Развитие фигуративного пластического искусства Средней Азии протекало с глубокой древности вплоть до раннего средневековья и было прервано лишь ригоризмом ислама, после чего перешло в область орнаментального декора. Один из древнейших видов этого искусства коропластика — мелкая терракотовая скульптура. Ей, очевидно, предшествовало изготовление фигурок из естественных материалов — дерева, камня, глины, но с появлением и постепенным развитием гончарства человек перешёл к созданию малотрудоёмких и долговечных изделий, вылепленных из глины. Период неолита изготовлялись глиняные статуэтки животных, иногда крупных рогатых животных. Эпоха энеолита ознаменована массовым изготовлением терракот. Среди них многочисленны фигурки животных, но особую роль играют женские статуэтки. Со времени, когда человек ощутил свою власть над природой, он сделал предметом обожествления человеческое начало, воплощая его в образе богини. Она владычица природы, ее светлых и темных сил, она ведает царством животных, она носительница плодоносящих сил этой природы. Ей подвластны и судьбы людей, а позднее, со времени сложения раннеклассовых обществ, благоденствие правителей и подчиненных им народов. Значительное место она занимает и в древнем искусстве.
Фигурка богини. 2 тыс.до н. э. Алтын-депе, Туркменистан. Терракота, Ашхабат
В коропластике энеолита передающей образ богине плодородия, богине матери, ее дето производящее начало подчеркнуто всем предельно обобщенным обликом, в котором выделены пышные бедра и большая грудь. Браслеты на ногах и ожерелья в несколько рядов указывают на её богатство. Статуэтки этого типа, видимо, повторяли крупные статуи богини, которой поклонялись в посвященных ей капищах, подтверждением чему служит мраморный женский торс, найденный на городище Намаза — тепе. Терракотовые статуэтки богини в областях Южного Туркменистана выполнялись со временами неолита и до эпохи поздней бронзы. При этом наблюдается медленная, но неуклонная их эволюция, ибо процесс видоизменения представлений о великой богине менялся в тысячелетиях, а затем в веках.
Богиня матери. Ранний энеолит. Тыс. до. н. э. терракота с окраской. Кара-депе, Туркменистан.
Древнейшие статуэтки имели мотивный характер и им присущ объемно пространственный стиль, но уже в пору поздней бронзы роль их заклинательно-магическая, а стиль плоскостной, со значительным отходом от реализма в передаче корпуса, лица, конечностей, причём заклинательный характер усиливают приемы условной раскраски или процарапанного узора в виде разного рода символических знаков. Вначале господствовала объёмная передача фигурок, где утрированным натурализмом выделена пышная женская плоть. Определённые внимание уделяется и схематизированной передаче лица с горбатом носом и крупными глазами, с налепной причёской, с украшениями в частности S- образно спускающимися вдоль щёк подвесками (змейки). Наряду с тем на теле богини нередки разные символические фигуры, отображающие её связь с природой. Ранние статуэтки более тяжеловесны, полногруды, с мощными бёдрами.
Позднее они приобретает более стройные пропорции, тонкую талию при плавном очертании бедер и широкие прямые плечи. В эпоху бронзы торжествует условно плоскостной стиль, когда из широкой уплощенной глиняной лепёшки формируется фронтально развернутый силуэт, лишь отдаленно напоминающий женскую фигуру.
Большое внимание уделяется разработке головы, где особо выделяются крупные, в высоком рельефе выполненные налепи прямо смотрящих глаз, которые как бы преследуют глинизирующим взглядом, детально разработаны причёска и украшение на шее. Но торс предельно условен, руки с неразработанными кистями расставлены в стороны, широкие бедра переходят в общий удлинённый треугольник соединенных ног. В период развитой бронзы большое значение придается нанесению на плечах и на бедрах фигурок разных символических знаков. Дерево (древо жизни), треугольники, звёзды, черточки, зигзаги все они имели космогоническое значение, служа символами земных и небесных сил. В коропластике древнейших среднеазиатских цивилизации гораздо реже встречаются статуэтки мужского беженства, выявленные в культуре южного Туркменистана времени неолита. Иногда это фигурка в сидячей позе, со схематически моделированным туловищем, рельефными глазами торчащей треугольной бородой. Иной тип стоящий мужчина с раздвоенной бородой, косою на спине, иногда в шапочке, окрашенной в чёрный цвет, либо в клобуке или шлеме с наушниками, из-под которого также спускается коса. Эти фигурки трактуют либо как передрал (божественного напарника или супруга) великой богини, либо как божественного героя, типа месопотамского Гильгамеша.
Заметное место играют в Коропластике фигурки животных, переданных довольно так что далеко не всегда удается распознать их породу. В том числе их и домашние, и дикие животные. Образы эти несут в себе определенную символику.
В период бронзового века в Мургабском оазисе — знаменитый мегаполис древнего мира возник на плодородной почве оазиса реки Мургаб и представляет собой систему расположенных совсем рядом городищ, относящихся к разным эпохам, появляются керамические сосуды ритуального назначения, украшенные по бортику лепными фигурками людей и разных животных, в числе которых были собаки, птицы, змеи. Одни из них движутся по часовой стрелке, то есть по ходу солнца, другие парами противостоят друг другу, а змеи как бы выползают из глубины.
Совершенно несомненна космогоническая основа этой композиции движение времен года, птицы — это символы неба, животные земли, рептилии подземного мира, и среди них человек, осознающий себя во многом подчиненным существом, ещё не царем природы. В I тысячелетии до н. э. отмечается странное явление полное исчезновение произведений пластического искусства. Возможно, это связано было с закреплением каких-то религиозных догм, отвергавших очеловеченные образы божеств и закрепленных при Ахеменидах учением Зороастра, в котором царили абстрактные понятия добра и зла веры и правопорядка высших духовных сил и благих деяний. Немногочисленные пластические образы, видимо, не без влияния дворцового искусства Ахеменидов, встречаются в V-IV вв. в монументальной архитектуре. Так, в Хорезме во дворце на городище Калалы- Гыр обнаружена часть матрицы для отливки головы грифона, прямую аналогию которой находим на капителях колонн из дворца в Сузах.
Эпоха античности ознаменована подъёмом пластического искусства. Его возрождение или скорей зарождения на новой идейной и художественной основе было обязано общекультурному воздействию эллинизма.
Привоз изделий из восточной эллинистических стран, участие обосновавшихся в Бактрии греков колонистов, филэлинство парфянских и греко-бактрийских царей всё это способствовало развитию монументальной и малой скульптуры, отвечающей запросам местной аристократии, а в массовых формах коропластики и ювелирного дела средних и низших слоев населения. Но и в областях, где прямое воздействие эллинизма не имело места Согде, Хорезме, эти виды искусства также получают свое развитие.
Мургабский оазис — знаменитый мегаполис древнего мира.
Филэллинство— широкое общественное движение, охватившее весь мир в начале XIX века, в период борьбы Греции за свое освобождение от власти турок. Одним из вождей филэллинов был знаменитый английский поэт Байрон.
Калалы— Гыр, городище конца 5 — начала 4 века до нашей эры и могильник 2–4 века нашей эры в Ташаузской области (Туркмения). Расположено на сухом русле Даудан, одном из древних протоков Амударьи.
Ахемениды — династия царей Древней Персии (705(?)—330 до н. э.).
Литература:
- Г. Пугаченкова «Шедевры Средней Азии». Т-1986
- Мешкерис Вероника Александровна автореферат диссертации «Коропластика Средней Азии IV-III вв. до н. э. — VII-VIII вв. н. э». М., 1992.
- Ф.Касымов Бухара- Париж Эхо Веков. Бухара, 1997.