Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Васильченко А. О. Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области) // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 297-306. — URL https://moluch.ru/archive/204/50135/ (дата обращения: 27.06.2019).



В статье осуществлён анализ факторов устойчивого развития региона (на примере Брестской области), отражен комплексный подход на основе анализа экономических, экологических, социальных, финансовых и институциональных факторов. Представлены тенденции развития туризма и туристической инфраструктуры Брестской области, произведен PEST-анализ, отражающий социальные, научно-технические, экономические, политические и природно-географические факторы, влияющие на развитие туризма в регионе.

Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, PEST-анализ, экологическая устойчивость, экономическая устойчивость, социальная устойчивость, институциональная устойчивость, финансовая устойчивость региона.

The article analyzes the factors of sustainable development of the region (on the example of the Brest region), reflects an integrated approach based on the analysis of economic, environmental, social, financial and institutional factors. Tendencies of development of tourism and tourist infrastructure of the Brest region are presented, the PEST analysis reflecting social, scientific and technical, economic, political and natural and geographical factors influencing development of tourism in the region is made.

Key words: sustainable development, tourism, PEST analysis, environmental sustainability, economic sustainability, social sustainability, institutional sustainability, financial sustainability of the region.

Термин «устойчивое развитие» представляет собой сбалансированное развитие региона, при котором использование природных ресурсов, привлечение инвестиций, обеспечение научно-технического прогресса, институциональные изменения и развитие личности являются взаимосогласованными процессами, обеспечивающими раскрытие потенциала региона для удовлетворения потребностей человечества и обеспечения качества жизни людей в настоящем и будущем. Как известно, индикаторы устойчивого развития должны отражать процесс сбалансированного развития региона, который представлен социальными, экологическими, экономическими, финансовыми и институциональными аспектами.

Для обеспечения сбалансированного развития государства, необходимо осуществлять поддержку развития его регионов, так как в современной экономике роль регионов, как субъектов экономической деятельности, постоянно возрастает из-за их нелинейного, ассиметричного, волнового и цикличного характера. Развитие туризма оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие страны. О чем свидетельствуют данные Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC): за 2012 г. реальный рост рынка туристических услуг (гостиницы, туристические агентства, пассажирские перевозки, авиакомпании, рестораны, дома отдыха) составил в Беларуси 11,5 %, а доля сектора в национальном ВВП — 2,1 %. В 2017 г. она снизилась и составила 1,8 %. Изначально, определить вклад туризма в ВВП страны было достаточно затруднительно. Однако, после завершения реализации совместного с Европейским Союзом проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси» были разработаны первые сателлитные (вспомогательные) счета, который помогут оценить реальный вклад туризма в ВВП страны [1].

Тема исследования изучена недостаточно глубоко, о чем свидетельствует отсутствие единой, четко разработанной системы социально-эколого-экономических, финансовых и институциональных индикаторов, представленных в работах отечественных и зарубежных ученых. Среди которых такие, как: Шимова О. С. [4], Бобылев С. Н., Мамбетова Ф. А., Хуранова З. Б., Н. Д. Кремлев, Мачихина А. В., Ускова Т. В., Х. Боссель, В. И. Вернадский, В. И. Данилова-Данильян, О. К. Дрейер, Д. Медоуз, Н. Н. Моисеев, В. В. Новожилов, Дж. Форрестер, И. Я. Блехцин, М. Г. Ганопольский, А. Г. Гранберг, О. П. Пчелинцев, В. Е. Рохчин, А. И. Шишкин и др.

Целью исследования является анализ факторов устойчивого развития сферы туризма и гостеприимства на примере Брестской области с целью обеспечения сбалансированного развития экономики с учетом текущей ситуации, сложившейся на рынке услуг.

Основная часть. Для обеспечения сбалансированного развития региона необходимо синхронизировать ряд следующих направлений региональной политики: сократить дифференциацию в уровне и качестве жизни населения в регионе с применением эффективных средств социальной и бюджетной политики; осуществлять стимулирование экономического развития региона на основе программ поддержки развития регионов, формирования стратегий устойчивого развития, создания кластерных формирований с целью обеспечения синергетического эффекта от интеграции предприятий-представителей реального сектора экономики с высшими учебными заведениями, представителями научно-исследовательских институтов, сконцентрированных на определенной территории; координация государственных инвестиций и инвестиционных стратегий развития бизнеса с учетом специфики региона и уникальных конкурентных преимуществ.

Обеспечение устойчивого развития региона характеризуется комплексным подходом, включающим ряд составляющих:

– институциональную устойчивость региона, которая представлена совокупностью внешних и внутренних факторов. К внешним относят: экономические (общий спад в экономике, рост инфляции, замедление платежного оборота, нестабильность регулирующего законодательства, снижение платежеспособности потребителей), рыночные (снижение емкости внутреннего рынка, слабое развитие рыночной инфраструктуры сервиса, усиление монополизма на рынке, существенное снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, нестабильность финансового рынка, нестабильность валютного рынка), социально-политические (политические факторы, ухудшение криминогенной ситуации, снижение уровня научного обеспечения, отсутствие квалифицированных управленческих кадров и специалистов), прочие (состав которых может быть определен индивидуально с учетом специфики хозяйственной деятельности в определенной области сферы услуг, например, факторы экологии, региональной политики). К внутренним относят: производственные, инвестиционные, финансовые, организационно-управленческие и др. [2].

– экологическую устойчивость, которая характеризуется показателями качества окружающей среды, способной удовлетворить потребности текущего и будущего поколений, а также сохранить природный капитал региона;

– социальную устойчивость, направленную на сохранение стабильности социально-культурных систем;

– экономическую устойчивость, которая представлена достаточно широким перечнем факторов развития региона, среди которых: состояние финансовой и денежно-кредитной сферы, инвестиционная привлекательность региона, уровень конкурентоспособности предприятий региона, динамика предпринимательской активности и т. д.;

– финансовую устойчивость, характеризующуюся совокупностью показателей экономической, социальной, экологической, институциональной систем развития региона. Что позволит рассчитать показатели, которые, будучи представленными в динамике, используются для мониторинга изменений финансовой устойчивости и позволяют очертить контуры возможных проблем [3, с. 602].

Комплексный подход к изучению и систематизации факторов устойчивого развития представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Комплексный подход к устойчивому развитию региона.Примечание: составлено автором на основании [2, 3].

Изученные автором подходы к методам оценки устойчивого развития региона включают большое количество критериев и показателей. Однако, в туристической отрасли они имеют свои особенности. Всемирной туристской организацией, Всемирным советом по путешествиям и туризму и Советом Земли в 1995 г. была разработана «Повестка дня на ХХI в. для индустрии путешествий и туризма». В ней намечена конкретная программа действий государственных ведомств, национальных туристических администраций (НТА), отраслевых организаций и туристических компаний по устойчивому развитию туризма, сформулированы основные принципы устойчивого туризма.

Уровень развития туризма, как внутреннего, так и международного, в странах Европейского Союза и в Республике Беларусь в преобладающей степени оценивается его вкладом в экономику, т. е. экономической эффективностью, означающей:

– получение экономического эффекта от организации туризма в масштабе государства;

– от туристического обслуживания населения и иностранных туристов, прибывших в страну пребывания;

– от производственно-обслуживающей деятельности туристических организаций и др.;

– рост валового внутреннего продукта и валового регионального продукта.

В то же время туризм, как бы косвенно экономически оценивается, поскольку способствует:

– развитию малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и других отраслях инфраструктуры;

– развитию инфраструктуры (индустрии), обеспечивающей в своей стране оказание качественных туристических услуг, и увеличению их объемов;

– привлечению инвестиций в развитие индустрии, обеспечивающей оказание туристических услуг на внутреннем и международном рынках;

– повышению уровня занятости населения, рациональному использованию человеческих ресурсов, росту его доходов и благосостояния [4, с. 45–46].

С целью рассмотрения влияния вышеперечисленных факторов на развитие региона, объектом изучения была выбрана Брестская область — область, расположенная на юго-западе Республики Беларусь. Ее площадь 32,8 тыс. км², население (на 1 января 2018 г.) составляет 1 384 476 человек. Административный центр — город Брест. Брестская область состоит из 16 районов и включает 3 города областного подчинения (Брест, Барановичи, Пинск). На территории области расположено 18 городов районного подчинения, 8 посёлков городского типа, около 2200 сельских населенных пунктов. Этот регион расположен на территории Полесской низменности и преобладает однообразный плоский рельеф. Индексы основных социально-экономический показателей за 2011–2016 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Индексы основных социально-экономических показателей к 2010г. (стоимостные показатели всопоставимых ценах).

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Реальные располагаемые денежные доходы населения

97,7

119,4

139,0

140,0

129,5

119,9

Валовой региональный продукт

102,0

103,2

105,0

107,1

102,0

101,3

Промышленное производство

105,8

109,1

112,2

111,5

106,5

110,7

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

104,5

113,7

107,1

114,0

111,4

119,1

Пассажирооборот транспорта

97,3

99,0

108,9

100,0

93,3

89,0

Товарооборот общественного питания

101,3

108,5

116,6

113,1

102,4

101,6

Экспорт услуг

105,5

115,4

140,3

169,6

137,1

152,5

Импорт услуг

91,8

92,4

102,9

248,8

103,8

118,2

Составлено автором на основании [5].

Динамика индекса реальных располагаемых денежных доходов населения представлена на рис. 2. Данный индекс показывает изменение реального содержания суммарной величины доходов населения. Соответственно, в 2011 г. уровень реальных располагаемых денежных доходов населения составил 97,7 %, в 2012 г. — увеличился на 21,7 п.п., в 2013 г. и 2014 г — увеличился соответственно на 19,6 и 20,6 п.п., а с 2015 г. наблюдалось некоторое снижение данного показателя на 10,5 в 2015 г. и 9,6 п.п. в 2016 соответственно.

Рис. 2. Индекс реальных располагаемых денежных доходов населения [5].

Методологические принципы расчета ВРП и его компонентов аналогичны принципам определения этих показателей на уровне экономики в целом. Суммарный ВРП, рассчитанный по всем регионам Республики Беларусь, отличается от ВВП на нераспределенную по регионам часть:

– нерыночных услуг, оказываемых государственными организациями обществу в целом (услуги обороны, государственного управления);

– других нерыночных услуг, финансируемых из средств республиканского бюджета, информация по которым отсутствует на региональном уровне;

– ненаблюдаемой экономики в части неформальной экономики из-за отсутствия сводных статистических данных выборочного обследования домашних хозяйств о численности физических лиц, занятых оказанием услуг по данному виду экономической деятельности;

– налогов на продукты, уплачиваемых плательщиками в республиканский бюджет, и субсидий на них, предоставляемых из республиканского бюджета [6, с. 43–47].

Для того, чтобы определить вклад Брестской области в ВВП страны, рассмотрим таблицу 2, где приведена структура ВВП страны и основные данные по регионам.

Таблица 2

Валовый региональный продукт Республики Беларусь за 2016г.

Регион

ВРП, млн. руб.

Доля ВРП в ВВП,%

Индекс ВРП,%

к 2010г.

(в сопоставимых ценах)

ВРП на душу

населения, млн руб.

Индекс инвестиций в основной капитал, % к 2010г. (в сопоставимых ценах)

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП,%

Республика Беларусь (ВВП)

94 949,0

100

119,3

9 927,0

18710/71,8

19,7

Минская область

13 329,7

14,03

121,5

9 386,1

4 525,4/ 94,8

32,7

Гомельская область

9 766,7

10,29

100,2

6 869,2

2580,0/66,2

26,44

Брестская область

9 041,9

9,52

121,5

9 386,1

4 525,4/95,4

33,95

Витебская область

7 496,1

7,89

101,0

6 295,1

1 691,7/63,6

22,57

Могилевская область

6 841,2

7,21

98,1

6 417,5

1 364,5/49,8

19,95

Гродненская область

7 930,5

8,35

109,8

7 561,5

2 930,6/107,1

36,95

г. Минск

26 276,0

27,67

103,7

12 960,0

3756,3/72,4

14,3

Примечание: составлено автором на основе данных статистических ежегодников по областям РБ.

Анализ структуры валового регионального продукта Республики Беларусь за 2016 г. показал, что пятая часть добавленной стоимости создается в г. Минске, за тем идут Минская, Гомельская и Брестская области. Наименьший вклад в ВРП осуществляет Могилевская область, вклад Гродненской и Витебской областей практически идентичен и составляет 7–8 % в структуре ВВП страны. Необходимо отметить, что практически все регионы страны имеют достаточно высокую долю инвестиций в основной капитал в ВРП. Это является необходимым условием для расширенного воспроизводства. Так, в мировой практике удельный вес инвестиций 30–40 % в ВВП признается достаточным для расширенного воспроизводства, а 20 % — для простого. Среди первичных регионов страны только г. Минск демонстрирует долю инвестиций в основной капитал ниже указанного норматива, что объясняется высокой концентрацией производства в данном регионе и большей потребностью инвестиций в абсолютном выражении по сравнению с другими территориями. Весомый вклад в ВРП региона осуществляется за счет туристической деятельности.

В целом, Брестская область имеет уникальные возможности для развития различных видов туризма. Об этом свидетельствует развитая инфраструктура, большое количество объектов туристического показа различной направленности, наличие санаторно-курортных организаций, детских лагерей, физкультурно-спортивных сооружений (рис. 3).

Рис. 3. Коллективные средства размещения Брестской области (2010–2016 гг.) Примечание — составлено автором на основании [5].

Как видно из рис. 3, численность коллективных средств размещения неуклонно растет: в 2010 г. составляла 105 шт., в 2016 г. — 141 шт., темп прироста соответственно составил 34,3 %. Среди категории «гостиницы и аналогичные средства размещения»: в 2010 г. численность составляла 59 шт., в 2016 г. — 76 шт., темп прироста соответственно составил 28,81 %. В категории «санаторно-курортные, оздоровительные организации и другие средства размещения» в 2010 г. 46 шт., в 2016 г. — 65 шт., темп прироста соответственно составил 41,3 % соответственно.

Согласно перечню основных туристско-рекреационных территорий, отраженных в [8], Брестская область имеет 9 объектов, среди которых: курорт местного назначения «Озеро Белое», специальный туристско-рекреационный парк «Сосновый Бор», туристические зоны местного назначения «Бусса», «Лесная», «Озеро Бамовское», «Телеханская», «Зельвянка», туристическая зона города Бреста и туристическая зона города Пинска. Кроме того, на территории Брестской области расположен национальный парк, жемчужина культурного наследия ЮНЕСКО Беловежская пуща, где сохранены в естественном состоянии уникальные объекты Беловежского леса, биологическое и ландшафтное разнообразие территории, восстановлены нарушенные природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность. Их использование осуществляется в природоохранных, научных, просветительских, оздоровительных, рекреационных целях.

По состоянию на 2018 год в Брестской области разработано более чем 150 туристско-экскурсионных маршрутов, услуги размещения оказывают 76 гостиниц, имеются ряд санаторно-курортных и оздоровительных организаций, агроусадеб, и комплексов, занимающихся агроэкотуризмом. Услуги питания оказывает 262 ресторана и кафе, 193 объекта общественного питания придорожного сервиса, 32 музея и дома ремесел, 65 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, 27 домов охотника, 25 агротуристических комплексов и 24 базы отдыха [5].

В развитии экологического туризма большую роль играют заказники республиканского значения, из которых 8 находятся на территории области. Заказниками разработано 43 экскурсионных маршрута и экологические тропы, 7 заказников создали центры экологического просвещения, 6 имеют собственную круглогодичную базу по приему туристов.

Кроме того, в области функционируют 36 охотничьих хозяйств, 84 водных объекта, на которых развивается туризм, 139 туристических стоянок и зон отдыха, в том числе 82 у водоемов, 7 пассажирских судов, 23 причала, 4 дома рыбака, 75 экологических турмаршрутов с активными способами перемещения.

Ключевыми брендовыми объектами туристического показа являются Беловежская пуща и Брестская крепость-герой. Брестская область имеет все возможности для развития трансграничного турима: на юге она граничит с Украиной, а на западе с Республикой Польшей. В рамках различных международных проектов осуществляется сотрудничество между данными странами в том числе в сфере развития туризма.

Для раскрытия туристического потенциала Брестской области, необходимо провести PEST-анализ, позволяющий отразить степень влияния внешних факторов различной направленности: политических, экономических, географических, технологических и социальных. Оценка степени и вероятности влияния факторов определяется экспертным путем и представлена в таблицах 3 и 4.


Таблица 3

Оценка степени влияния факторов

Факторы

Эксперты (степень влияния)

Средняя оценка

Весовой коэфф.

1

2

3

4

5

  1. Политические

1.1. Правовая грамотность населения

4

3

2

2

3

2,8

0,02

1.2.Политическая стабильность региона

5

4

4

5

5

4,6

0,03

1.3.Изменение законодательства

5

4

4

4

5

4,4

0,03

1.4.Развитие международных связей страны

5

4

5

5

4

4,6

0,03

1.5.Смягчение административного контроля в сфере туризма

5

5

5

5

5

5,0

0,04

1.6. Возможность террористических актов

4

5

4

4

5

4,4

0,03

1.7.Смена политических партий

3

2

3

2

2

2,4

0,02

  1. Экономические

2.1.Динамика валютных курсов

4

5

5

5

4

4,4

0,03

2.2.Налоговая политика

5

5

5

5

4

4,8

0,04

2.3.Уровень доходов населения

5

4

5

5

5

4,8

0,04

2.4.Развитие туристической инфраструктуры

5

5

5

5

5

5,0

0,04

2.5.Предоставление широкого спектра услуг

5

4

4

4

4

4,8

0,03

2.6.Большое количество объектов туристического показа различной направленности

4

5

5

4

5

4,6

0,03

2.7.Формирование туристических кластеров

3

2

2

2

2

2,2

0,02

2.8. Возрастание роли агротуризма и экологического туризма

4

4

4

4

5

4,2

0,03

2.9. Усиление роли СМИ в продвижении разработанных туристических маршрутов

5

4

4

5

5

4,6

0,03

  1. Социальные

3.1. Увеличение доли трудоспособного населения

3

4

4

4

3

3,6

0,03

3.2. Рост показателей рождаемости

4

4

3

3

3

3,4

0,03

3.3. Увеличение доли городского населения

4

4

4

3

2

3,4

0,03

3.4. Темп роста населения

2

2

3

3

3

2,6

0,02

3.5. Уровень культуры населения

4

4

4

4

4

4,0

0,03

3.6.Уровень образования населения

4

5

5

4

5

4,6

0,03

3.7.Владение иностранными языками

3

2

2

4

3

2,8

0,02

  1. Научно-технические факторы

4.1.Внедрение передовых технологий электронного маркетинга

5

5

4

4

4

4,4

0,03

4.2.Внедрение CRM-программ в работу туристических предприятий

3

2

2

2

4

2,6

0,02

4.3.Совершенствование систем обслуживания в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых технологий

4

3

3

4

3

3,4

0,03

4.4.Повышение информированности клиента, возможность выбора тура онлайн

4

4

3

4

5

4,8

0,03

  1. Природно-географические факторы

5.1.Климатические условия

5

5

5

5

5

5,0

0,04

5.2. Наличие ООПТ

5

4

4

5

5

4,6

0,03

5.3.Природные катаклизмы

4

4

4

4

4

4,0

0,03

5.4.Ограниченность природных ресурсов

4

3

2

2

2

2,6

0,02

5.5. Благоприятные физико-географические характеристики

5

5

5

5

5

5,0

0,04

5.6.Наличие трансграничных территорий (Украина, Польша)

4

4

4

5

5

4,4

0,03

ИТОГО:

131,6

1,0

Примечание: составлено автором

В опросе участвовали представители реального сектора (работники туристических фирм). Из данной таблицы видна степень влияния каждого из группы факторов. Оценки, данные экспертами были усреднены. Каждой из них присвоен весовой коэффициент. Следующим шагом является оценка вероятности влияния каждого фактора.

Таблица 4

Оценка вероятности влияния факторов.

Факторы

Весовой коэфф.

Эксперты (степень влияния)

Средняя оценка

Взвешен. средняя

1

2

3

4

5

1.Политические

1.1. Правовая грамотность населения

0,02

4

4

4

4

4

4

0,08

1.2.Политическая стабильность региона

0,03

5

5

5

5

5

5

0,15

1.3.Изменение законодательства

0,03

3

4

3

3

4

3,4

0,102

1.4.Развитие международных связей страны

0,03

3

3

3

4

4

3,4

0,102

1.5.Смягчение административного контроля в сфере туризма

0,04

3

3

2

3

4

3

0,12

1.6. Возможность террористических актов

0,03

1

1

1

1

1

1

0,03

1.7.Смена политических партий

0,02

2

5

3

4

4

3,6

0,072

2.Экономические

2.1.Динамика валютных курсов

0,03

2

2

1

3

3

2,2

0,066

2.2.Налоговая политика

0,04

3

2

3

3

2

2,6

0,104

2.3.Уровень доходов населения

0,04

4

5

5

5

5

4,8

0,192

2.4.Развитие туристической инфраструктуры

0,04

4

4

5

5

5

4,6

0,184

2.5.Предоставление широкого спектра услуг

0,03

4

4

4

3

3

3,6

0,108

2.6.Большое количество объектов туристического показа различной направленности

0,03

5

5

4

4

4

4,4

0,132

2.7.Формирование туристических кластеров

0,02

3

2

2

3

3

2,6

0,052

2.8. Возрастание роли агротуризма и экологического туризма

0,03

4

4

3

5

4

4

0,12

2.9. Усиление роли СМИ в продвижении разработанных туристических маршрутов

0,03

3

4

4

3

2

3,2

0,096

3.Социальные

3.1. Увеличение доли трудоспособного населения

0,03

4

4

3

3

4

3,6

0,108

3.2. Рост показателей рождаемости

0,03

3

3

2

4

4

3,2

0,096

3.3. Увеличение доли городского населения

0,03

4

4

4

3

3

3,6

0,108

3.4. Темп роста населения

0,02

3

4

4

3

3

3,4

0,068

3.5. Уровень культуры населения

0,03

4

4

4

4

5

4,2

0,126

3.6.Уровень образования населения

0,03

5

5

4

4

5

4,6

0,138

3.7.Владение иностранными языками

0,02

3

2

2

3

4

2,8

0,056

4.Научно-технические факторы

4.1.Недостаточное внедрение передовых технологий электронного маркетинга

0,03

5

4

4

5

5

4,6

0,138

4.2.Внедрение CRM-программ в работу туристических предприятий

0,02

3

2

2

2

3

2,4

0,048

4.3.Совершенствование систем обслуживания в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых технологий

0,03

4

4

4

3

3

3,6

0,108

4.4.Повышение информированности клиента, возможность выбора тура онлайн

0,03

5

5

5

5

4

4,8

0,144

5.Природно-географические факторы

5.1.Климатические условия

0,04

5

5

5

4

4

4,6

0,184

5.2. Наличие ООПТ

0,03

5

5

5

5

5

5

0,15

5.3.Природные катаклизмы

0,03

3

2

2

1

1

1,8

0,054

5.4.Ограниченность природных ресурсов

0,02

3

2

2

3

3

2,6

0,052

5.5. Благоприятные физико-географические характеристики

0,04

4

3

3

3

4

3,4

0,136

5.6.Наличие трансграничных территорий (Украина, Польша)

0,03

5

5

4

5

5

4,8

0,144

Примечание: составлено автором.

Согласно данным, представленным в таблице 4, факторами, оказывающими наибольшее влияние на развитие Брестской области являются следующие (табл. 5).

Таблица 5

Ключевые факторы влияния на развитие Брестской области.

Политические

Экономические

Политическая стабильность региона

Налоговая политика

Изменение законодательства

Уровень доходов населения

Развитие международных связей страны

Развитие туристической инфраструктуры

Смягчение административного контроля в сфере туризма

Предоставление широкого спектра услуг

Большое количество объектов туристического показа различной направленности

Возрастание роли агротуризма и экологического туризма

Социальные

Научно-технические факторы

Увеличение доли трудоспособного населения

Внедрение передовых технологий электронного маркетинга

Увеличение доли городского населения

Совершенствование систем обслуживания в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых технологий

Уровень культуры населения

Повышение информированности клиента, возможность выбора тура онлайн

Уровень образования населения

Природно-географические факторы

Природно-географические факторы

Климатические условия

Наличие ООПТ

Благоприятные физико-географические характеристики

Наличие трансграничных территорий (Украина, Польша)


В результате PEST-анализа нами выявлены ключевые факторы развития региона (таблица 5), что позволит сделать соответствующие выводы:

– политическая стабильность региона позволит увеличить туристический поток и позиционировать территорию как привлекательную и безопасную для развития туризма;

– изменение законодательства в сфере туризма (в частности, введение безвизового режима) позволило сократить паспортно-визовые формальности, будет способствовать дальнейшему развитию туристической отрасли в целом;

– дальнейшее развитие международных связей страны позволит расширить географию привлеченных туристов, осуществлять продвижение национального туристического продукта, позиционировать Республику Беларусь на международной арене и формировать положительный имидж страны;

– смягчение административного контроля в сфере туризма. Вероятность наступления данного фактора была оценена экспертами как невысокая, однако весовой коэффициент достаточно высок, следовательно, необходимо на законодательном уровне регулировать процессы развития туристической отрасли региона;

– налоговая политика — снижение налогового пресса и способствование развитию малого и среднего бизнеса приведет к увеличению ВРП и будет способствовать экономическому развитию региона;

– уровень доходов населения является ключевым критерием чувствительности туристической отрасли, так как его увеличение имеет прямую зависимость от туристических поездок, число которых, согласно [8] растет;

– развитие туристической инфраструктуры является ключевым показателем развития туристической отрасли. На рис. 2. был приведен анализ динамики количества коллективных средств размещения Брестской области. Тенденции положительные, число мест размещения неуклонно растет.

– предоставление широкого спектра услуг предполагает новые виды услуг для клиентов, включает заимствование международного опыта передовых предприятий отрасли;

– большое количество объектов туристического показа различной направленности формирует туристический потенциал для развития различных видов туризма в Брестской области (охотничий, экологический, агроэкотурим, спортивный, трансграничный, культурно-познавательный, военно-патриотический и др.);

– показатели увеличения доли трудоспособного населения и доли городского населения показывают позитивную тенденцию в развитии туризма в регионе, ввиду увеличения количества потенциальных и реальных туристов;

– уровень образования и культуры населения отражает степень гостеприимства местных жителей и способность обеспечения отрасли квалифицированными кадрами;

– внедрение передовых технологий электронного маркетинга позволит найти ключевые объекты туристического показа в «один клик», обеспечит популяризацию существующего туристического ресурса, формирование целостного имиджа дестинации в глазах потенциальных и реальных потребителей туристических услуг;

– совершенствование систем обслуживания в сфере туризма и гостеприимства с учетом новых технологий расширит количество методов стимулирования сбыта и программ лояльности среди туристических фирм, позволит активизировать применение новых методов клиентоориентированного подхода;

– повышение информированности клиента, возможность выбора тура онлайн является важной составляющей при выборе тура и направления путешествия;

– среди природно-географических факторов ключевыми являются: мягкий климат (однако существует наличие сезонности), наличие особо охраняемых природных территорий и выгодное географическое положение, способствующее развитию трансграничного туризма и формированию туристических кластеров приграничных территорий.

Выводы. Таким образом, анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства раскрыл обширный потенциал Брестской области, показал наличие ряда сильных сторон и возможностей для развития туристической индустрии. Однако, наряду с положительными факторами, существует ряд проблем, сдерживающих развитие туризма в Брестской области. Среди которых: наличие ярко выраженной сезонности туров, отсутствие единого туристического продукта, объединяющего ключевые туристические ресурсы дестинации, устаревшая инфраструктура, изменчивость качества предоставляемых услуг, очень мал удельный вес специалистов, свободно владеющих несколькими иностранными языками и др. Данные проблемы являются существенными для развития отрасли, однако, их влияние может быть сведено к минимуму при наличии государственной поддержки, консолидации научно-исследовательских институтов и вузов, выпускающих профильных специалистов, внедрения передовых технологий обслуживания и инноваций.

Литература:

  1. Медиа-Полесье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://media-polesye.by. — Дата доступа: 20.04.2018 г.
  2. Система управления институциональной устойчивостью социально-экономического развития региона/ Иванова Е. В.// Современные технологии управления. — № 4 (16). Номер статьи: 1602. Дата публикации: 2012–04–08. Режим доступа: http://sovman.ru/article/1602/. — Дата доступа: 22.04.2018 г.
  3. Порохин А. В., Урбан Н. А. Современные научные подходы к определению сущности экономической устойчивости / А. В. Порохин, Н. А. Урбан //Экономические науки (08.00.00). — 2015. — № 11. С. 600–604.
  4. Шимова О. С. Основные положение концепции устойчивого развития туризма / О. С. Шимова //Устойчивый туризм: учеб.-метод. пособие / О. С. Шимова — Минск: РИПО, 2014. — 158 с.
  5. Статистический ежегодник Брестской области. — Введ. 25.09.2017. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Главное статистическое управление Брестской области, 2017. — 462 с.
  6. Клюня В. Л., Балюк С. С. Методологические аспекты определения валового регионального продукта и региональной эффективности / В. Л. Клюня, С. С. Балюк // Весник БДУ. — Сер. 3. — 2012. — № 2. С. 43–47.
  7. Статистические ежегодник Республика Беларусь. — Введ. 20.09.2017. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. — 506 с.
  8. Статистический сборник: «Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь». — Введ. 20.06.2017. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, 2017. — 82 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Брестская область, сфера туризма, Беларусь, туристический показ, увеличение доли, различная направленность, туристическая инфраструктура, устойчивое развитие региона, развитие туризма, развитие.


Похожие статьи

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области

Формирование туристско-рекреационного кластера... Ключевые слова: туристский кластер, инфраструктура, туризм, туристский ресурс, Республика Крым.

Проблемы развития туристического сектора в современных...

Ключевые слова: туризм, туристический сектор, финансовая устойчивость. Туристический сектор играет большую роль в экономике многих регионов и стран в целом. В этой связи очень важны исследования проблем развития туристического сектора...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского...

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале... Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале... проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера.

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

Кыргызская Республика, Кыргызстан, сфера туризма, процент, вид туризма, Ошская область, туристическая деятельность

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане. Ключевые слова: туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма. Сегодня сформированный туристический потенциал нашего региона определяет направление дальнейшей деятельности и развития региона.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

В минувшие годы вследствие проведения интенсивной политики по развитию, улучшению отрасли туризма, в связи с тем, что правительство стало проявлять высокий интерес к данной сфере услуг и благодаря созданию больших интернациональных спортивных и культурных...

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

развитие гостеприимства города, активизация сферы туризма, развивать туристский маркетинг и брендинг Республики Крым, предлагать составленные туристские маршруты и услуги

Похожие статьи

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области

Формирование туристско-рекреационного кластера... Ключевые слова: туристский кластер, инфраструктура, туризм, туристский ресурс, Республика Крым.

Проблемы развития туристического сектора в современных...

Ключевые слова: туризм, туристический сектор, финансовая устойчивость. Туристический сектор играет большую роль в экономике многих регионов и стран в целом. В этой связи очень важны исследования проблем развития туристического сектора...

Потенциал развития туристической сферы Ставропольского...

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Влияние туризма на социально-экономическое развитие регионов

туризм, услуга, туристский продукт, туристическая отрасль, туристский регион, индустрия туризма, турист, сфера туризма, отрасль, товар.

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале... Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале... проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, компания, инженерная инфраструктура, российский туризм, въездной туризм, туристическая отрасль, туристская сфера.

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

Кыргызская Республика, Кыргызстан, сфера туризма, процент, вид туризма, Ошская область, туристическая деятельность

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане. Ключевые слова: туризм, туристские услуги, инфраструктура туризма, экотуризм.

Анализ тенденций развития туристической отрасли...

Ключевые слова: туризм в Калининградской области, целевые показатели развития туризма, экономика туризма. Сегодня сформированный туристический потенциал нашего региона определяет направление дальнейшей деятельности и развития региона.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

В минувшие годы вследствие проведения интенсивной политики по развитию, улучшению отрасли туризма, в связи с тем, что правительство стало проявлять высокий интерес к данной сфере услуг и благодаря созданию больших интернациональных спортивных и культурных...

Анализ прогнозирования продвижения туристской дестинации...

развитие гостеприимства города, активизация сферы туризма, развивать туристский маркетинг и брендинг Республики Крым, предлагать составленные туристские маршруты и услуги

Задать вопрос