Методы аромамаркетинга для повышения лояльности клиентов в общественном питании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 204 раза

Библиографическое описание:

Тимашов, Е. П. Методы аромамаркетинга для повышения лояльности клиентов в общественном питании / Е. П. Тимашов, Н. И. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50650/ (дата обращения: 26.04.2024).



Каждый человек имеет свои любимые ароматы, способные вернуть воспоминаниями в прошлое, перенести воображение в густой лес после дождя или летний луг рядом с бабушкиным домом. Именно ароматы быстрее всего возрождают в нашей памяти яркие воспоминания, и, безусловно, давно доказано, что с уровнем воздействия именно обоняния не сравнится ни зрение, ни слух. 35 % обонятельной информации запоминает любой человек, обоняние помогает нам воспринимать окружающий мир ярче [5, с. 36]. Определенные ароматы вызывают в человеке определенные эмоции, реакцию, воспоминания, ассоциации.

Аромамаркетинг возник за рубежом более 20 лет назад, но на российском рынке и в бизнесе до сих пор является малоизученным. Аромамаркетинг — это современное направление маркетинга, основанное на использовании различных запахов и ароматов для привлечения клиентов.

В связи с тем, что новые веяния привлечения покупателей всегда вызывает много обсуждений, за последние несколько лет были проведены многочисленные маркетинговые исследования в крупных магазинах различных торговых марок и небольших торговых предприятий, применявших аромамаркетинг, выдавшие следующие результаты:

‒ 80 % потенциальных покупателей готовы совершать покупки даже если они изначально не хотели ничего приобретать в магазине с приятным ароматом;

‒ В «ароматизированных» магазинах люди проводят на 20 % больше времени, чем в магазинах «не ароматизированных»;

‒ Сами покупатели отмечают снижение уровня стресса и раздражительности в магазинах с расслабляющими ароматами;

‒ Более, чем на 10 % увеличивается количество импульсных покупок в магазинах, использующих ароматы, а посещаемость «ароматизированных» магазинов остается стабильно высокой.

‒ наблюдается рост продаж товаров и услуг до 30 % [1, с. 83].

Когда мы чувствуем запах сладких вещей, мы уделяем вдвое больше внимания знакам с продуктами, связанными с кафе. Наши намерения покупки увеличиваются на 40 %, но только тогда, когда стимулы этих двух чувств сочетаются, т. е. визуальный образ сопровождается ароматом [3].

Также, как и разные цвета воздействуют по-разному на человека, запахи могут вызывать разные эмоции. На рисунке 1 показаны результаты голосования по клементину, цитрусовому аромату, по сравнению с ванилью. Оба одинаково приятны, но первый более стимулирует, а второй — более расслабляющий [4].

Рис. 1. Результаты голосования респондентов International Flavors & Fragrances Inc.

В рамках научного проекта был проведен эксперимент на торговом отделе, специализирующимся на изготовлении и реализации блюд японской и паназиатской кухни. Полученные результаты обрабатывались по методу Кано, что позволило разделить характеристики кафе, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Частота отнесения характеристик к типам метода Кано

Анализируемый пункт

Базовая,%

Основная,%

Привлекательная,%

Не имеет значения,%

Обратная,%

Удовлетворенность

Не удовлетворенность

Отсутствие запаха японской кухни

63,07

0,24

1,04

28,22

7,43

29,76

-65,5

Наличие приятного аромата

18,08

31,12

36,64

12,06

2,10

42,86

-48,8

Влияние запахов на покупку

11,90

7,40

9,15

67,30

4,25

75,00

-19,0

На ТО для проведения эксперимента в кассовую зону была поставлена специальная баночка с аромамаслами. Выбор смеси ароматов должен был нейтрализовать запахи рисового уксуса, соевого соуса и рыбы, а также соответствовать стилю кухни, т. к. использование аромата свежей выпечки, например, могло бы дезориентировать покупателя. В качестве базы было выбрано аромамасло зеленого чая с тонким ароматом жасмина, и разных сортов мяты. Количество опрошенных составило 84 человека.

Таким образом, согласно данным с табл. 1, отсутствие выраженного запаха японской кухни 63,07 % респондентов отнесли к базовым свойствам, т. е. по мнению потребителей на ТО должен отсутствовать сильный запах априори. Лишь 1,04 % отметили присутствующие ароматы привлекательными. 28,22 % покупателей спокойно относятся к запахам приготовления блюд японской кухни. Показатель «Не удовлетворенности» указывает на недовольство клиентов, которое можно сократить, нейтрализовав запахи японской кухни.

36,64 % респондентов считают, что наличие приятного аромата на ТО привлечет их внимание. Соответственно, при наличии приятных ароматов, ожидаемо увеличение численности покупателей. 18,08 % полагают, что наличие приятного аромата является обязательным для ТО, а 31,12 % желают, чтобы на ТО присутствовал приятный запах. Недовольных идеей покупателей оказалось всего 2,1 %. Большая часть респондентов не придает большого значения влиянию запахов на покупку, таких оказалось 67,3 %. 11,9 % потребителей, совершив покупку в дни эксперимента убедились в том, что вкусный аромат обязателен на кассовой зоне. 7,4 % покупателей сочли покупку товара приятной, а 9,15 % считают эту идею интересной.

Несмотря на то, что аромамаркетинг новое направление в маркетинге, оно уже доказало свою эффективность, т. к. по данным исследований стимулирует продажи, помогает «задержать» посетителей, и увеличивает средний чек магазина. Восприятие запахов очень индивидуально и на данный момент не существует «философского камня» в данном направлении. На это влияет множество факторов, таких как этническая культуры и личностные особенности. Поэтому выбор аромамасел зависит от сферы деятельности и ряда других факторов. Эксперимент на ТО японской и паназиатской кухни доказал необходимость применения аромамаркетинга.

Литература:

  1. Аромамаркетинг. Как добавить запаха российскому бизнесу. Журнал «Компания» № 597, 2010.
  2. Понявина, М. Б., Ароматизация помещений как эффективный инструмент маркетинга / М. Б. Понявина // Молодой ученый — 2014. — № 15.1 (74.1). — С. 83–84.
  3. Фридберг, Л. Влияние запаха на поведение покупателей /Л. Фридберг, С. Л. Олбрайт URL:https://www.kau.se/nyheter/sa-paverkar-lukt-vart-kopbeteende (дата обращния 17.05.18)
  4. Уорренбург, С. Влияние аромата на эмоции: настроение и физиология URL:https://academic.oup.com/chemse/article/30/suppl_1/i248/270387 (дата обращния 17.05.18)
  5. Trivedi, Bijal. The hard smell. 2006 New Scientist;12/16/2006, Vol. 192 Issue 2582, p36–39
Основные термины (генерируются автоматически): приятный аромат, японская кухня, аромат, влияние запахов, запах, кассовая зона, магазин, паназиатская кухня, покупатель, покупка.


Похожие статьи

Специфика мерчандайзинга в магазинах одежды | Молодой ученый

К особо важным местам нужно отнести кассовую зону и зону примерочных.

Основные термины (генерируются автоматически): торговый зал, зона, покупатель, магазин

торговый зал, розничная торговля, продажа товаров, товар, покупатель, звуковое сопровождение, запах...

Мерчендайзинг — способ воздействия на психологию потребителя

Чтобы стимулировать настроение покупателя и спровоцировать на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи. Научный центр Monell в Филадельфии запустил пилотные проекты, цель которых — изучить влияние тех или иных запахов на покупателей.

Получение сложных эфиров и эфирных масел

жидкость с приятным освежающим фруктовым запахом. СН3СОOCH3 — метилацетат. Уксусная кислота и метиловый спирт

Свойства. Лимон. Настойка с приятным ароматом лимона. Хранится долго, до года, не теряя свой аромат. Апельсин.

Механизм воздействия на спонтанные покупки

покупка, мужчина, женщина, товар, подставной покупатель, сильное влияние, подсознательный уровень, торговое предприятие, EMEA, ROI.

Влияние пряностей на сохранение продуктов

Кроме аппетитного запаха, они могут придавать пище жгучий, терпкий или горький вкус.

Вильям Похлебкин, Тайны хорошей кухни, ЭКСМО, Москва, 2014г.

Книга гастронома. Про специи. Проверено, все получится. Эксмо, 2009г.

Анализ потребительских предпочтений кофе натурального на...

Основным критерием, влияющим на выбор натурального кофе является вкус и аромат напитка, 41 % респондентов при покупке кофе обращают

Ярко выраженный аромат, вкус приятный, кисловатый.

Выраженный аромат, вкус с горчинкой. без посторонних запаха и вкуса.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Библиографическое описание: Визавитин О. И., Таякин С. Д. Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Просторное основное помещение делилось на более маленькие зоны занавесками

Помимо веера, туалет необходимо было подчёркивать ароматами...

Особенности маркетинговой среды Японских предприятий

Японский вариант рассматривает вкусы и желания покупателя как врожденные черты, которые надо удовлетворять без рассуждений.

В-третьих, в момент совершения крупных покупок и оформления гарантии на сложную технику, требующих заполнения форм.

Похожие статьи

Специфика мерчандайзинга в магазинах одежды | Молодой ученый

К особо важным местам нужно отнести кассовую зону и зону примерочных.

Основные термины (генерируются автоматически): торговый зал, зона, покупатель, магазин

торговый зал, розничная торговля, продажа товаров, товар, покупатель, звуковое сопровождение, запах...

Мерчендайзинг — способ воздействия на психологию потребителя

Чтобы стимулировать настроение покупателя и спровоцировать на покупки, часто используют внутри магазина различные запахи. Научный центр Monell в Филадельфии запустил пилотные проекты, цель которых — изучить влияние тех или иных запахов на покупателей.

Получение сложных эфиров и эфирных масел

жидкость с приятным освежающим фруктовым запахом. СН3СОOCH3 — метилацетат. Уксусная кислота и метиловый спирт

Свойства. Лимон. Настойка с приятным ароматом лимона. Хранится долго, до года, не теряя свой аромат. Апельсин.

Механизм воздействия на спонтанные покупки

покупка, мужчина, женщина, товар, подставной покупатель, сильное влияние, подсознательный уровень, торговое предприятие, EMEA, ROI.

Влияние пряностей на сохранение продуктов

Кроме аппетитного запаха, они могут придавать пище жгучий, терпкий или горький вкус.

Вильям Похлебкин, Тайны хорошей кухни, ЭКСМО, Москва, 2014г.

Книга гастронома. Про специи. Проверено, все получится. Эксмо, 2009г.

Анализ потребительских предпочтений кофе натурального на...

Основным критерием, влияющим на выбор натурального кофе является вкус и аромат напитка, 41 % респондентов при покупке кофе обращают

Ярко выраженный аромат, вкус приятный, кисловатый.

Выраженный аромат, вкус с горчинкой. без посторонних запаха и вкуса.

Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Библиографическое описание: Визавитин О. И., Таякин С. Д. Повседневная жизнь японских аристократов в период Хэйан

Просторное основное помещение делилось на более маленькие зоны занавесками

Помимо веера, туалет необходимо было подчёркивать ароматами...

Особенности маркетинговой среды Японских предприятий

Японский вариант рассматривает вкусы и желания покупателя как врожденные черты, которые надо удовлетворять без рассуждений.

В-третьих, в момент совершения крупных покупок и оформления гарантии на сложную технику, требующих заполнения форм.

Задать вопрос