Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО в сфере противодействия коррупции
Кеворкова Жанна Аракеловна, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель;
Халибеков Абдулла Гусейниевич, магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье раскрываются проблемы в сфере противодействия коррупции. При этом авторы раскрывают возможности применения принципов государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ, а также предлагают конкретные рекомендации для повышения эффективности работы Счётной Палаты, направленной на противодействие коррупции.
Ключевые слова: Счетная палата РФ, противодействие коррупции, принципы аудита ИССАИ, государственный аудит, информатизация антикоррупционной деятельности.
Счетная палата в определённом смысле уникальный орган в системе власти России. Он административно не зависит от Президента и органов исполнительной власти, так как финансируется непосредственно из федерального бюджета. Более того, Счётная Палата по праву может рассматриваться вторым по степени независимости от вертикали исполнительной власти, после Банка России. Но, к сожалению, потенциал Счетной палаты РФ еще не полностью раскрыт системой государственного аудита. Среди наиболее общих причин такого положения, выявленного по результатам исследования следует назвать низкий уровень организации аудиторского процесса, полномочий Счётной Палаты, несовершенство профильного законодательства, координации с другими органами власти.
Учитывая положительный опыт взаимодействия Счётной Палаты Российской Федерации со многими профильными международными организациями высших контрольных органов государственного аудита, а также наличия положительных результатов, связанных с применением профессиональных рекомендаций, в частности ИССАИ, считаем возможным применять принципы государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ (см. рис 1).
Рис. 1. Области, охватываемые принципами аудита государственного сектора
Источник: составлено по материалам ИССАИ [4]
Исходя из содержания вышеуказанных Принципов можно констатировать, что их текст имеет одно общее для всех европейских рамочных правовых документов качество — механичность и отсутствие целостности, которое основано на западноевропейском менталитете, особенностях правовой системы стран ЕС, практике государственного управления. Таким образом, применяя принципы ИССАИ в деятельности Счётной Палаты РФ, следует учитывать особенности роли и культуры государственного управления в России. В частности, в отечественной практике государственного управления ещё сильна ориентация на личные качества государственного служащего, установления неформальных связей и ориентацией на построение доверия, тогда как европейская система стремится понизить роль личности до уровня легкозаменяемого и незначительного элемента «управленческой системы» или «системы менеджмента». [4] Если обратиться к истории государств, то поиск идеальной системы общественного и государственного устройства с дальнейшей её консервацией приводит к неизбежному устареванию и кризису такой системы. Например, согласно принципу «Этика и независимость» Принципов ИССАИ, аудиторы «должны оставаться независимыми», что подразумевает искусственную терминологическую конструкцию, мало что имеющею общего с реальной действительностью. Считаем, что никто не может оставаться независимым, особенно в профессиональном и административном отношении, не говоря уже об экономическом. Кроме того, исполнение принципа этики подразумевает модель этичного поведения, принятую в западноевропейском обществе с совершенно другим типом государственного устройства.
Анализируя вышеуказанные Принципы аудита ИССАИ, приходим к мнению, что принципы «беспристрастности аудитора» и «профессионального скептицизма аудитора» противоречат друг другу.
Среди положительных рекомендаций, указанных в Принципах ИССАИ, следует отметить риск — ориентированный подход, который подразумевает пристальное внимание к объективности проверки и минимизации риска того, что доклад аудитора не будет соответствовать реалиям объекта проверки. Поскольку Принципы содержат общие рекомендации, связанные непосредственно с процессом проведения государственного независимого аудита, предлагаем включить их в национальные Стандарты государственного аудита России. Результаты анализа содержания вышеуказанных Стандартов, позволяют сделать вывод, что в них не упоминаются меры по противодействию коррупции, как в самой Счётной Палате РФ, так и в проверяемых объектах. Считаем, что необходимо разработать отдельный Стандарт, который должен базироваться на общих принципах противодействия коррупции, изложенных в базовых профильных нормативно-правовых актах национального законодательства. В содержании такого стандарта необходимо изложить единую терминологию, указание принципов борьбы с коррупцией, и ее методологические основы.
Опираясь на результаты исследования и придерживаясь мнения руководства Счётной Палаты РФ, считаем необходимым уже сегодня наделить инспекторов Счетной палаты правами принимать решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, как в ходе, так по завершению контрольно-проверочных мероприятий. А рассмотрение соответствующих дел должно проходить в судах общей юрисдикции.
Следующим шагом Счетной Палаты должна стать активизация разработки нормативных актов в рамках своей подведомственности и юрисдикции. Следует инициировать принятие пакета законодательных актов, который был бы направлен на удаление оффшорных (и аффилированных с оффшорными) компаний из перечня потенциальных контрагентов в госзакупках.
Следует создать отдельное подразделение в составе аппарата Счётной Палаты РФ, которое занималось бы рассмотрением особо важных и крупных проектов. Так, во исполнение принятого Указом Президента Национального плана противодействия коррупции, необходимо подготовить обстоятельный доклад о результатах мониторинга крупных проектов с государственным участием, которые финансируются из государственного бюджета или фонда национального благосостояния. Такой доклад должен базировать на реальных материалах выездных проверок, и публиковаться на постоянной основе.
Считаем также необходимым реализовать на практике конкретные рекомендации Транспаренси Интернешнл:
выполнять на практике, а не на бумаге требования Национального плана по противодействию коррупции;
вести строгий контроль реализации ведомственного плана по противодействию коррупции, разработать систему чёткой публичной отчётности о результатах;
ориентация в антикоррупционной деятельности на работу с общественными организациями;
ввести уголовную ответственность руководителей за непринятие мер по противодействию коррупции и неустранение последствий коррупционных деяний.
По нашему мнению, особая роль в повышении эффективности борьбы с коррупцией Счётной Палатой должна отводиться современным технологиям. В условиях информатизации и глобализации, необходимости обновления систем и механизмов государственного управления, аудиторы Счётной Палаты обязаны использовать эффективные и инновационные инструменты анализа и доведения результатов своего труда до пользователей. Публикация материалов аудиторских проверок на сайте Счётной Палаты должна ставить перед собой цель совершенствования и рационализации государственного аудита. Государственный аудит является инструментом и гарантией повсеместного добросовестного государственного управления. А его доведение до общества массовыми средствами обмена информацией повышает силу этого инструмента многократно. Другими словами, если потенциальный коррупционер будет часто видеть в интернете новостные сообщения об уголовных делах и увольнениях по результатам проверки Счётной Палаты, то это, возможно, остановит его от преступного деяния.
Используя последние инновационные решения информационных и коммуникационных технологий, Счётной Палате РФ следует содействовать широкому применению следующих технологий: «облачная вычислительная среда», «обработка больших массивов информации», «аналоговое моделирование и интеллектуальный анализ», обеспечивая публикацию и популяризацию заключений аудиторов электронными средствами.
Также, в части информатизации антикоррупционной деятельности Счётной Палаты РФ, следует:
1) разрабатывать новые способы и методы управления финансовым аудитом, с использованием потоковых технологий передачи информации;
2) использовать современные каналы доведения результатов аудита до целевой аудитории (например, руководителям государственных органов власти и крупных предприятий регулярно направлять материалы проверок — для использования в работе, принятия к сведению и с обучающей и профилактической целью), сочетая доступные и инновационные средства для наиболее полного распространения этой информации;
3) усиливать обмен знаниями с аналогичными органами высшего финансового аудита других стран в коммуникационной сфере, содействовать межгосударственному диалогу, продвигать трансграничное сотрудничество для объединения усилий с другими организациями содружества ВОФК в противодействии коррупции на национальном уровне.
С учётом перспектив дальнейшего повышения эффективности работы Счётной Палаты, направленной на противодействие коррупции, считаем, что необходимо выполнить следующие рекомендации:
повышать эффективности работы Счётной Палаты, направленной на увеличение показателей «затраты — эффект» и «сумма выявленных нарушений на 1 сотрудника». Целью для достижения минимального уровня данных показателей должен стать переход на полное покрытие расходов федерального бюджета на содержание Счётной Палаты средствами, поступившими в бюджет по результатам контрольно-проверочных мероприятий (возвращение бюджетных средств нарушителями, возмещение убытков, выплата штрафов, повышение эффективности использования бюджетных средств);
содействовать дальнейшему развитию современных, надежных и эффективных методов внутреннего аудита, систем управления коррупционными рисками и систем антикоррупционной безопасности в органах государственной власти, в том числе в самой Счётной Палате;
предоставлять методическую и методологическую помощь КСО при разработке местных стандартов внутреннего аудита, при этом необходимо учитывать опыт аудиторов Счётной Палаты и международную практику, так как КСО на местном уровне не способны решать такие задачи;
содействовать развитию институтов внешнего государственного аудита в субъектах РФ и муниципального финансового аудита, в том числе путем централизованной разработки и обеспечения общих (для муниципального уровня) стандартов качества работы;
проводить анализ эффективности и отчетности государственной системы финансового аудита объектов внешнего государственного аудита (контроля), для того, чтобы учитывать результаты такого анализа при планировании объемов проверки соответствующих объектов;
должным образом содействовать публикации результатов антикоррупционной деятельности внутри Счётной Палаты, регулярно размещать на сайте отчёт о выявленных в рядах сотрудников нарушениях действующего законодательства и наказаниях (как это уже делается в других органах власти России, например ФСКН);
регулярно проводить мероприятия по оценке эффективности и целевому использованию бюджетных средств, которые предусмотрены в расходах для достижения целей программ, в том числе программ, направленных на реализацию Национальной стратегии противодействия коррупции, согласно которой для Счетной палаты РФ определены задачи, отвечающие ее установленным функциям, задачам и возможностям;
проводить внешний независимый государственный аудит, в том числе парламентский, прозрачности и эффективности использования бюджетных средств в крупных, государственно важных проектах;
координировать работу с правоохранительными органами (Генпрокуратура, МВД, ФСБ) по выявлению и профилактике коррупционных нарушений в финансовой сфере;
регулярно разрабатывать рекомендации и предложения по совершенствованию системы государственного мониторинга доходов и расходов госслужащих, мер по деоффшоризации экономики, снижения уровня её теневизации;
по результатам итогов контрольно-проверочной работы КСО обратить внимание на нарушения в сфере оплаты труда в федеральных органах государственной власти, т. к. в материалах и отчётах о выявленных нарушениях, данное направление отработано недостаточно;
обеспечить участие представителей Счётной Палаты РФ в международных программах противодействия коррупции, в том числе по линии ООН и Совета Европы, а также и через международные организации ВОФК — ИНТОСАИ, ЕВРОСАИ, АЗОСАИ. Особое внимание уделить повышению статуса русского языка, как одного из официальных языков данных организаций, обеспечить публикацию отчётов на русском языке;
организовать внутренний контроль, профилактику и исключение коррупции в Счетной палате, в первую очередь за счёт подбора кадров и работы с ними.
в дальнейшем проводить экспертизу проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов в пределах компетенции, в том числе бюджетного законодательства;
осуществлять регулярный мониторинг и анализ эффективности налогового, валютного и бюджетного законодательства, показателей государственной денежно-кредитной политики, состояния развития банковского сектора, валютного и финансового рынка, работы национальной платежной системы, законодательства в сфере государственного аудита, внутренней нормативной базы Счётной Палаты.
Таким образом, предложенные рекомендации требуют применения комплексного, а не ведомственного подхода в работе Счётной Палаты РФ.
Следует отметить, что выполнение данных рекомендаций, постоянное совершенствование законодательства, прозрачность деятельности органов власти, в том числе в бюджетно-финансовой сфере, не только способствует усилению порядка и росту эффективности контроля над формированием, сбережением и использованием национальных финансовых ресурсов, но и помогает выявлять резервы для финансирования программ социально-экономического развития страны.
Литература:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ " О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Счетной палате Российской Федерации»
- Основополагающие принципы аудита государственного сектора. Международные стандарты для высших органов финансового контроля (ISSAI) — электронный ресурс: http://www.eurosai.org/ru/top Menu/ISSAI.html
- Основополагающие принципы аудита эффективности. Международные стандарты для высших органов финансового контроля (ISSAI) — электронный ресурс: http://www.eurosai.org/handle 404?exporturi=/export/sites/eurosai/.content/documents/others/ISSAI/ISSAI-300-ruso.pdf
- Основополагающие принципы аудита соответствия. Международные стандарты для высших органов финансового контроля (ISSAI) — электронный ресурс: http://www.eurosai.org/handle404?exporturi= /export/sites/eurosai/.content/documents/others/ISSAI/ISSAI-400-ruso.pdf