Роль графики в создании живописных работ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 13.02.2017

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Мухаммедова, Р. Б. Роль графики в создании живописных работ / Р. Б. Мухаммедова, Ш. Ш. Каримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 424-426. — URL: https://moluch.ru/archive/140/39436/ (дата обращения: 16.12.2024).



Научную основу живописи составляет предмет цветоведения. Цветоведение дает будущим художникам представление о возникновении и распространении цветов в природе, их видоизменении под воздействием окружающей среды, а также о способах приготовления и использования красок.

В Средней Азии учение о красках развивалось вместе с работами над книжной миниатюрой, гравюрой, настенных фресок и панно, так как искусство художества требовало знаний выбора цветов и их приготовления. В связи с этим каждый ученик, прежде всего, начинал свой путь с изучения секретов приготовления красок и связанных с ними химических процессов.

Вопрос возникновения и распространения цветов в природе издревле привлекал интерес учёных и художников. Великие художники и теоретики Ренессанса Мон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи и др. в своих работах о живописи описывали свойства цветов.

Известные и выдающиеся учёные как Ньютон, Ломоносов, Гельмгальс искали научный подход к сущности цветов. Исаак Ньютон, например, провел ряд экспериментов, в которых доказал многоцветность одного белого цвета, и на экране создал спектр цветов. Для этого Ньютон провёл тонкий луч белого солнечного света через маленький зазор в чёрном оконном занавесе, и на пути солнечного луча поставил трёхгранную призму. В результате он получил широкую световую гамму, состоящую из различных цветов.

Отображённые на экране цветы являются спектральными цветами, которые расположились в следующем порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Рис. 1. Цветовая гамма

При помощи специального спектроскопа можно создать множество отчётливых и прозрачных спектров. Белый цвет в действительности является сложным, и по цветности является настолько многогранным, что при переходе с одного цвета на другой мы можем заметить оттенки ряда цветов (рис. 1).

Спектральные цветы можно увидеть в радуге, возникающей в небе после прошедшего дождя, в каплях воды из струи фонтана. Если Ньютон изучал цвета с точки зрения предмета физики, то немецкий поэт и искусствовед Иоганн Гёте был крайне заинтересован в воздействии цветов на организм человека. В своём произведении «Учение о цветах» Гёте разделил цвета на «тёплые» и «холодные» оттенки, и высказал мнение, что тёплые (желтовато-красные) цвета дарят человеку чувство радости, холодные цвета (голубовато-зеленые) же в свою очередь приносят чувство унылости.

В XIX веке немецкий природовед Г. Л. Гельмгальс сделал важное открытие в теории цветоведения. На основании многолетних опытов он указал необходимость разделения хроматических цветов по трём основным признакам — тон (название) цвета, его яркости и насыщенности. Японские учёные всегда серьёзно относились к изучению вопросов цветов. Токийский институт цвета до сих пор является единственным институтом в мире, где изучается природное явление, глубоко воздействующее на чувства человека — цвет.

Свойство цвета, отображающее его название, т. е. являющееся причиной наименования первого цвета как красный, второго — синий, третьего — фиолетовый и т. д. называется тоном цвета. Но если добавить немного серого цвета в хроматический цвет снижается его игривость, и цвет начинает тускнеть. Это означает ненасыщенность цвета, т. е. уменьшение количества чистого цвета в краске. Выходит, что насыщенность цвета означает степень его цветности относительно серому цвету.

Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что цвета отделяются друг от друга по трём основным признакам — тон (название) цвета, его яркости и насыщенности. Если внимательно изучить спектр, то можно заметить сходство между красным и фиолетовым цветами, находящимися на краях спектра. Если соединить эти два цвета, то на их границе возникают пунцовые оттенки. Если поместить этот оттенок между красным и фиолетовым цветами и соединить спектр, то мы получим кольцо. Это явление в цветоведении называется цветовой окружностью. В цветовой окружности можно увидеть различные оттенки таких цветов как красный, красновато-светло-жёлтый, жёлтый, желтовато-зелёный, зеленовато-голубой, синевато-голубой, синий, синевато-фиолетовый и пунцовый.

В цветовой окружности существует огромное количество оттенков, но из них наш глаз может различить лишь около 150. Порядок расположения оттенков в цветовой окружности всегда остаётся неизменным. Если разделить цветовую окружность на две равные половины, на первой половине расположатся красный, светло-жёлтый и желтовато-зелёный оттенки, на второй же половине будут зеленовато-голубой, бирюзовый, синевато-голубой и фиолетовый оттенки. На первой половине окружности располагаются тёплые, на второй же холодные цвета. Причиной их названия служит то, что красные и жёлтые цвета характеризуют огонь, раскалённое железо, жар, а голубой, синий и зелёный цвета напоминают воду и лёд. Данное разделение является условным, и любой тёплый цвет около более тёплого цвета кажется холодным, и наоборот, любой холодный цвет около другого холодного цвета может показаться тёплым.

Предмет химии помогает в изучении цветов, в определении рецептов красок при химическом смешивании различных цветных элементов. Краски приготовляются в основном двумя способами. Названия цветов же в основном происходят от названия месторождения, где они были получены.

Например, если взять неаполитанскую жёлтую краску, то эта желтовато- рыжая краска изготовляется из вещества, выброшенного вместе с лавой из вулкана, расположенного у итальянского города Неаполя. Халилова охра — это краска с золотым оттенком, которая добывается в селе Халиловка Оренбургского района на Урале. Индийская жёлтая — насыщенно жёлтая краска, которая берется из листьев финиковой пальмы в штате Бенгалия, Индия. Также некоторые яркие краски берут из живущих на дубовых деревьях жуков (2–8 мм длиной) и червяков Северной Америки.

В изобразительном искусстве существуют понятия живописи и графики, которые отличаются друг от друга способами и приёмами работы, а также средствами изображения. Цвет имеет огромную роль в жизни человека. В различных ситуациях он по-разному может воздействовать на человека. Поэтому мы иногда характеризуем цвета как «радостные» и «тусклые». Человек издревле учитывал такие свойства цветов, и успешно их использовал в своей деятельности. Особенно ими мастерски пользовались художники. При помощи различных цветов они добавляли красоту своим работам, воздействуя на настроение человека и побуждая его к различным мыслям. По этой причине во многих направлениях и жанрах изобразительного искусства огромную роль играет подбор цветов и их использование. Но мы должны подчеркнуть факт, что живопись становится значимой и могучей только при помощи графики. Поэтому с ранних времен сформировалось мнение, что графика считается как основание для живописи. Но хорошее знание цветов имеет колоссальное значение для каждого начинающего художника.

Как мы уже отмечали, все цвета получаются при смешивании трёх основных цветов спектра — красного, жёлтого и голубого, которые называются основными цветами. При смешивании основных цветов получаются дополнительные цвета. Например, при смешивании красного и голубого получится фиолетовый, при смешивании красного и жёлтого образуется светло-жёлтый, от жёлтого и голубого цветов — зелёный. Также различают хроматические и ахроматические цвета. Ахроматические цвета различаются своей светлостью или бледностью. Например, ахроматические цвета составляют белый, серый, тёмный, чёрный. Хроматические цвета же отличаются оттенком, т. е. красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый и др. цвета. Цвета, стоящие противоположно в цветовой окружности, называются «контрастными» цветами. Контрастные цвета значительно отличаются, и показывают друг друга гораздо ярче. Например, на фоне зелёного цвета красный кажется ещё ярче, и наоборот, на красном фоне зелёный кажется ещё светлее. При работе с цветами большое значение имеет знание гармонии, т. е. соответствия цветов.

При изображении предметов и явлений используются такие краски как масляные, темпера, акварель и гуашь. Изображение с использованием красок является довольно сложным процессом, требующим от художника знания свойств и техники эффективного и грамотного применения цветов. Основу живописи составляет изображение объёма, фактуры и пространственного положения предмета при помощи красок. При отображении предмета каждый рисующий должен уделять особое внимание цветам. Только тогда можно понять различие цвета от его вида в природе, так как цвет предмета может различаться в зависимости от его близости или дальности к нам. Причиной этого явления считается влияние погоды и окружающей среды на вид предмета. Правильный подбор соотношения цветов и его нанесение на полотне или другой поверхности считается основным фактором, влияющим на выражение живописи. Работа с акварельными красками также требует серьёзного подхода и упорного практического труда. Теоретическая часть работы с акварельными красками предусматривает одновременную надлежащую практику.

Все цвета, кроме ахроматических цветов, т. е. имеющие оттенок какого-либо цвета, входят в хроматические цвета. К ним относятся все цвета солнечного спектра, а также цвета, получаемые при их смешивании. Также белый цвет и его оттенки входят в ряд хроматических цветов.

В отличие от ахроматических цветов, хроматические цвета отличаются не только яркостью, но также названием и оттенками. Например, жёлтый цвет разительно отличается от красного как силой яркости, так и оттенком цвета. Каждый хроматический цвет имеет три свойства — тон (оттенок) цвета, яркость (имеется в виду малая или большая яркость цвета) и насыщенность (густота, плотность) цвета. Именно по этим свойствам каждый хроматический цвет отличается от другого.

Оттенок цвета определяется по длине волн цвета. Благодаря этой особенности наш глаз может видеть и осознавать красный, жёлтый, голубой и другие спектральные цвета. Но количество оттенков гораздо больше, чем сами названия цветов, которыми мы их характеризуем. При добавлении белого цвета к любому из спектральных цветов длина волн цвета остаётся неизменной. Это объясняется тем, что при добавлении белого изменяется лишь яркость (светлость) цвета, что определяется коэффициентом отражения. Для точного определения яркости используется специальный прибор — фотометр. Чем ближе оттенок цвета к спектральному цвету, тем выше будет его яркость.

Литература:

  1. Булатов С. С., Аширова М. О. «Краткий словарь прикладного искусства». Т., гл. редакция Кобуслар, 1992 г.
  2. Беда В. «Живопись». M. 1968 г.
  3. Гусев В. Н. Акварельные краски. M. 1979 г.
Основные термины (генерируются автоматически): цвет, цветовая окружность, белый цвет, красный, оттенок, краска, оттенок цвета, хроматический цвет, яркость, зеленый цвет.


Похожие статьи

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

К вопросу об использовании графических материалов на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Место рисования с натуры в формировании изобразительного мастерства учащихся профессиональных колледжей

Роль компьютерной графики в обучении студентов в области художественных специальностей

Значение рисунка в проектной деятельности архитектора

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Художественный образ в хореографическом искусстве

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях учреждений среднего профессионального образования

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа

Похожие статьи

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

К вопросу об использовании графических материалов на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Место рисования с натуры в формировании изобразительного мастерства учащихся профессиональных колледжей

Роль компьютерной графики в обучении студентов в области художественных специальностей

Значение рисунка в проектной деятельности архитектора

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Значение упражнений на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Художественный образ в хореографическом искусстве

Дизайн-проектирование плаката на практических занятиях учреждений среднего профессионального образования

Гравюра на картоне (глубокая печать) в контексте композиционного построения художественно-графического образа

Задать вопрос