Практика рассмотрения споров о наследовании долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью обширна, что говорит об актуальности данной темы. Наследование доли представляет собой гибридный синтез прав и обязанностей участника общества и прав и обязанностей наследника.
При рассмотрении указанных споров нередко возникают вопросы о моменте возникновения прав наследников и какие именно права и обязанности следуют за долей.
Согласно п. 1. ст. 1110 ГК РФ, «при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент» [1]. Таким образом наследник, обладая правами и обязанностями наследника, приобретает также права и обязанности участника общества (если принимает и вступает в наследство).
Так, положения ст. 1176 ГК РФ предусматривают, что доля в уставном капитале общества включается в наследственную массу. Эта же статья отсылает к специальным нормам — п. 8 ст. 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», где также говорится, что уставом общества может быть ограничен переход доли при наследовании путем получения согласия на данный переход доли к универсальному правопреемнику [4].
Само по себе получение согласия можно расценивать как механизм защиты оставшихся участников и самого общества от воздействия «извне», от влияния, так называемого, человеческого фактора. Также, безусловно можно говорить о сохранении неизменности управляющего и участвующего состава общества.
Так, если это согласие получено, то наследник в порядке универсального правопреемства становится полноправным участником общества.
Согласно общим положениям о наследовании, наследство открывается смертью наследодателя. Исходя из буквального толкования нормы, наследник практически единовременно со смертью наследодателя принимает наследство. Однако зачастую это невозможно, присутствует человеческий фактор, да и наследник может не знать, что именно ему передается в наследство до обращения к нотариусу. Здесь следует обратить внимание также на то, что согласно п. 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника [3].
Здесь появляется коллизия норм указанного Постановления с п. 13.1. ст. 21 ФЗ «Об ООО», которая указывает, что одним из документов, на основании которых приобретается доля в ООО, является свидетельство о праве на наследство. Таким образом, являясь правоустанавливающим документом, получение свидетельства является обязательным. Если моделировать ситуацию, при которой наследник хочет принять наследство, то как подтвердить оставшимся участникам, что он — действительный и единственный наследник этой доли?
Проблема момента принятия в наследство долю в уставном капитале ООО можно рассматривать в едином ключе, независимо от способа принятия наследства:
‒ при фактическом принятии наследства;
‒ при обращении к нотариусу.
Моментом открытия наследства является день смерти наследодателя. Получается, что с этого момента наследник становится участником общества [4]. Однако надо принять наследство.
Сложившаяся практика показывает, что при несвоевременном принятии наследства могут возникнуть неблагоприятные последствия, как для наследника, так и для самого общества [5].
Автор считает, что отсутствие четкой регламентации процедуры фактического принятия наследства в специальном законодательстве порождает споры. Целесообразно было бы дополнить статью 21 ФЗ «Об ООО» пунктом 19 и изложить его в следующей редакции:
«19. В случае, если уставом общества или действующими законами не предусмотрено обязательное получение согласия остальных участников общества на переход доли к третьим лицам в порядке универсального правопреемства, моментом принятия доли в уставном капитале будет уведомление исполнительного органа общества о правопреемстве. С указанного момента такой участник обладает всеми правами и обязанностями участника в обществе. Заявление подлежит рассмотрению высшим органом общества в течение семи банковских дней. По истечении указанного срока, но не позднее двух месяцев с момента подачи заявления, перешедшие права и обязанности должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке».
Действующий Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ, поэтому туда изменения вносить не предполагается [6].
Также, ответственность за несвоевременное предоставление сведений о юридическом лице установлена п. 3. ст. 14.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ [7].
Однако следует также обратить внимание, что одной нормой нельзя решить проблему. Если предположить, что стороны не осведомлены о произошедшем правопреемстве, то в их действиях отсутствует недобросовестность. Нынешние реалии не позволяют полностью регламентировать данный вопрос. Если рассматривать моментальное уведомление нотариусом общество при обращении с заявлением к нему наследника, то данное положение позволило бы хотя бы в случаях обращения к нотариусу ускорить процедуру принятия в наследство долю.
Также, если рассматривать случаи наследования по завещанию, то представляется возможность внесения дополнительных пунктов в статьи ГК РФ, где указывалась бы обязанность нотариуса запрашивать подтверждение об отправке уведомления наследодателем общества о возможном правопреемстве.
Для сохранения тайны завещания предполагается, что в уведомлении будет указываться, что доля включается в наследственную массу со ссылкой на номер записи в реестре регистрации нотариальных действий нотариуса.
Указанное положение также не подлежит применению, если завещание заверяет иное лицо (ст. 1127 ГК РФ).
Переходя к вопросу о самой сущности наследуемого имущества в виде доли в уставном капитале ООО, то стоит отметить следующее.
Анализируя действующее законодательство, можно сделать вывод о том, что хоть практика идет по определенному пути, но в нормативно-правовых актах отсутствует сущностное определение «доли в уставном капитале», позволяющее определить правовую природу доли. Подход законодателя и состоит в том, что доля представляет собой совокупность имущественных прав (возникающий вследствие внесения вклада в уставный капитал общества), а также неимущественных прав участника, возникающих в первую очередь из прав и обязанностей участника по участию и управлению в обществе. Указанную совокупность законодатель называет «Корпоративные права».
Принимая в наследство эти корпоративные права (долю в уставном капитале ООО), наследник закрепляет за собой право участия и управления в корпорации, поскольку сама по себе доля закрепляет эти права [8].
Так как ряд авторов считает, что корпоративное право участника ООО включает в себя личные неимущественные права, то необходимо обратить внимание на абз. 3 ст. 1112 ГК РФ, которая указывает, что «Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага».
В данном случае считаем, что эта норма не применима, так как невозможно расчленить субъективное право участника на имущественные и неимущественные и передать в наследство только одно звено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что российское законодательство в области наследования доли подлежит корректировке и дополнениям на основании складывающийся практики и выявления явных пробелов в действующих нормах.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «Российская газета», N 233, 28.11.2001,
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, N 7, ст. 785,
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» «Российская газета», N 127, 06.06.2012,
- Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Порядок наследования доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью 18.05.2018// [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Постановление Президиума ВАС РФ от 20.12.2011 N 10107/11 по делу N А12–8057/2010// [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.04.2018) «Российская газета», N 153–154, 10.08.2001
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) «Российская газета», N 256, 31.12.2001
- Определение ВАС РФ от 07.09.2009 N ВАС-11093/09 // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»