Целью данной статьи является проведение сравнительно-правового анализа института антикоррупционного законодательства в России, Германии и Франции. В исследовании рассматривается правовая база, механизмы правоприменения и эффективность антикоррупционных мер в этих странах. Анализ основан на анализе соответствующего законодательства, судебной практики и научной литературы. Основные выводы показывают, что, хотя правовые рамки для борьбы с коррупцией были созданы во всех трех странах, существуют значительные различия в их применении и эффективности.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное право, борьба с коррупцией.
Коррупция — это глобальная проблема, которая подрывает эффективность государственного управления, экономическое развитие и верховенство закона. В последние годы международные организации и правительства предприняли значительные усилия по борьбе с коррупцией, приняв антикоррупционные законы и политику. В данной статье сравниваются правовые институты, направленные на борьбу с коррупцией в России, Германии и Франции, особенно в рамках регулирования, механизмов правоприменения и эффективности антикоррупционных мер в этих странах.
Нормативно-правовая база
Основные антикоррупционные законы в России включают федеральный закон «О противодействии незаконному влиянию на осуществление властных полномочий» (2003), федеральный закон «О противодействии коррупции» (2008) и уголовное законодательство Российской Федерации. Правовая база охватывает широкий спектр уголовных преступлений, включая взяточничество, растрату и злоупотребление властью:
Немецкое антикоррупционное законодательство в первую очередь основано на уголовных законах, которые запрещают взяточничество, нарушая правовое и местное влияние. Кроме того, в 1997 году был принят Общий закон о борьбе с коррупцией (GwG), направленный на укрепление системы антикоррупционных мер.
Французское антикоррупционное законодательство включает Уголовный кодекс, который предусматривает уголовную ответственность за взяточничество, торговлю влиянием и злоупотребление служебным положением. Закон Сапин II о прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни, принятый в 2016 году, является всеобъемлющим антикоррупционным законом, который укрепляет механизмы обеспечения соблюдения и требует от компаний внедрения внутренних программ соблюдения нормативных требований.
Механизмы обеспечения соблюдения
В России Следственный комитет, Генеральная прокуратура и Федеральная служба безопасности несут основную ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства. Для облегчения информирования о коррупционных правонарушениях были созданы «горячая линия» по борьбе с коррупцией и веб-сайт антикоррупционного портала.
В Германии за соблюдение законов о борьбе с коррупцией отвечает государственная прокуратура. Федеральное управление уголовной полиции и Центральное управление по борьбе с экономическими преступлениями (Zentralstelle zur Bekämpfung von Wirtschaftsverbrechen, ZW) играют определенную роль в обеспечении соблюдения законов. Защита информаторов гарантируется Законом о неразглашении. (Geheimhaltungsverbotsgesetz)
Во Франции Национальная финансовая прокуратура (NF) отвечает за соблюдение антикоррупционного законодательства. Французское агентство по борьбе с коррупцией (AFA) было создано в 2016 году для надзора и обеспечения соблюдения Закона Сапен II.
Эффективность антикоррупционных мер
Россия добилась прогресса в реализации антикоррупционных мер, но их эффективность по-прежнему ограничена. Случаи коррупции на высоком уровне и отсутствие прозрачности в правоприменительной практике вызывают опасения по поводу целостности антикоррупционной системы.
В Германии действует надежная антикоррупционная правовая система и правоприменительные механизмы. Однако этим мерам препятствует отсутствие прозрачности в правоохранительной деятельности и ограниченный охват правовой базы.
Франция добилась значительных успехов в реализации антикоррупционных мер, в частности, благодаря принятию закона Сапен II. Эффективность этих мер очевидна благодаря прозрачному процессу правоприменения и всеобъемлющей правовой базе.
Факторы, влияющие на эффективность антикоррупционных мер
Политическая воля
Политическая воля правительства является решающим фактором успеха усилий по борьбе с коррупцией. В России отсутствие политической воли и прозрачности в правоприменительной практике снижает эффективность этих мер. В отличие от этого, Франция и Германия демонстрируют более сильную политическую приверженность борьбе с коррупцией.
Правовая база
Всесторонность и ясность законодательной базы также играют важную роль в успехе антикоррупционных инициатив. Хотя в России действует широкий спектр законов о борьбе с коррупцией, отсутствие последовательности и ясности в правовой системе может препятствовать их применению. Франция и Германия имеют более всеобъемлющую и последовательную правовую базу, которая повышает эффективность их усилий по борьбе с коррупцией.
Механизмы правоприменения
Независимость и ресурсы правоохранительных органов играют решающую роль в эффективности усилий по борьбе с коррупцией. В России этим ведомствам не хватает ни независимости, ни достаточных ресурсов, что может снизить эффективность их усилий. С другой стороны, в Германии и Франции, где правоохранительные органы пользуются большей независимостью и лучше оснащены ресурсами, антикоррупционные инициативы более успешны.
Информированность и участие общественности
Кроме того, успеху этих инициатив также способствуют осведомленность общественности и ее участие в борьбе с коррупцией. В России наблюдается высокий уровень осведомленности общественности о коррупции, однако отсутствие доверия к правоохранительным органам может препятствовать эффективному участию. И наоборот, в Германии и Франции как общественность, так и правительство более активно участвуют в борьбе с коррупцией, что приводит к разработке более эффективных стратегий борьбы с коррупцией.
Рекомендации по улучшению
Укрепление политической воли: Правительства должны продемонстрировать свою приверженность борьбе с коррупцией, публично объявив о своих усилиях и планах в этой области. Они также должны привлечь к ответственности коррумпированных должностных лиц на самых высоких уровнях государственного управления.
Развитие правовой базы: Правительствам следует постоянно обновлять и совершенствовать свои антикоррупционные законы, чтобы обеспечить более четкую и эффективную защиту от коррупции. Это может включать расширение сферы применения законов и введение более строгих наказаний за коррупционные деяния.
Укрепление механизмов правоприменения: Правительства должны обеспечить независимость правоохранительных органов и наличие необходимых ресурсов для эффективного применения антикоррупционных законов. Это может включать предоставление дополнительной финансовой и технической поддержки, а также обучение сотрудников правоохранительных органов методам борьбы с коррупцией.
Расширение участия общественности: Правительствам следует повышать роль граждан в борьбе с коррупцией путем создания механизмов информирования о коррупционной практике, а также привлечения общественного мнения к обсуждению антикоррупционной политики. Это может включать расширение программ защиты и повышение осведомленности о коррупции и ее последствиях.
Координация и сотрудничество: Россия, Германия и Франция могут укрепить сотрудничество в области борьбы с коррупцией путем обмена опытом и передовой практикой, а также совместной работы в международных и региональных организациях, таких как Организация Объединенных Наций и Совет Европы.
Заключение
Сравнительный правовой анализ антикоррупционного законодательства России, Германии и Франции показывает, что, хотя все три страны внедрили правовую базу для борьбы с коррупцией, существуют заметные различия в том, как они применяются и насколько эффективны. Такие факторы, как политическая воля, правовая база, механизмы правоприменения, осведомленность общественности и ее участие, играют важную роль в определении успеха усилий по борьбе с коррупцией.
Для повышения эффективности этих усилий в этих трех странах важно устранить выявленные недостатки в антикоррупционной системе каждой страны. Это может включать укрепление правовой базы, совершенствование механизмов правоприменения, повышение осведомленности и вовлеченности общественности, а также укрепление политической воли к борьбе с коррупцией. Решая эти проблемы, эти страны могут работать над созданием более эффективной антикоррупционной среды.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/
- Закон Сапин II о прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни [Электронный ресурс]. Дата обращения: 22.06.2024. URL:https://www.legifrance.gouv.fr
- Артемов Владислав Юрьевич Сравнительно-правовой анализ имплементации конвенции оэср по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок // Евразийская адвокатура. 2014. № 4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-implementatsii-konventsii-oesr-po-borbe-s-podkupom-inostrannyh-dolzhnostnyh-lits-pri-osuschestvlenii (дата обращения: 22.06.2024).
- Лаптева В. В. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системе государственной власти // Экономика и социум. 2017. № 12 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-borby-s-korruptsiey-v-sisteme-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 22.06.2024).
- Болотина Е. И. Анализ антикоррупционной деятельности в России и Германии // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-antikorruptsionnoy-deyatelnosti-v-rossii-i-germanii (дата обращения: 22.06.2024).
- Исупов Андрей Михайлович, Сарксян Лианна Давитовна К вопросу об особенностях антикоррупционной политики // Региональное развитие. 2015. № 2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-osobennostyah-antikorruptsionnoy-politiki (дата обращения: 22.06.2024).