Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 16.03.2023

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, Н. В. Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера» / Н. В. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100796/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях музей — средство массовой коммуникации, воспитательный центр, который посредством постоянных экспозиций, лекций и семинаров, круглых столов, тематических вечеров, выставок и экскурсий прививает любовь к своей родине и ее традициям.

Через эти же средства музей истории спорта Архангельской области (МИСАО) популяризирует идеи физической культуры и спорта (ФКиС) и олимпизма.

Для коммуникации с посетителями и живого разговора с подрастающим поколением МИСАО знакомит с историческими фактами спортивной жизни региона.

Ключевые слова: идеи олимпизма, история спорта, музей, физическая культура и спорт.

Приобщение подрастающего поколения к физической культуре, ее красоте и пользе, мотивация к самостоятельным занятиям по развитию духа и тела полноценного члена общества невозможно без использования пропаганды Олимпийского движения. Примера гордости за северян, которые в сложных климатических условиях тренировочного процесса смогли достичь качественных результатов, войти в сборные страны и защищать ее честь на главных спортивных соревнованиях планеты.

В работе используются такие общепринятые нормы как встречи с чемпионами, спортсменами, физкультурниками, политическими деятелями, на жизнь которых спорт оказал значительное влияние, с болельщиками в период матчей и чемпионатов на выставках, посвященных этим состязаниям. Такой подход способствует повышению интереса к спорту и физической культуре, коммуникации между музеем и посетителями.

Олимпийские игры, являясь самым ярким событием в спортивной жизни человечества, пропагандируют значимость своих идеалов и ценностей, но, как отмечено в работе «Олимпийское образование как средство воспитания физической культуры молодежи», мотивируют подрастающее поколение к восприятию принципов олимпизма через интерес, повышение самооценки личности, желанию достичь результатов [2].

Учитывая данные факторы, следует отметить, что необходим дифференцированный подход к привлечению молодежи к Олимпийскому образованию. Одним из приемов является выставочная деятельность, где с помощью олимпийских артефактов, наглядных пособий можно достичь побуждения интереса у молодежи к занятиям ФКиС через эмоциональное восприятие полученной информации.

В процессе многолетней подготовки празднования 100-летия создания государственного органа управления физической культурой и спортом (1923) и 50-летия музея спорта Архангельской области — МИСАО (1973) по многофункциональному проекту «Из прошлого в настоящее» родилась идея создания выставки «Олимпийцы Русского Севера», именно с нее начинаются юбилейные мероприятия этого года.

«Олимпийцы Русского Севера» — это экспозиция для регионального показа, она выросла и стала передвижной из выставки «Архангельск олимпийский», которая была организована в 2020 году в залах музея истории САФУ, по инициативе участницы Олимпиады в Лиллехаммере М. В. Сколоты (1994) и была создана по грантовому проекту «Школьный урок «Архангельск олимпийский» к 40-летию Олимпиады-80 в Москве, а в дни проведения зимней Олимпиады в Пекине экспонировалась в Северодвинске.

Более масштабным проектом стала экспозиция «Олимпийцы Русского Севера», в состав которой блок про московскую Олимпиаду вошел, как часть истории олимпийского движения на Севере.

Прикосновение к спортивной жизни северян-олимпийцев, просмотр наградной атрибутики и изучение изменений спортивного снаряжения на протяжении 110 лет (1912–2022) позволил посетителям выставки, ориентированной на все возрастные категории, проследить вековую историю развития олимпизма в нашей стране, погрузится в атмосферу главных состязаний человечества. И, как отметила директор ФСЦ САФУ «Арктика» М. В. Сколота почувствовать мечту каждого спортсмена: « Мечта любого спортсмена — Олимпийские игры — это самый высокий спортивный форум на планете, он проводится раз в четыре года. Это в первую очередь — праздник, но и большое напряжение и огромная ответственность» [7].

При посещении выставки руководитель отдела спорта г. Северодвинска А. В. Вегера рассказал, что события в Москве повлияли на выбор профессии: « Когда проходила Олимпиада, мне было десять лет. Я с большим удовольствием смотрел те игры и тогда решил связать свою жизнь со спортом. Я познакомился с выставкой, уверен, что равнодушным она никого не оставит, а для юных горожан станет стимулом прикоснуться к миру спортивных достижений и побед…» [7].

Впервые выставка «Олимпийцы Русского Севера» была открыта в 2022 году в Международный Олимпийский день в Центре развития спорта «Норд-арена» в Архангельске и вызвала резонанс в культурном сообществе. Портфель заказов на нее расписан на год вперед. Старт региональному юбилейному марафону дан 3 марта 2023 года в Онеге — городе с большой спортивной историей.

С 2020 года МИСАО вел большую исследовательскую и собирательскую работу, что позволило создать многофункциональную экспозицию, которая рассказывает об олимпийском движении на архангельском Севере, начиная с первого олимпийца, защищавшего честь Российской империи в 1912 году в Стокгольме, и до спортсменов, участников игр в Пекине в 2022 году.

Вокруг экспозиции сформирована крепкая группа поддержки. Партнерами Министерства спорта Архангельской области и МИСАО выступают 6 музеев: музей истории САФУ; Онежский историко-мемориальный музей; музей МВД Архангельской области; музей предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры»; музей истории АЦБК; музей ГТРК «Поморье» и более 30 частных коллекционеров Архангельска. А также спортивные сообщества и центры Архангельска: ФСЦ САФУ «Арктика»; ГАУ АО «Водник»; региональная общественная организация «Ветераны спорта Архангельской области». Помещения под экспозицию предоставляют: ИТПЦ Севмаша «Погружение»; Центр культуры и общественных мероприятий города Северодвинска; КЦ «Северный» в Архангельске; Котласский Дворец культуры; библиотека САФУ и Катунинский филиал библиотеки Приморского района области

Благодаря интенсивной исследовательской работе МИСАО выставка постоянно пополняется, и с уверенностью можно отметить, что экспозиция изменилась на 2/3, включает в себя информацию по более чем 40 персоналиям, участникам Олимпиад, родившихся, живших или учившихся в Архангельской области, принимавших участие в развитии физической культуры и спорта.

Главный экспонат выставки — хронологическая лента, рассказывающая о развитии олимпийского движения на Севере и северянах — участниках олимпиад с 1912 по 2022 годы, (рис. 1). Начало сбора информации по созданию хроноленты, было положено еще в 2019 году, в период подготовки к выставке «Архангельск олимпийский», в процессе монтажа экспозиции велась исследовательская работа, которая существенно дополнила уже имеющиеся материалы.

Три первых блока хронологической ленты олимпийского движения на Севере. Автор разработки С. А. Ефремова. 2020. МИСАО.

Рис. 1. Три первых блока хронологической ленты олимпийского движения на Севере. Автор разработки С. А. Ефремова. 2020. МИСАО.

Эта разработка является достоянием области и прекрасным материалом для общеобразовательных школ и ДЮСШ в деле популяризации спортивного наследия архангельского Севера. Экспонат постоянно привлекает внимание посетителей выставки и вызывает живой интерес (рис.2) [1].

Знакомство посетителей с хронологической лентой участия северян в Олимпиадах (1912–2022) на «олимпийских» выставках в 2020–2022 гг. Архивы МИСАО и музея истории спорта САФУ

Рис. 2. Знакомство посетителей с хронологической лентой участия северян в Олимпиадах (1912–2022) на «олимпийских» выставках в 2020–2022 гг. Архивы МИСАО и музея истории спорта САФУ

Выставка дополнена QR-кодами, что позволяет молодежи узнать дополнительную информацию об олимпийском движении на Севере, значительно обогащает визуальный ряд экспозиции и делает ее современно-адаптированной. Для ветеранов спорта и старшего поколения организаторами подготовлены папки-презентации для погружения в историю жизни и спортивных успехов архангельских олимпийцев. Большое внимание уделено параолимпийскому движению на Севере с хронолентой участия северян в состязаниях, биографиям, фото и их параолимпийским наградам.

В состав экспозиции вошли уникальные музейные предметы. Зрителям представлены: грамоты, дипломы, фотографии, кубки, медали, спортивное оснащение и костюмы судей, спортсменов, участников олимпийских мероприятий (рис. 3).

Экспонаты выставки «Олимпийцы Русского Севера. Фото С. А. Ефремовой. г. Онега. 3 марта 2023 г. МИСАО

Рис. 3. Экспонаты выставки «Олимпийцы Русского Севера. Фото С. А. Ефремовой. г. Онега. 3 марта 2023 г. МИСАО

Куратор музея, представитель министерства спорта Архангельской области Н. В. Ефремова сказала: « Выставка будет интересна для северян всех возрастов. Но особенно мы ждем школьников, молодежь. Они смогут узнать о самых важных страницах олимпийской истории Поморья » [3]. В процессе экскурсии по экспозиции она отметила, что экспозицию уже « посетили несколько групп воспитанников спортивных школ. Мы получили положительные отзывы: детишкам было интересно все потрогать, примерить костюм, узнать что-то новое» (рис. 4) [8].

Следует отметить, что познание олимпийской истории страны через личности северян, участников главных соревнований человечества, актуально и интересно подрастающему поколению с учетом ассоциативного ряда. Персоналии, которые связаны с историей города, вызывают неподдельный интерес.

Например, на сайте средней школы № 1 города Архангельска размещена заметка-отзыв о посещении экспозиции. Учитель пишет: « У ребят из 3 «Б» класса была уникальная возможность посетить выставку /…/ где рассказывается об истории Олимпийского движения на Русском Севере. Речь шла о первом архангелогородце — участнике Олимпийских игр. Гимнаст Иван Марцинковский /…/ в 1930-е он преподавал физкультуру в Архангельском лесотехническом институте. Экскурсовод рассказал о «Короле лыж» В. С. Кузине, в честь которого назван стадион в д. Малые Карелы. Самым титулованным и знаменитым был Василий Иванович Алексеев /…/

У ребят была возможность поднять штангу с весом, которую легко «брал» легендарный спортсмен. Не забыли и о тяжелоатлете Глебе Писаревском — выпускнике нашей школы . Фотографии, спортинвентарь, костюмы создают подлинную атмосферу того времени. Экспозиция невероятно интересная! Нам удалось узнать о самых важных страницах олимпийской истории Поморья [5].

И если с именами старшего поколения олимпийцев в городе связаны наименования стадионов и спортивных залов, то современные олимпийские герои ассоциируются детьми, как личности, которые живут рядом. Тренируются на льду стадиона «Труд», бассейне «Водник» и гребного канала Северной Двины.

: 1,3. Ученики школ г. Архангельска на выставке «Архангельск олимпийский». 2021 г. Архив музея истории спорта САФУ; 2. Курсанты Архангельского морского кадетского корпуса на выставке «Олимпийцы Русского Севера» в ЦРС «Норд-арена» 2022 г. Архив МИСАО; 4. Бронзовый призер Олимпиады в Афинах (2004) Глеб Писаревский (1-ый слева) на выставке «Олимпийцы Русского Севера» в ЦРС «Норд-арена». 23 июня 2022 г. Архив МИСАО; 5. Марина Сколота, участница Олимпиады (1994) в Лиллехаммере открывает выставку «Архангельск олимпийский» в Северодвинске в день открытия Олимпиады в Пекине. 4 февраля 2022 г. Архив музея истории спорта САФУ

Рис. 4: 1,3. Ученики школ г. Архангельска на выставке «Архангельск олимпийский». 2021 г. Архив музея истории спорта САФУ; 2. Курсанты Архангельского морского кадетского корпуса на выставке «Олимпийцы Русского Севера» в ЦРС «Норд-арена» 2022 г. Архив МИСАО; 4. Бронзовый призер Олимпиады в Афинах (2004) Глеб Писаревский (1-ый слева) на выставке «Олимпийцы Русского Севера» в ЦРС «Норд-арена». 23 июня 2022 г. Архив МИСАО; 5. Марина Сколота, участница Олимпиады (1994) в Лиллехаммере открывает выставку «Архангельск олимпийский» в Северодвинске в день открытия Олимпиады в Пекине. 4 февраля 2022 г. Архив музея истории спорта САФУ

Особый интерес посетителей вызывают экспонаты, связанные с историей жизни первого архангельского олимпийца гимнаста И. В. Марциновского (1912), участников трех Олимпиад тяжелоатлета В. И. Алексеева (1972, 1976, 1980) и конькобежца А. В. Румянцева (2010, 2014, 2022).

Среди выставленных артефактов внимание привлекают документы студента Санкт-Петербургского университета Яна Марциновского.

Колесная пара — элемент ходовой части железнодорожного транспортного средства, с помощью которого молодой Василий Алексеев занимался силовыми упражнениями, отзыв атлета об учебе в АЛТИ города Архангельска, автограф на стене спортивного зала рочегодской школы, где прошла юность самого сильного человека мира, установившего 81 мировой рекорд.

Костюмы, спортивное снаряжение и медали Александра Румянцева являются частью современной истории региона, дают посетителям ощущение причастности к архангелогородцу, которого население встречает на улицах города и в спортивных центрах Архангельска.

Выставка интерактивна, имеет несколько площадок, где посетители участвуют вместе со спортсменами в массовых выступлениях на аренах Стокгольма 1912 года. Слушают живые голоса олимпийцев Севера, вместе с экспедицией на Северном полюсе зажигают Олимпийский огонь. Участвуют в викторинах, получают призы, примеряют пиджак парадной формы Московской Олимпиады, точная копия которого была создана модельером Николаем Терюхиным для музейного олимпийского проекта (рис. 5) [1; 3].

На выставке «Олимпийцы Русского Севера. Фото С. А. Ефремовой. г. Онега. 3 марта 2023 г. МИСАО

Рис. 5. На выставке «Олимпийцы Русского Севера. Фото С. А. Ефремовой. г. Онега. 3 марта 2023 г. МИСАО

Следует отметить, что проект МИСАО востребован населением Архангельской области, привлекает в музейные залы зрителей всех возрастов.

Старшее поколение региона с большим интересом фотографируется в парадной форме сборной СССР в зале, посвященном Олимпиаде в Москве, вспоминают свою юность и с вдохновением рассказывают, как вся страна готовилась к спортивному празднику.

Молодежь и подрастающее поколение с интересом встречаются с героями спорта, задают вопросы, с увлечением участвуют в викторинах, беседах, круглых столах. Тренеры и педагоги, посещавшие выставку со своими воспитанниками, говорят о благотворном влиянии сочетания практических и теоретических знаний на учащихся, отмечают живой интерес подрастающего поколения к делу олимпизма и правильность направления музейной педагогики в деле пропаганды и развития физической культуры и спорта в регионе [4].

Литература:

  1. Большакова М. Олимпийцы Русского Севера / М. Большакова — Текст: непосредственный // Онега. 2023. — № 10 (12356). — С. 16.
  2. Садков А. В., Яковлев Г. А., Стрелков А. А. Олимпийское образование как средство воспитания физической культуры молодежи / А. В. Садков, Г. А. Яковлев, А. А. Стрелков — Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта — 2020. — № 7 (185). С. 344–348. — URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/files/7–185–2020/p344–348.pdf (дата обращения: 09.03.2023).
  3. https://news.myseldon.com/ru/news/index/237280562
  4. https://vk.com/arhmisao?z=photo-182907857_457241510 %2Fwall-182907857_1804
  5. https://1.arkhschool.ru/site/pub?id=1086
  6. https://narfu.ru/life/news/university/347654/
  7. https://smartik.ru/severodvinsk/post/156416406
  8. https://narfu.ru/life/news/university/347654/
Основные термины (генерируются автоматически): Русский Север, Архангельск, Архангельская область, Олимпийское движение, физическая культура, выставка, подрастающее поколение, Москва, Пекин, Северодвинск.


Ключевые слова

физическая культура и спорт, музей, идеи олимпизма, история спорта

Похожие статьи

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом (на примере историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»)

В период мировой глобализации и информатизации все более растет интерес к культурному наследию — материальным и духовным ценностям, памятникам, историко-культурным территориям и объектам, значимым для сохранения и развития самобытности Российской Фед...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом

Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфич...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других ...

Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики

Как известно, народная педагогика является основой воспитания и обучения. Она не поддается политическим, социальным, экономическим и др. изменениям, происходящим в обществе, и остается верной своим традициям. Народная мудрость, отраженная в устном на...

Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном мире возникает важнейшая проблема подрастающего поколения — деградация населения в воспитательно-образовательном процессе этнокультурных ценностей своего народа. Современная молодёжь попусту забывает о старых традициях, которые складыва...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

Статья посвящена исследованию совершенствования деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании на примере Москвы. Рассматриваются теоретические аспекты и функции ...

Похожие статьи

Актуализация культурного наследия в музеях под открытым небом (на примере историко-этнографического и архитектурного музея-заповедника «Старая Сарепта»)

В период мировой глобализации и информатизации все более растет интерес к культурному наследию — материальным и духовным ценностям, памятникам, историко-культурным территориям и объектам, значимым для сохранения и развития самобытности Российской Фед...

Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и по...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом

Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфич...

Образовательная программа художественно-эстетической направленности по учебной дисциплине «Мир на ладони» как средство воспитания толерантности посредством познания культур разных народов

Образовательная программа «Мир на ладони» направлена на воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, и толерантного отношения к представителям других ...

Психология и педагогика социальных взаимоотношений через призму народной педагогики

Как известно, народная педагогика является основой воспитания и обучения. Она не поддается политическим, социальным, экономическим и др. изменениям, происходящим в обществе, и остается верной своим традициям. Народная мудрость, отраженная в устном на...

Народные праздники и развлечения русского, татарского и кряшенского народов как средство этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном мире возникает важнейшая проблема подрастающего поколения — деградация населения в воспитательно-образовательном процессе этнокультурных ценностей своего народа. Современная молодёжь попусту забывает о старых традициях, которые складыва...

Роль цифровых технологий в формировании профессиональных интересов младших школьников

Автор статьи делает вывод о том, что работа по расширению представлений детей о профессиях на основе применения цифровых технологий обучения должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Также д...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании

Статья посвящена исследованию совершенствования деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании на примере Москвы. Рассматриваются теоретические аспекты и функции ...

Задать вопрос