В статье проводится анализ влияния недвижимых памятников культуры и искусства на патриотическое воспитание молодёжи. Авторы приходят к выводу о необходимости изучения молодежью истории памятников архитектуры и искусства родного края как условии формирования и развития чувства патриотизма.
Ключевые слова: памятники истории и культуры, архитектурные сооружения, казачья традиция, чувство патриотизма
В последнее время все чаще и чаще мы замечаем, что многие люди не знают историю становления и развития мест, в которых они живут. Жители крупных и провинциальных городов не имеют представления, в честь кого названы улицы, кому поставлены памятники. Разумеется, информацию можно узнать из многих современных источников информации, даже не выходя из дома. Однако гораздо приятнее и полезнее узнавать о культуре и истории из уст тех людей, кто имеет знания по истории и разбирается в ней. Необходимость получения такого рода информации не вызывает сомнений. Особенно важно это для молодежи, которой необходимо осознавать свою принадлежность, своё родство с родным краем и с родиной.
Хотелось бы обратиться к истории нашего родного города Новочеркасска, который был основан в 1805 году Матвеем Ивановичем Платовым. Столица Донского казачества богата своей историей. Новочеркасск известен такими достопримечательностями как памятники Ермаку и Платову, Кафедральный собор, Триумфальные арки и другие исторические объекты. Несмотря на активную застройку города современными зданиями и объектами, столица донского казачества по-прежнему успешно сохраняет свой исторический облик.
Многие из нас живут на Дону и не замечают важности роли монументально-исторических памятников в развитии воспитания молодежи. Новочеркасск — это именно тот город, который смог соединить в себе за прошедшее двухсотлетие как и историю, с традициями, которые создавались не одним поколением, так и научно-технический потенциал [2, с.10–11]. Возвратить себе статус столицы мирового казачества Новочеркасск смог относительно недавно, в 90-ые гг. XX века. Теперь благодаря данному статусу нашим городом стали не только интересоваться, но и стремиться к сохранению и возрождению казачьих традиций.
Проектировка города также не менее интересна. Ведь когда закладывали город, к его постройке были привлечён известный и очень талантливый военный инженер Ф. П. Деволан, который смог привязать и приспособить город к особенностям рельефа местности и климату. Основой города стали три главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, которые соединены между собой большими площадями. Именно это помогло избежать хаотичности в строении города, а также достичь выразительности и строгости в проектировке. При этом самобытность Новочеркасску придают дома, которые также, как и улицы выполнены в едином классическом стиле.
Первая достопримечательность, которую видит человек, въезжающий в город, это знаменитые Триумфальные арки, которые были построены в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Другая версия объясняет появление арок ожиданием приезда императора Александра I. Обе версии не исключают, но дополняют друг друга. Две практически идентичные арки сооружены строго на въездах в город: одна — на западе, другая — на северо-востоке города. Данную идею представил известный столичный архитектор А. И. Руска. Город в основном сохранил свой исторический облик и сегодня.
Не менее важную роль в городском убранстве города играют многочисленные особняки, которые соперничают между собой в изобилии архитектурного проектирования и убранства. Лучшие места отводились прежде всего административным и муниципальным зданиям, а также для войсковой аристократии, стремящейся выстроить всё максимально красиво. Остальные же места давались в основном менее зажиточным казакам, которые чаще всего строили небольшие дома с каменным фундаментом и верхней деревянной надстройкой. Все же стоит обратить внимание, что ко всем домам предъявлялись единые правила и требования: они должны были строиться строго по фасадам, выходящим на главную линию улицы. Ввиду того, что интенсивное строительство города началось лишь во второй половине XIX века, большинство зданий построены не из дерева, а из кирпича и камня. Эти зданиям свойственно большое разнообразие форм, а также свобода в выборе мотивов и отделке фасадов. Например, изысканные сомкнутые фасады двух габаритных сооружений завода по производству вина Соколова, который располагается на проспекте Платовском, 67, с яркой и ажурной лепниной поражают взгляд даже самого скептического туриста, а атланты, которых можно встретить и на Московской улице, сражают без оружия. Ранее здесь находилось и здание офицерского собрания, а ныне мы можем наблюдать здесь центральную библиотеку имени Пушкина, с роскошным интерьером. Зайдя внутрь, мы можем увидеть большой двусветный танцевальный зал с большим количеством разнообразных орнаментов, гербами и атрибутами военной геральдики. Если обратить внимание на верхние световые окна, то можно увидеть знаки донских полков, а также заметить всё тех же атлантов, которые выполняют роль опоры антресолей для оркестра. Далее большой зал соединяется с малым и зимним садом, а пройдя дальше, турист мог увидеть комнаты отдыха с шахматами, бильярдом. Все эти комнаты также отделаны лепниной. Особенно выделяется на общем фоне декор столовой, где орнамент, представленный в виде овощей и фруктов, удачно гармонирует с изображениями исконно донской фауны в виде перепелов, раков и рыбы.
На центральной площади города мы можем видеть еще несколько капитальных сооружений, которые входили в необходимый набор губернского города: это здание Областных присутственных мест с импозантным десятиколонным портиком (1844; ныне Военный институт связи), судебных установлений (1909; архитектор А. Н. Бекетов; ныне городской Дом культуры и Казачий драмтеатр им. В. Ф. Комиссаржевской), Русско-Азиатского банка (1905; архитектор С. Н. Болдырев; здание бывшего Дома пионеров), Донского музея (1899; ныне Музей истории донского казачества), которому в 2009 году исполнилось 110 лет. Представительные особняки имели как атаманы и генералы, так и чиновники, торговые казаки, врачи, юристы, нотариусы. Внешний облик дома будто олицетворял имущественный достаток и деловую репутацию их хозяина.
Высокую градостроительную культуру архитекторов ХIХ — начала XX века мы могли наблюдать в том, что они возводили разностильные постройки, учитывая уже существующие, архитекторы объединяли их этажной высотностью, сочетанием объемов и архитектурно-декоративных решений. Неповторимый облик особнякам придавали фасады навесов, которые выполнялись в разнообразных архитектурных стилях, а также такие декоративные решения, как ажурные решетки ворот, парапетов и резные двери. Эти детали выполнялись из металлов, с помощью различных технологий: ковка, изготовление изделий из листового просечного металла и литье [3, 100–101]. Остановимся подробнее на использовании разного рода технологий в архитектурном строительстве г. Новочеркасска.
Металлы в архитектурных сооружениях города. Ковка
Художественная ковка — это один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, со временем приобретает заданную форму и размеры. Древнейшая ковка производилась теми же приемами, что и современная. В старину кузнец прежде всего ковал предметы быта. Наиболее интересными его элементами являлись кованые светцы, металлические стержни для лучины. Длинная лучина вставлялась в расщепление в верхнем конце светца, в то время как к нижнему концу изделия крепился тяжелый обруч, чтобы ставить светец в горизонтальное положение. Ставили его в ведро с водой, чтобы избежать возгорания. Светец — изделие довольно простое, которое не требует временных затрат на изготовление. Именно поэтому у кузнецов была возможность вволю экспериментировать с его структурой, а также отрабатывать новые приемы. Именно поэтому опыт изготовления бытовых предметов давал очень большие толчки в развитии технологии ковки в нашей стране — в том числе и в архитектурной ковке [6]. Мастера кузнечного дела выражали творческий подход и фантазию, декорируя свои произведения завитками и узорами. Была масса вариантов композиций, и каждая оказывалась индивидуальна. Впоследствии наработанный опыт наследовали мастера, производившие архитектурные изделия, и украшали декоративные кованые решетки в маленьких нишах, а также в крупных пространствах [4, с.13–14].
В ХVII веке случился определенный качественный скачок в художественной ковке. В ту пору шла перестройка Москвы — из деревянной в каменную. Элементы художественной ковки использовала как церковная архитектура, так и светская. Как полагается, эти приемы использовались при изготовлении решеток, причем — по единой, многократно повторяющейся модели.
В XVIII веке технология ковки решеток перенесла значительные преобразования. На этой стадии обширно использовались всевозможные кузнечные способы обработки металла, а элементы отличались строгостью силуэта, а также усложнялись за счет глубины пространства [6]. Появились также новые составляющие: звезды, цветы, солнце, маски. Детали часто вырубались из жести. Если в XVII веке, в основе кованой решетки лежал повторяющийся модуль, в соответствии с текущим стилем русского каменного строительства, то основной стиль XVIII века — русское барокко — требовал новые подходы. Масштаб декора в русском барокко — более круглый, ему свойственны большие ветви или гирлянды, которые накладываются на общий архитектурный ритм. Достаточно взглянуть на лепнину зданий данного стиля. В ковке отразились и направления к усложненному рельефному решению. Также очень значил тот факт, что в России появилось много заводов по производству оружия, также развивалось литейное производство. Оно было непосредственно связано с рельефным искусством. Стремительное развитие литья поспособствовало благополучному освоению чугунной скульптуры и изготовлению архитектурных декоративных деталей [6].
Кованые детали также сочетались с литыми. Данное сочетание мы можем обнаружить на некоторых оградах конца 18-го столетия. Новый шаг совершила художественная ковка в XIX веке, когда строился город Новочеркасск. Барокко сменился на классицизм, который всюду распространился, и под его воздействием на балконах и оградах особняков изготавливались удивительные композиции из металла, такие как: решетки, ворота, кованые перила и лестницы, фонари и др. Материалы, которые применяли мастера для ковки, должны были обладать ковкостью и пластичностью. Из чёрных металлов наилучшим вариантом может послужить сталь. С одной стороны, она является очень прочным каркасом, способным выдерживать большие нагрузки, а с другой стороны, этот металл очень пластичный и легко может принять нужную форму. Благодаря данному свойству становится возможным выполнение любого изделия самых причудливых и разнообразных форм, которые в тоже время соответствуют требованиям надёжности и безопасности.
Украшения из листового просечного железа
Украшение домов при помощи пропильной резьбы издавна было популярным на Руси. Но несмотря на свою популярность, данный процесс был очень трудоёмким, а доски постоянно трескались и со временем подгнивали. Именно поэтому с появлением на металлургических заводах кровельного железа, которое было сравнительно недорогим, резное дерево было заменено просечным железом. Украшали преимущественно крыши домов. Чаще всего украшениями служили орнаменты или сложные рисунки в виде животных, растений или бытовых сцен. Украшали преимущественно водосточные трубы, флюгера и дымники. Водосточные трубы бывают цилиндрическими, квадратными или шестигранными в сечении. Верх трубы, который обычно был соединён с навершием, чаще всего украшался стилизованными орнаментами, которые представляли собой различную флору и фауну. Помимо этого, также устанавливались и декоративные вазы, которые устанавливались по углам фасада дома и на столбах ворот. Если говорить о флюгерах, то здесь можно увидеть тот факт, что флюгера устанавливались как на деревенских, так и на городских домах. Однако здесь были свои отличия: если на деревенских домах флюгер являлся лишь простейшей конструкцией с несложным просечным рисунком (это мог быть петушок или собачка), то флюгера на роскошных городских домах чаще всего имели очень затейливую конструкцию основания и завораживающий просечной рисунок флюгарки. Хотя сами по себе они располагались далеко от глаза наблюдателя, их изображение отчётливо вырисовывалось на фоне голубого неба, также его можно было наблюдать даже в сумерках. Обычно вырезали силуэт человека, птицы или зверя, которые делались настолько лёгкими, что при лёгком дуновении ветерка эти фигуры с лёгкостью отворачивались. И скорее всего именно, отсюда пошло известное выражение «держать нос по ветру». Флюгера устанавливались не только на гребне крыши, но и еще выше — на вершине оголовка печной трубы. Ведь каждое навершие было похоже на маленькую беседку, порой напоминающую сказочный домик, которая защищала дымоход от дождя и снега. Помимо этого, навершия выполняли роль “визитной карточки” дома, сохраняя при этом все традиции художественной обработки металлов. Эти традиции продолжают существовать в наше время едва ли не во всех уголках нашей страны, где кровельным материалом служит листовая прокатная сталь.
Композиционным центром декоративных домов обычно являлся дымник, которых существовало бесконечное множество: простейший, с одним арочным перекрытием или сложнейший с многочисленными орнаментами или розетками. Помимо приведённых выше украшений, можно сказать, что немаловажными украшениями являлись и петли-жиковины, украшавшие ворота, калитки, входные двери, крышки сундуков и шкатулок, переплётов книг, а с конца XIX века данное украшение начали устанавливать на мебель и внутренние двери.
Декоративное убранство также дополняла и личина замка, и накладка под дверное кольцо, которые были также украшены просечными узорами. Листами и полосками с просечными узорами обивали сундуки, подголовники, шкатулки и ларцы, а также подсвечники, лампы и другие светильники.
В конце XIX века листовой металл стал распространенным кровельным материалом, особенно в городах. Мастера-жестянщики, в отличие от плотников, создавали менее выразительное убранство из кружевной жести, которое не только дополняло деревянный декор, но и было отличительной чертой всего архитектурного сооружения. Помимо обычной стали, для просечных работ также применялась и оцинкованная, поскольку она имеет высокую антикоррозийную стойкость. Для изготовления различных бытовых предметов применяли и другие металлы: латунь, медь и алюминий [5, с.4–5].
Художественное литьё
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов (золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия). В объёмном литье используют составную форму (опоку) из гипса, глины, металла. Данная технология использовалась для изготовления скульптурных памятников города, колоколов, xрамов [5, 40–41].
Памятник Матвею Ивановичу Платову является первым памятником Новочеркасска. История создания этого памятника такова. В 40-х годах XIX века Войсковой и наказной атаман войска Донского Максим Григорьевич Власов готовился почетно встретить 100-летие со дня рождения знаменитого основателя Новочеркасска Матвея Ивановича Платова и стал подумывать об открытии ему в городе почетного памятника. В это же время организовали сбор пожертвований на возведение памятника. Над проектом работали два архитектора: А. И. Иванов и Н. А. Токарев. Лучшим сочли проект А. И. Иванова. 33-летнему академику архитектуры из Санкт-Петербурга Антону Андреевичу Иванову и был заказан памятник. После создания макета памятника он внезапно заболел и скоропостижно скончался.
В 1849 г. его работу продолжил академик архитектуры Николай Андреевич Токарев. 29 июля 1850 года совет Академии художеств России в составе 9 профессоров рассмотрел вылепленную академиком Токаревым статую Платова и дал разрешение скульптору «распорядиться формовкой». Через год профессор скульптуры Петр Карлович Клодт отлил в своей мастерской в Петербурге статую Платова и был готов передать ее к установке в городе Новочеркасске. Матвей Иванович Платов, основатель Новочеркасска, бывший Войсковой атаман войска Донского, был изображен скульпторами в генеральской форме, поверх которой была наброшена на спину бурка, с перначем (символом атаманской власти) в одной руке и с боевой саблей в другой. Поза знаменитого донского полководца олицетворяла страсть и стремление к победе. Подле памятника по углам поставили отбитые у французов в 1812 г. пушки. В 1887 г. вокруг памятника и пушек была установлена ажурная литая металлическая ограда — первое произведение чугунолитейного завода Ф. Х. Фаслера. Сквер вскоре приобрёл название Атаманский и стал полюбившимся местом горожан, затем в нем открылся фонтан и появились скамейки для отдыха.
70 лет простоял памятник М. И. Платову на своем постаменте. Однако в 1923 г. его сняли и отдали бронзовый монумент в музей. Именно здесь забытый всеми памятник основателю города лежал под музейной лестницей до 1933 г., пока его не переплавили на цветной металл. И только спустя 60 лет памятник основателю города Матвею Ивановичу Платову был восстановлен на своем же пьедестале на центральном проспекте Платовском. Автором и исполнителем воссозданного в натуральную величину (3,2 м) бронзового памятника являлся скульптор Александр Васильевич Тарасенко, а архитектором — В. П. Ломакин. Памятник был oтлит на Мытищинском заводе художественного литья имени Белашевой.
В юбилейный 1870 год войска Донского — родилась мысль о воздвижении в Новочеркасске памятника легендарному атаману Ермаку. Данная работа была поручена скульптору М. О. Микешину, но в 1896 году он скончался. Только через 6 лет продолжил работу профессор Петербургской академии художеств В. А. Беклемешев. И 6 мая 1904 года в северной части площади Ермака, неподалеку от собора, встал бронзовый Ермак, державший в левой руке боевое знамя, а в правой — корону Сибирского хана. На атамане кольчуга, которую подарил атаману Иван Грозный. Четырехметровый бронзовый Ермак стоит чудом сохранившийся, несмотря на огонь и потрясения в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Памятник Ермаку — это объект культурного наследия федерального значения.
Вознесенский кафедральный собор г. Новочеркасска считается одним из самых грандиозных в России. Этот собор как православный храм, так и исторический памятник Донского казачества. Он был заложен во время основания города и строился 100 лет, был освящен и открыт в 1905 году. Основной купол и пять других были покрыты листовой медью, а остальные полукупола — железом. В дальнейшем, при отделке внутренних росписей собора сусальным золотом, главный купол и 5 куполов вокруг него также покрыли золотом. 23 июля 1900 г. произошло воздвижение 9 колоколов на строящийся собор. Старые колокола сняли с колокольни временного деревянного Вознесенского собора и поставили на входе в новый храм. Впоследствии их стали поднимать через особое отверстие, сделанное в своде. Самым громадным и мелодичным был старинный колокол, который весил 700 пудов, отлитый еще 20 октября 1744 года для Воскресенского собора в Черкасске мастером Михаилом Шаториным.
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что неоценимую роль в патриотическом воспитании донской молодежи играет изучение истории создания памятников казачьей столицы Новочеркасска. Посредством этих знаний происходит приобщение юного поколения к культурно-историческим ценностям и традициям русского народа и воспитание чувства патриотизма [1, с.155]. Сотни туристов съезжаются в город Новочеркасск, чтобы увидеть неповторимую самобытность памятников культуры и искусства и прочитать страницы прошлого отечества. Наше задача — суметь сохранить для будущих поколений историю малой родины в памятниках и воспоминаниях о них.
Литература:
- Колмакова В. В. Повышение уровня духовно-нравственной культуры современной молодежи. Education & Science — 2016// Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Издательство: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd.(St.Louis). Ч.2. 2016. с. 155–159.
- Молчанов П. И., Репников И. Г. Новочеркасск: историко-краеведческий очерк. Издательство: Ростовское книжное, 1973. — 248 с.
- Новочеркасск: краткая энциклопедия/Сост. И. Г. Репников, Новочеркасск: Novoprint, 2001. — 335 с.
- Титова И. М. Химия и искусство. 10–11 классы/ Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007. — 368 с.
- Ухин С. В. Художественное литье. М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2004. — 62 с.
- Ухин С. В. Кузнечное дело. М.: ACT; Донецк: Сталкер, 2004. — 77 с.