В статье рассмотрена многолетняя динамика уровня коррупции в России, проведен сравнительный анализ показателей официальной статистики по результатам противодействия коррупции в период с 2012 года по 2017 год и данные исследований различных специалистов в области противодействия коррупции. Установлено, что официальные статистические данные органов государственной власти не отражают реальный масштаб коррупции и не могут являться достоверным показателем для использования в методике измерения показателя коррупции, принятой в России.
Ключевые слова: ежегодный теневой оборот, федеральный бюджет, реальный масштаб коррупции, доходная часть, коррупционная направленность.
Коррупция является одной из угроз национальной безопасности России. В соответствии с отчетом международной организации «Transparency International» за 2017 год, Россия занимает 135-е место из ранжируемых 180 стран по коррупционному рейтингу и находится на одном уровне с Гондурасом, Лаосом, Мексикой и Парагваем [1].
Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данное обстоятельство привело к формированию у общества высокой терпимости и снисходительности к коррупции. Коррупцией затронуты практически все сферы жизни российского общества, все ветви государственной власти и даже сфера борьбы с коррупцией. Коррупция в России имеет системный характер [2].
Коррупция сегодня официально признается как системная угроза национальной безопасности государства [3].
Также в условиях экономических санкций со стороны США и стран Европейского Союза, ориентирования промышленности на отечественные источники снабжения и сбыта, борьба с коррупцией является одним из основных вопросов сохранения государства.
В соответствии с данными официальных источников, уровень коррупции повысился с 2016 года на 1,4 % и составил 32455 коррупционных преступлений [4].
В 2017 году показатель преступлений коррупционной направленности снизился на 9,9 % (29634 случаев).
На рис. 1 изображена многолетняя динамика развития коррупции в России за период с 1996 года по 2017 год.
Рис. 1. Динамика развития коррупции в России в период с 1996 года по 2017 год.
Преступления коррупционной направленности являются одной из главных угроз для страны в сфере внутренней политики. Только на взятки в России ежегодно тратится сумма, равная 38 млрд. долларов, что равно годовому доходу бюджета страны [5].
На 2007 год оборот коррупции в России составлял 6 процентов в пересчете на внутренний валовый продукт, когда при 10 процентах наступает застой, далее — паралич власти [6].
По некоторым оценкам ежегодный теневой оборот коррупции в России составляет примерно 300 млрд долларов [7].
Доходная часть федерального бюджета в 2007 году равнялась 7 трлн 781 млрд рублей. При сравнении доходной части федерального бюджета в 2007 с показателем ежегодного теневого оборота коррупции видно, что уровень коррупции в 2007 году сравнялся с уровнем доходов федерального бюджета.
Учитывая, что в 2003 году показатель ежегодного теневого оборота коррупции в России достигал 3 млрд. долларов, с 2003 года по 2007 год показатели теневого оборота коррупции в России увеличились в 100 раз.
В таблице 1 отображена обобщенная официальная статистика ведомств, занимающихся противодействием коррупции по результатам противодействия коррупции в период с 2012 года по 2017год.
Таблица 1
Результаты противодействия коррупции вРоссии с 2012 года по 2017 год
Годы |
Количество коррупционных дел, направленных всуд |
Причиненный ущерб (млрд руб.) |
Всего осуждено лиц |
2012 |
9811 |
21,8 |
6014 |
2013 |
12165 |
32,8 |
8607 |
2014 |
13037 |
29,6 |
10784 |
2015 |
13996 |
38,3 |
11499 |
2016 |
13774 |
43,8 |
9932 |
2017 |
12830 |
10,3 |
9900 |
По взглядам различных специалистов, уровень латентности коррупционных преступлений превышает 90 % и в виду высокой латентности возможен анализ лишь количества зарегистрированных преступлений [8].
С 2014 года представители политической элиты России, стали проявлять негативное отношение к показателям коррупции международных специализированных организаций, которое выразилось в разработке альтернативной методики измерения показателя коррупции в 2015 году Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Основой данной методики являются анализ статистических данных органов государственной власти, опросы населения и анализ законодательства [9].
Рассмотрим на примере целесообразность применения указанной методики измерения показателя коррупции для отображения реальных масштабов распространения коррупции в России. В этой связи целесообразно рассмотреть приведенную в таблице 2 динамику преступлений коррупционной направленности в России с 2012 года по 2017 год.
Таблица 2
Динамика преступлений коррупционной направленностивпериод с 2012 по 2017гг.
Показатели преступлений |
Годы |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Всего преступлений |
49513 |
42506 |
32204 |
32455 |
32924 |
12830 |
Прирост (снижение) (%) |
0 |
-14,2 |
-24,2 |
+0,8 |
+1,4 |
-9,9 |
Итак, в 2015 году, в соответствии с официальными данными МВД России, было зарегистрировано 32455 коррупционных преступлений. К уголовной ответственности привлечено 16926 лиц, из которых 8460 по статьям 290, 291 и 2911 УК РФ. Всего осуждено лиц по преступлениям коррупционной направленности — 11499.
Следовательно, в официально структуру преступности попадает только одно из трех совершенных коррупционных преступлений и уход от уголовной ответственности двух человек на каждого привлекаемого к таковой.
Таким образом, ежегодно совершаются сотни тысяч коррупционных правонарушений, которые не входят в официальную статистику и составляют скрытую долю коррупционных правонарушений.
Следовательно, показатели официальной статистики преступности не отражают реальный масштаб коррупции и не могут являться достоверным показателем для использования в методике измерения показателя коррупции.
Отсюда следует вывод: альтернативная методика измерения показателя коррупции не отражает реальный масштаб распространения коррупции в России.
Косвенным подтверждением данному утверждению могут служить темпы роста ежегодного теневого оборота коррупции на примере 2003–2007 годов, а также стабильно негативный международный рейтинг России по уровню коррупции на протяжении десятилетий.
Указанный пример наглядно показывает, что основным элементом противодействия коррупции должна стать реализация целенаправленной антикоррупционной политики государства.
Литература:
- Индекс восприятия коррупции «Транспаренси Интернешнл» за 2017 год. http:// www.transparency.org.ru;
- Шараев П. С., Мавлютова А. Р. Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы: тез. докл. на XLIII Международной научно-практической конференции//Вопросы современной юриспруденции/Сб. ст. по материалам XLIII Междунар. науч.-практ. конф. № 11(42). Новосибирск. Изд». СибАК»,2014. 96 с.
- Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
- Аналитическая справка «О состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за 2016 год». http://www.cdep.ru/index.php?id=150&item=3420.
- Гумеров Т. А. Борьба с коррупционной преступностью: цифры и реальность. //Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4. — С. 187–190.
- Смирнов А. Ю. Актуальные проблемы квалификации получения взятки // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2013. — № 1. — С. 16.
- Лунеев В. В. Коррупция в России // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всерос. науч. конф., Москва, 6 июня 2007 г. — М.: Научный эксперт, 2007. — С. 52–65.
- Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения. // Журнал российского права. — 2007. — № 2. — С. 46.
- В. Нечаев, Т. Подрез. Россия создаст конкурента индексу коррупции Transparency International. [Электронный ресурс]: URL: http://iz.ru/news/585558/.