Наука в профессии педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гордиенко, Н. В. Наука в профессии педагога / Н. В. Гордиенко, Е. П. Фатьянова, В. В. Вербицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50306/ (дата обращения: 27.10.2024).



Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогической деятельности.

Ключевые слова: наука, педагогика, педагог, учитель, научная деятельность.

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

Для чего учителю заниматься научной деятельностью? Нужно ли ему это? Какая польза в этом для педагога?

Учитель — непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе.

Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. [4. с. 1].

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. На основании этого закона педагогу необходимо:

– участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

– планирование и проведение учебных занятий

– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

– формирование универсальных учебных действий

– формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

– формирование мотивации к обучению

– объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [5. c.3]

Непосредственно пробуждаемый педагогом учебно-воспитательный процесс становится предметом исследования педагогической науки. В свою очередь, педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей — авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций и т. д. Педагог мыслящий, не оставляет без внимания обширную область теоретико-педагогических познаний, пользуясь в собственном труде орудиями, которые формируются и улучшаются наукой. По этой причине, вопрос об отношении деятельности педагога к науке, неразделимо сопряжен с иным вопросом — о ключах профессионального творчества педагога и сферы его реализации. [2. c.112]

Одна из функций педагогики — помощь учителю, обоснованный и разработанный «сценарий» его работы: рекомендации, методические разработки, различного рода пособия и т. п.

Сегодня говорить, о том, что надо заниматься наукой, уже не актуально. Этот вопрос снят. Наукой необходимо заниматься! Только наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов. Учителю жизненно важно открывать для себя новые грани педагогики.

В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих педагогов — теоретиков и практиков. В них отображены итоги по сути абсолютно всех сфер науки. Их наличие освобождает нынешнего педагога от потребности работать над заранее обречённым процессом — лично воспроизводить весь опыт педагогической и познавательной деятельности людей. Но в итогах педагогической науки представлен только общий, усредненный подход к цели. Педагог не может являться только лишь «реализатором», исполнителем. Дело педагога — по мере необходимости использовать эти результаты в работе с учениками. Педагог должен, заниматься наукой не с целью, создать новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней необходимости совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно-воспитательного процесса.

Педагог должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства.

Многолетний опыт показывает: как бы основательно не были составлены материалы для учителя, как бы тщательно ни была разработана предложенная ему методика обучения и воспитания — всё это ещё не гарантия успеха. Весь этот «багаж» останется мертвым грузом в сознании педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно — значимые, не способен проникнуть во внутренний мир школьника. Немыслимо успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам в отсутствии соответствующей подготовки согласно общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории в значительной мере помогает педагогу намечать логику и очередность педагогических операций, предугадать их итоги, приводить их в систему. [1. c.94]

Максимальную значимость предполагает навык, полноценный по замыслу и эффективный в пользовании. Он вносит вклад в развитие концепции педагогической деятельности, не только лишь надлежащей соответствующей нынешнему положению дел в мире и образовании, но также и движущей науку практику к новым рубежам. Такой навык осуществляет ряд функций. Одна из них состоит в конструктивном содействии навыка с наукой. В нем имеют все шансы приобрести разрешение фактические проблемы, которые ещё не могут быть решены средствами науки. И все же наука должна опережать практическую деятельность! Так как от неё необходимо создание новейшего, того, что ещё отсутствует в практической деятельности школы. В случае, если бы наука не осуществляла этого, а только лишь исследовала и обобщала имеющийся опыт, вряд ли наука представляла бы значительную социальную значимость. [3. c.59]

Во взаимодействии этих двух отраслей деятельности заложена возможность взаимного опережения, которая проявляется если научная и практическая деятельность соответствуют определенным, специфическим для каждой из них, критериям и условиям. В этом состоит главная предпосылка научного обоснования и введения в систему образования инноваций как целенаправленных изменений, вызывающих переход системы из одного состояния в другое.

Педагогическая и научная деятельность неразрывно связаны между собой. Чтобы быть профессионалом своего дела, нужно идти в ногу с педагогикой, то есть тщательно изучать науку. Таким образом, только лишь через годы изучения этой науки и практики люди становятся квалифицированными специалистами.

Литература:

  1. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
  2. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
  3. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Проблемы педагогики / Ред. кол.: Э. Д. Днепров и др. — М., 2002.
  4. https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071
  5. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
Основные термины (генерируются автоматически): наука, педагог, научная деятельность, педагогическая деятельность, педагогическая наука, практическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, учитель.


Похожие статьи

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Особенности организации образовательного процесса по информатике

В статье указаны определения, с которыми связана тема статьи. Описаны особенности организации образовательного процесса по информатике. Объясняется проблемы образовательного процесса, а также указаны причины их возникновения.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Похожие статьи

Сущность понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике

Статья посвящена проблеме сущности понятия «профессиональная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций» в педагогике. Обоснована актуальность проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы для изуче...

Профессиональная направленность физического воспитания студентов

В статье рассмотрена и проанализирована профессиональная направленность физического воспитания студентов. Акцент сделан на изучении профессиональной направленности физического воспитания в организациях среднего и высшего образования.

Основные понятия профессионализма педагога

Данная статья посвящена весьма актуальной теме, которая до сегодняшнего дня остаётся объектом отдельного исследования педагогики. Статья рассматривает основные понятия профессионализма педагога в плане системных критериев и их роли в образовании. Так...

Некоторые аспекты формирования основ экологической культуры обучающихся в школе

В статье исследуются формы организации внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в школе. Рассматриваются эффективные подходы к формированию основ экологической культуры обучающихся.

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Особенности организации образовательного процесса по информатике

В статье указаны определения, с которыми связана тема статьи. Описаны особенности организации образовательного процесса по информатике. Объясняется проблемы образовательного процесса, а также указаны причины их возникновения.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

К решению проблем организации инновационной деятельности в вузах

В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Задать вопрос