Впериод мировой глобализации и информатизации все более растет интерес к культурному наследию — материальным и духовным ценностям, памятникам, историко-культурным территориям и объектам,значимым для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. В данной статье автор рассматривает музей под открытым небом как один из наиболее перспективных способов сохранения, изучения, презентации и популяризации памятников истории и культуры. Показан российский и зарубежный опыт становления и развития музея под открытым небом с конца XIX века и до настоящего времени. Выделены основные традиционные и современные методы актуализации культурного наследия на примере Историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта».
Ключевые слова: культурное наследие, музей под открытым небом, скансен, «Старая Сарепта»
Человек и природа с незапамятных времён взаимно влияют друг на друга в сложной системе мироздания. Человек, родившись в природе, постепенно стал ее конкурентом и создал техносферу. За тысячи лет своего существования человек практически до неузнаваемости изменил природу. С каждым годом процесс изменения географических природных и культурно-исторических ландшафтов становится всё более заметным. Сегодня, когда цивилизация переживает экологический кризис, на международном уровне разрабатываются стратегия защиты материального культурного наследия, путем сохранения, восстановления, развития и пропаганды историко-культурных ландшафтов.
Культурно-исторический ландшафт воплощает множество культурных, исторических и природных ценностей в их единстве и взаимодействии. Культурные ландшафты олицетворяют национальный дух народов, их аутентичный образ жизни, они заставляют понять синтез окружающей нас среды и составляют основу нашего благосостояния, служат сигналами развития общества и отражают его гуманистическую природу. Культурно-исторический ландшафт является многогранной, всеохватывающей моделью сохранения традиционного культурного наследия. Одним из наиболее перспективных направлений в деле сохранения, изучения, презентации и популяризации культурного наследия является музеефикация, а именно — реконструкция и «консервация» памятников культуры в музеях под открытым небом.
Стремление историков и музееведов сохранить естественную историческую среду, которая быстро исчезала в среду индустриальную, подтолкнуло общество еще в конце XIX к созданию музеев, способных экспонировать объекты и предметы историко-культурного наследия в естественной среде. В это время было предпринято несколько попыток создания подобных музеев в Европе, однако успешными они не были.
Начало создания музеев под открытым небом связано с именем Артура Хазелиуса, который в 1891 году открыл этнографический комплекс «Скансен» в Стокгольме, где главными объектами показа стали крестьянские жилые и хозяйственные постройки, мастерские ремесленников, культовые и общественные здания. Благодаря новаторскому подходу в показе экспонатов и их разнообразию «Скансен», во-первых, стал нарицательным термином и дал имя большому направлению в музеологии — «скансенологии», а во-вторых, получил широкую популярность и дал мощный импульс, стимулировавший создание новых музейных концепций по сохранению культурного наследия по всему миру [9, с. 23].
Идея Хазелиуса об охране памятников прошлого с помощью их сосредоточения в одном месте активизировала рождение новых замыслов, в том числе, охрану и музеефикацию городских архитектурных, промышленно-технических памятников, создание археологических музеев на месте раскопок, а также разнообразных специализированных музеев под открытым небом. Благодаря «Скансену» музеи под открытым небом получили широкое распространение, и до Первой мировой войны только в Швеции было создано около двадцати музеев, а в Норвегии около сорока; не остались в стороне и другие европейские страны, такие как Дания, Германия, Голландия, Польша, Финляндия, Венгрия.
После Второй мировой войны быстро начала набирать оборот индустрия туризма. Интересы туристического бизнеса совпали с интересами общества к исчезающему историческому культурному наследию и дали толчок к усиленной организации музеев под открытым небом как в Европе, так и во всем мире. Больших успехов в создании музеев под открытым небом в послевоенные годы добились Польша, Болгария, Венгрия, Румыния и другие страны. Так, в Румынии сегодня работают 18 музеев под открытым небом (в т. ч. «Музей-село» с общенациональным охватом). По несколько музеев с общенациональным охватом имеют Швеция, Норвегия, Дания и др. Есть достаточное количество музеев на Азиатском континенте — на острове Хакайдо (Япония), в городе Пуссан (Южная Корея), на Северной Суматре (Индонезия). На Американском континенте это музеи Хорелл-Виллидж (Трансильвания), Форт-Росс (Калифорния), Колониальный Уильямсбург (Вирджиния). Созданы музеи под открытым небом на Африканском и Австралийском континентах [10].
Что касается российского опыта, полноценным началом музеефикации архитектурно-этнографического наследия можно считать перевозку в 1927 году медоварни конца XVII в. в Коломенское российским архитектором и реставратором Петром Барановским — основателем музея в Коломенском. К комплексу каменных архитектурных памятников добавлялся музей деревянного зодчества, который создавался путем своза памятников-оригиналов со всего СССР. В 1938 г. в Академии архитектуры СССР разрабатывались схемы планировки и организации в Коломенском музея под открытым небом, одной из частей которого должен был быть музей — «Парк архитектуры народов СССР». До войны вывезли домик Петра I из Архангельска постройки 1702 г., надвратную башню и примыкающие к ней части рубленой крепости Николо-Корельского монастыря 1610 г. с левого берега Белого моря, медоварню XVII в. из подмосковного села Преображенского.
С 1940 г. в СССР на один музей под открытым небом стало больше, в связи с присоединением Латвии. Бривдабас-музей расположился в живописном пригороде Риги — Балажи, на берегу озера Югла; начал создаваться по принципу «Скансена» в 1924 году, и к 1932 году был открыт для посещения.
В конце 50-х — начале 60-х годов наблюдается рост скансенов в СССР. В годы политической оттепели это было обусловлено несколькими причинами: во-первых, ростом экономического достатка населения, во-вторых, развитием познавательного туризма и, в-третьих, значительным увеличением потока иностранного туризма в страну. В начале 1960-х приступили к строительству музеев в Санкт-Петербурге (Ленинграде), Пскове, Великом Новгороде (Витославицы), Вологде, Костроме, Нижнем Новогороде (Горьком) — Щелковский хутор, Перьми (Хохловка), Суздале, Новосибирске, Шушенском, Иркутске (Тальцы), Братске (Ангарская деревня), Улан-Удэ (Верхняя Берёзовка), Тюмени, Кирове, Палехе, Твери, Воронеже, Клязьме и других городах [10].
Таким образом, музеи под открытым небом — активно развивающаяся группа музеев, которая играет исключительную роль в сохранении этнокультурного разнообразия мира, самобытности отдельных народов, стран и регионов, а также, в развитии культурного туризма, предоставляя наиболее широкий спектр возможностей для образования, рекреации, развлечения и коммуникации, так как их деятельность базируется чаще всего на музеефикации ландшафтов, уникальных культурных и природных территорий, исторических поселений.
Важно отметить, что параллельно с решением практических задач по сохранению культурного наследия происходила музеологическая рефлексия феномена музея под открытым небом. Декларация 1959 года Международного совета музеев (ИКОМ) сформировала конкретное понятие музея под открытым небом, закрепив данное название за коллекциями домов доиндустриальной эпохи, комплексное сохранение, изучение и демонстрация которых определялись в качестве главного направления деятельности музея под открытым небом [8, с.138].
В третьей четверти XX века начала формироваться классификация музеев под открытым небом. Свои версии классификаций предлагали Б. В. Гнедовский, В. В. Тихонов, Д. А. Равикович, Л. А. Фотий, Е. А. Каулен и др. Последняя, в свою очередь, наряду с ансамблевыми и коллекционными музеями, выделила особую форму — средовый музей, т. е. тот музей, «деятельность которого направлена на музеефикацию историко-культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами, а также людьми, населяющими территорию и осуществляющие на ней все виды деятельности» [3, с. 60]. Следовательно, средовый музей предполагает музеефикацию всей среды в совокупности.
К особым типам музеев под открытым небом, Е. А. Каулен относит, так называемые, «живые музеи», под которым она понимает «средовой музей, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации» [3, с. 61], например, Славянская деревня X века в Любытино (Новгородская область).
Одним из важных принципов идеи музея под открытым небом является его доступность и интерактивность. Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения, презентуют народный быт и культуру, и, поэтому такой музей не предполагает рамок и стеклянных витрин, «экспонаты» доступны не только для визуального восприятия, но и для фотографирования или приобретения. Все вещи функциональны, на глазах у посетителя используются по назначению, работают, что заставляет многих исследователей употреблять эпитет «живой» в адрес скансена, подразумевая, что классический музей «не живой».
Артур Хазелиус, рассматривая экспозицию своего «Скансена» как коллекцию «живых картин», утверждал, что «целью Скансена является не просто коллекционирование старых предметов быта, а пробуждение патриотических чувств и укрепление нашего защитного механизма» [9, с.24]. Противоречие идеи скансена заключено в синтезировании противоположного — закрепление исторической памяти и произведение новых смыслов. Законсервированная, но при этом постоянно обновляющаяся среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре и составляет причину успеха и популярности подобных музеев как в России, так и в Западной Европе.
Тип музея-скансена во многом обуславливает выбор метода по актуализации наследия. Т. С. Курьянова выявляет следующие методы актуализации [7, с. 56–57]:
‒ трансляция (фиксация) — перевод объекта из среды обитания в состояние музейного объекта без существенных изменений; объект должен быть сохранен в естественной среде и мог функционировать в музейной среде;
‒ интерпретация — разъяснение, истолкование культурно-исторического богатства;
‒ реконструкция — осуществляется в тех случаях, когда имеются убедительные доказательства, позволяющие воссоздать объект на научной основе;
‒ ревитализация — восстановление способности объекта к самостоятельному функционированию;
‒ моделирование — воспроизведение объектов наследия в виде имитаций;
‒ конструирование — предполагает создание новых объектов с опорой на элементы культурного наследия на основе разработанной музейной концепции.
Разница между реконструкцией и моделированием невелика, т. к. оба метода предполагают наличие определенной полноты знаний о традиции и весомую степень научности, только реконструкция строится с максимальной точностью и исключительно на научной основе. По сути, реконструкция — это воссоздание традиции в таком виде, в каком она функционировала в естественной среде. При этом не важно, насколько давно традиция была утрачена, главное — системный и комплексный подход к ее восстановлению. При моделировании же допускаются некоторые условности и отступления от подлинной традиции.
Ревитализация предполагает, как возвращение традиции в естественную среду силами музея, так и возвращение объекта нематериального наследия к жизни в пространстве «живого музея», где он становится по итогу конечным пунктом в сохранении культурного наследия, поскольку традиция, возвращенная в среду, сама себя сохраняет. В средовых музеях, моделирующих историко-культурную среду, может использоваться метод фиксации, однако наиболее применимыми являются методы реконструкции, моделирования и конструирования.
В связи с типовой принадлежностью музея под открытым небом соизмеряется и то, кто будет выступать в роли носителя традиции в рамках ее актуализации. Посредниками при актуализации традиции могут выступать сам носитель традиции (коренной житель), сотрудник музея или посетитель. Если воспроизведение традиции осуществляется ее носителем, применяется метод фиксации. Если в роли носителей традиции выступают сотрудники музея, то традицию удается воспроизвести с высокой степенью достоверности при обеспечении комплексного научного подхода. Такой вариант возможен в средовых музеях, при использовании метода реконструкции или моделирования.
Вариант, когда в роли действующих лиц выступают посетители, возможен в средовых музеях, моделирующих и музеефицирующих историко-культурную среду. Этот вариант подразумевает применение метода моделирования традиции, который ориентирован на интерактивность и коммуникативность. Рассмотрим конкретный пример.
Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» в городе Волгоград создан в 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров. Указом Президента Российской Федерации он был включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
«Старая Сарепта» занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений, из которых 23 — федеральные памятники XVIII — ХIХ веков, среди которых библиотека, немецкая церковь кирха, винокурня, дом-мастерская кондитера, здание конюшни, торговая лавка Гольдбаха, дом аптекаря, пивоваренный завод О. Г. Краутвурста и др. Располагая высоким научным потенциалом и квалифицированными кадрами, музей сохраняет, изучает и популяризирует материальное и духовное наследие народов Нижнего Поволжья.
Скансен «Старая Сарепта» находится в городской среде, в естественных городских декорациях, что делает его культурно-просветительским центром. Его интегрированность в южный район города глубока и гармонична, что делает его одним из первых брендов Волгограда. История немецкой колонии Сарепты, связанная в том числе с производством горчицы, органически вписалась и в историю, и в современный имидж Царицына — Волгограда. Сегодня главным сувениром Волгограда являются горчичное масло и баночка сарептской горчицы.
«Старая Сарепта» предоставляет возможным создание диалога культур, благодаря многоуровневости организации этого музея. Эстетический пласт межкультурного общения раскрывается на концертах органной музыки (орган в Сарепте — единственный в регионе орган с живым звуком без электроники). Научный пласт — это подробное представление истории Евангелической братской общины гернгутеров, политической, социальной и экономической истории гернгутской колонии Сарепта с 1765 до 1920 гг., этноконфессиональных особенностей гернгутеров (поселение, архитектура, традиционное жилище, подворье, одежда, пища, обычаи, обрядность и др.), истории, этнографии коренных народов и субэтносов Нижнего Поволжья (русских, украинцев, татар, калмыков, казаков и др.) XVIII — нач. XX вв. Как научно-методический центр музей ежемесячно выпускает газету «Новости Сарепты», учрежденную в 1991 году. В газете публикуется большое количество научных и популярных статей по истории региона и колонии Сарепты, разработанные учеными и краеведами города и области. Электронная версия газеты доступна на официальном сайте музея-заповедника http://sareptamuseum.ru.
Одним из приоритетных направлений деятельности музея-заповедника «Старая Сарепта» является работа по возрождению, развитию, сохранению и приумножению национальных культур, традиций народов, некогда населявших колонию Сарепта и ее окрестности: немцев, русских, татар, калмыков. Для координации этой работы в музее-заповеднике работают два культурных центра: Центр немецкой культуры имени Братьев Лангерфельд (функционирует на базе музея с 1990 года), Калмыцкий культурный центр и центр славянской культуры. На базе этих центров существуют традиционные вокальные ансамбли, классы самобытного декоративно-прикладного творчества. В данном случае мы видим метод ревитализации, при котором традиция возвращается в естественную среду, сохраняется, развивается и функционирует в ней.
Метод фиксации кансен «Старая Сарепта» использует при проведении экскурсий по территории заповедника и близлежащим местам. Экскурсионных маршрутов насчитывается одиннадцать. Но помимо стандартных экскурсионных программ по типу «обзорная» или локальная, посвященная определенному зданию (месту), работники музея предлагают вниманию посетителей также популярные сейчас интерактивные «мистические программы»: экскурсионная программа по мистическим местам Царицына-Сталинграда-Волгограда, экскурсия «Сарепта — под грифом секретно», экскурсионная программа «мистические истории Сарепты», а также, интерактивные театрализованные экскурсии «Машина времени», «Один день в XIX веке» и «Назад в прошлое», где посетителям предлагается самим стать участниками программы, поиграв в старинные игры, сходив на обед к местному сарептскому аптекарю, сварив арбузный мед, пописав настоящим гусиным пером или потрудившись в качестве портного или на горчичном производстве. Или, к примеру, детская интерактивная программа «Заклички весны», в ходе которой участники посещают выставку «Дом нижневолжского крестьянина», узнают об устройстве русской печи и о ритуале зазывания весны, получают возможность приготовить необычное печенье — «птушки» и ознакомиться с историй весенней обрядовой куклы-оберега, смастерив ее самостоятельно. Отличный пример традиционной фиксации и ревитализации, при которой носителями традиции являются и работники музея, и посетители, а иногда, и единовременно.
Как особый современный метод актуализации культурного наследия в скансене «Старая Сарепта» используется квест-технология. Квест — инновационный экскурсионный метод, который стал очень популярен в сфере современного туризма благодаря своей интерактивности, командности, наличием препятствий, азарту, интересному сюжетному ходу и почти сказочному повествованию.
Квест-экскурсия — это новое направление в музеведении, которое позволяет соединить игру и обучающую экскурсию. Это экскурсия без гидов, комбинация экскурсии и квеста (задания), в процессе прохождения которой историческое прошлое, повествования о людях, создававших биографию города, чередуются с увлекательными загадками и головоломками. Город предстает то хорошо узнаваемым, как на туристических открытках, то пойманным в неожиданном ракурсе, участники познают город, знакомясь с новыми фактами его биографии [1, с. 15]. Конечная цель экскурсантов — усвоить и запомнить услышанное и увиденное на квест-экскурссии.
В музее «Старая Сарепта» предлагается 11 квестовых маршрутов, 7 из которых — для детской аудитории. Вниманию посетителей предлагаются таинственные места, разгадывание странных символов, поиск сокровищ, решение головоломок, вход в подземелье и поиск выхода из него, распутывание загадочных преступлений, разоблачение шпионов и многое другое.
Таким образом, историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» ведет разноплановую работу по сохранению и популяризации культурного наследия. Используя традиционные и инновационные формы музейной и экскурсионной работы, сотрудники музея эффективно сохраняют, презентуют и популяризуют культурное и природное наследие, сохраняют и экспонируют объекты наследия в аутентичной исторической, культурной и природной среде. Именно этнографические музеи под открытым небом, подобные «Старой Сарепте», помогают решать проблему человеческой потребности обращения к своим корням, истокам жизни своего этноса и дают возможность через деятельность представителей различных народов узнать много интересного о традиционной культуре и участвовать с ними в культурном диалоге.
Литература:
- Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. / Н. Д. Алексеева, Е. В. Рябова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 1(20). — С. 14–17. [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-ekskursiya-kak-innovatsionnaya-forma-ekskursionnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 03.09.2017 г.)
- Ган О. Н. Проектная деятельность музея как способ актуализации историко-культурного наследия. / О. Н. Ган // Вестник СПбГУКИ. -2014. — № 3 (20). — С. 151–154. [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-muzeya-kak-sposob-aktualizatsii-istoriko-kulturnogo-naslediya (Дата обращения: 28.08.2017 г.)
- Глушкова П. В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия. / П. В. Глушкова // Вестник Кемеровского государственного университета. Т. 1. — 2015. — № 1 (61). [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-muzeev-pod-otkrytym-nebom-v-aspekte-aktualizatsii-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (Дата обращения: 22.08.2017 г.)
- Драничкина О. С. Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы: автореф. дисс… канд-та искусствоведения: 17.00.04/Драничкина Ольга Сергеевна; науч. рук. М. Т. Майстровская. — Москва. — 2015. [Электронный ресурс]/URL: http://cheloveknauka.com/iskusstvo-eksponirovaniya-pod-otkrytym-nebom-evolyutsiya-tipologiya-sovremennaya-transformatsiya-formy (Дата обращения: 23.08.2017 г.)
- Ильбейкина М. И. Современные музейные практики: 2000–2012гг.// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». [Электронный ресурс]/URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8403 (Дата обращения: 23.08.2017 г.)
- Историко-этнографический и архитектурый музей-заповедник «Старая Сарепта» (официальный сайт). [Электронный ресурс]/URL: http://sareptamuseum.ru/ (Дата обращения: 03.09.2017 г.)
- Курьянова Т. С. Сохранение и актуализация культурного наследия учеб. Пособие / науч. ред. О. М. Рындина. — Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. — 82 с.
- Мастеница Е. Н. Музеефикация городской среды: подходы и методы. / Е. Н. Мастеница // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 10 (36). — C. 137–141. [Электронный ресурс]/URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997–292X_2013_10–1_33.pdf (Дата обращения: 20.08.2017 г.)
- Саенко Н. Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом. / Н. Р. Саенко // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. — № 4. С. 23–30. [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-transformatsii-idei-muzeya-pod-otkrytym-nebom (Дата обращения: 03.09.2017 г.)
- Соснин С. А. Создание музеев под открытым небом. отечественные и зарубежные примеры // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]/URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/11660 (Дата обращения: 03.09.2017 г.)
- Стасюкова Н. Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники». [Электронный ресурс]/URL: http://pandia.ru/text/77/28/96532.php (Дата обращения: 20.08.2017 г.)
- Тараканова Е. О. Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудайского района Республики Алтай). / Е. О. Тараканова // Мир науки, культуры, образования. — 2013. — № 6 (43). — С. 492–494. [Электронный ресурс]/URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21159115_48466927.pdf (Дата обращения: 20.08.2017 г.)
- Тихонов В. В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом. / В. В. Тихонов // Вестник ЗабГУ. Радел «Культурология». — 2012. — № 9 (88). — С. 3–8. [Электронный ресурс]/URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-sozdaniya-zarubezhnyh-i-rossiyskih-etnograficheskih-muzeev-pod-otkrytym-nebom (Дата обращения: 20.08.2017 г.)