учебных группах основную роль играет не «механическая»память, а сознание и внимание.

—приступить к развитию навыков аудирования на материале монологической речи

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной...

Успех обучения устной речи во многом зависит от количества и качества упражнений.

Поэтому весь учебный речевой материал должен быть пропущен через достаточное

— ИЯШ, 1976, № 2. 3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе.

Основные термины (генерируются автоматически): обучение, учебный процесс, учебный материал, принцип, принцип научности, принцип обучения...

Похожие статьи

Принципы дифференцированного и интегрированного обучения...

иностранный язык, родной язык, учебный материал, обучение, условие обучения, принцип сознательности, устная речь, грамматический справочник, иноязычная речь, речевая деятельность.

Дидактические принципы при обучении неродному языку

принцип, принцип обучения, учебный процесс, принцип единства, принцип коммуникативности, обучение. Похожие статьи. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Обучение пониманию иноязычной речи на слух при обучении...

3) развивать объём слуховой памяти; 4) понимать всевозможные сочетания усвоенного материала разных уровней

В статье анализируется проблема развития спонтанной иноязычной речи в процессе.

Интенсивный метод обучения русскому языку как иностранному

учебный процесс, интенсивное обучение, учащийся, учебный материал, иностранный язык, русский язык, процесс

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения...

Рассматриваются особенности подбора языкового материала и методов обучения...

Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному...

Развитие спонтанной иноязычной речи в процессе обучения... иностранный язык, технический ВУЗ, процесс обучения, развитие спонтанной речи, приемы и методы преподавания, подбор языкового материала.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении...

иностранный язык, блог, монологическая речь, монологическое высказывание, процесс обучения, учебный материал, образовательный процесс, носитель языка, комплекс упражнений, учебный процесс.

Аудирование — один из главных компонентов обучения...

Поэтому, можно сделать вывод что при обучении языку в учебных группах основную роль играет не «механическая»память, а сознание и внимание.

—приступить к развитию навыков аудирования на материале монологической речи

Роль ситуативных упражнений в обучении иноязычной устной...

Успех обучения устной речи во многом зависит от количества и качества упражнений.

Поэтому весь учебный речевой материал должен быть пропущен через достаточное

— ИЯШ, 1976, № 2. 3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского...

Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе.

Основные термины (генерируются автоматически): обучение, учебный процесс, учебный материал, принцип, принцип научности, принцип обучения...

Задать вопрос