Исследование проблемы о понятии и сущности уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу целесообразно начинать с вопроса о понятии и сущности самих функций и уголовно-процессуальных функций.
Рассматривая первое из указанных понятий, можно сказать, что оно в течение длительного времени было термином исключительно теоретическим. Свое происхождение слово «функция» имеет от латинского «functio», что в переводе означает «исполнение», «осуществление». Из латинского языка данный термин распространился во многие европейские языки. В научный оборот он впервые был введен как математическая категория в 1673 году немецким философом Г. В. Лейбницем. В дальнейшем, до XIX века он использовался преимущественно в естественно-технических науках. Однако постепенно категория «функция» начинает использоваться и в других сферах, в том числе в юриспруденции.
Рассматривая же понятие уголовно-процессуальной функции, необходимо признать, что оно не является достаточно разработанным в российском законодательстве и научной доктрине.
В целом в науке уголовно-процессуального права сложилось несколько подходов к пониманию уголовно-процессуальных функций.
Согласно исторически первому сложившемуся подходу, уголовно-процессуальные функции — это назначение и роль ее участников, которые установлены уголовно-процессуальным законом и выражаются в соответствующих направлениях уголовно-процессуальной деятельности. Недостатком такого подхода является то, что здесь сложно определить цель конкретной уголовно-процессуальной функции, которая должна быть достигнута исполнителем.
Согласно второму подходу, уголовно-процессуальные функции рассматриваются как главные направления всей уголовно-процессуальной деятельности, которые обусловлены стоящими перед ней задачами. Формированию данного подхода способствовало закрепление российским уголовно-процессуальным законодательством задач уголовного судопроизводства и положений о разделении трех основных функций в судебных стадиях советского уголовного процесса.
Третий подход к понятию «уголовно-процессуальные функции» имеет системный и компромиссный характер, поскольку объединяет оба вышерассмотренных. Его придерживаются те исследователи, которые рассматривают уголовно-процессуальную деятельность как сложный системный объект, который имеет свои стадии, направление, содержание, задачи.
Рассматривая понятие уголовно-процессуальных функций, необходимо также отметить, что в настоящее время оно имеет законодательное закрепление. Так, в ч. 2 ст. 15 УПК РФ закреплены такие уголовно-процессуальные функции как: обвинение, защита и разрешение уголовного дела. При этом законом четко определено, что данные функции отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Беря за основу вышеуказанные функции, законодатель далее ввел понятие «стороны», подразумевая под ними участников уголовного судопроизводства, выполняющих функции уголовного преследования и защиты на основе состязательности (п.п. 45 ст. 5 УПК РФ) и произвел классификацию участников уголовного судопроизводства: суд, участники со стороны обвинения, участники со стороны защиты, иные участники.
Возникновение функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела в данном случае вызывается одним и тем же фактом — совершением преступления.
Рассмотрев существующие подходы, и определившись с пониманием сущности уголовно-процессуальных функций, целесообразно перейти к определению понятия «уголовно-процессуальные функции прокурора в судебном производстве по уголовному делу», проследовав в данном случае от общего к частному и применив понятие данных функций к конкретному участнику уголовного судопроизводства.
По нашему мнению, определение уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу целесообразно построить путем анализа признаков данного понятия.
Для производства такого анализа сначала обратимся к уголовно-процессуальному законодательству и определим содержание субъектного элемента рассматриваемого понятия.
Из положений ч.1 ст. 37 УПК РФ следует, что прокурор — это должностное лицо, являющееся участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, имеющее определенные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, которые направлены в уголовном судопроизводстве на осуществление уголовного преследования.
Поскольку ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определяет данную структуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законодательства, важнейшим признаком правового статуса прокурора является — представление интересов высшей организации политической власти, управляющей российским обществом и обеспечивающей в нем порядок и стабильность.
Приказом Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» определено, что уголовное преследование в судебном производстве по уголовному делу предоставлено право осуществлять заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иных территориальных, военных и специализированных прокуратур. Здесь же указано, что участие указанных лиц в судебных стадиях уголовного судопроизводства необходимо считать одной из важнейших функций прокуратуры.
Однако следует учитывать, что п. 31 ст. 5 УПК РФ определено, что под определение «прокурор» в уголовном судопроизводстве попадают не только вышеперечисленные сотрудники прокуратуры, но и «иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Исходя из структуры прокуратуры, определенной ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», к таким должностным лицам относят помощников прокуроров различного уровня.
Как уже было указано ранее, уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора в ходе уголовного судопроизводства осуществление от имени государства уголовного преследования. Таким образом, главным направлением деятельности прокурора в судебном производстве по уголовному делу является осуществление уголовного преследования от имени государства.
Далее важно учитывать, что с целью осуществления уголовного преследования в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). С данной целью он выступает в ходе судебного производства по уголовному делу в качестве государственного обвинителя и является субъектом доказывания.
Таким образом, охарактеризовав прокурора как участника уголовного судопроизводства, важно также подчеркнуть, что уголовно-процессуальный закон различает понятия прокурора и государственного обвинителя. Под последним субъектом согласно п. 6 ст. 5 УПК РФ закон подразумевает поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. Таким образом, статус государственного обвинителя должностное лицо прокуратуры получает только в стадии судебного разбирательства при поддержании государственного обвинения.
Исследуя понятие уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу, необходимо также определиться с временными границами осуществления рассматриваемого направления его деятельности. С нашей точки зрения они определяются моментом поступления уголовного дела в суд и заканчиваются проверкой законности, обоснованности и справедливости судебных актов, принимаемых в рамках рассмотрении уголовного дела (приговоров, определений и постановлений суда).
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальные функции прокурора в судебном производстве по уголовному делу представляют собой основные направления деятельности должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных законом соответствующими полномочиями, по изобличению от имени государства лиц, обвиняемых в совершении преступлений, осуществляемые со стадии подготовки дела к судебному заседанию и до проверки судебных актов на предмет их законности и обоснованности.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Российская газета, N 39, 18.02.1992.
- Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] — Режим доступа: КонсультантПлюс.
- Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР, 1959, N 1, ст. 15 (утратил силу).
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 613(утратил силу).
- Бозров В. М. Основы теории уголовно-процессуальных функций. Общая часть. Екатеринбург, 2012. С. 7.
- Зинатуллин З. З., Туров С. Ю. Эволюция учения об уголовно-процессуальных функциях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 2–1. С. 91–97.
- Исаенко Е. А. О некоторых проблемах статуса помощника прокурора при осуществлении государственного обвинения // В сборнике: Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика. Сборник научных статей IV-ой Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 38–41.
- Кириллова Н. П. См. Об этом Тугутов Б. А. Уголовно-процессуальные функции: понятие и содержание // Российский судья. 2014. N 7. С. 28–31.
- Колодко В. В. Уголовно-процессуальная функция расследования //Вестник ЮУрГУ.- 2010.- № 38.- С. 46.
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под науч. ред. Г. И. Загорского) // Проспект, 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: КонсультантПлюс.
- Мелешко В. Н. Уголовно-процессуальные функции: понятие и сущность // В сборнике: Уголовная юстиция в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз. Сборник научных трудов, приуроченный к 90-летию д-ра юрид. Наук проф. И. И. Мартинович. 2017. С. 73–77.
- Маслов И. В. О понятии уголовно-процессуальной функции // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 2(16). С. 117–121.
- Сычев Д. А. Уголовно-процессуальная функция: понятие, содержание, определение // Социология и право. 2015. № 1(27). С. 49–56.